Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Фестиваль «Гжель 2.0»: двигаться вперед, сохраняя традиции

07:35, 4 октября 2019

Фестиваль «Гжель 2.0. Вчера – сегодня – завтра», анонсированный в августе по инициативе Российского союза туриндустрии (РСТ), Союза дизайнеров России и Союза «Гжель», состоялся. Мероприятие прошло в рамках национального проекта «Культура».


На площадке главного цеха объединения «Гжель» собрались представители федеральных и районных органов власти, руководители предприятий, дизайнеры, художники, мастера народно-художественных промыслов (НХП), искусствоведы, эксперты в области туризма, маркетинга, брендинга и новых технологий. Участники обсудили возможности создания востребованного продукта при сохранении идентичности промысла, перспективы развития территории Гжели, в том числе и как туристического направления. В заключении состоялась церемония награждения победителей конкурса «Гжель 2.0».


Директор департамента регионального развития и приоритетных проектов Минкультуры РФ Ольга Юркова ознакомилась с работами финалистов конкурса и нашла, что некоторые проекты могут быть использованы для украшения и продвижения Гжели уже сегодня: «Первый конкурс удался, надеюсь, что мероприятие станет традиционным, ежегодным». По ее мнению, сохранение российских НХП – одна из приоритетных задач профильных министерств, ведь пока народные промыслы живы – жива и Россия.


Куратор проекта «Гжель 2.0», руководитель департамента «Дизайн и ремесло» Союза дизайнеров России Алексей Баранов назвал мероприятие уникальным экспериментом. «Междисциплинарное взаимодействие действительно важно, ведь конкурс проходит в сотрудничестве дизайнеров и турбизнеса, – подчеркнул он в беседе с RATA-news. – Мы обратились к студентам творческих вузов, привлекли профессиональную аудиторию. Необходимо переосмыслить наследие НХП и представить его в виде современного конкурентоспособного продукта, посмотреть, чем может стать Гжель завтра». Несмотря на сжатые сроки, поступило порядка 80 заявок от дизайнеров и студентов. Для первого конкурса без истории – это хороший результат, отметил г-н Баранов.


Экспертный совет определил шорт-лист, из которого жюри выбрало победителей в номинациях «Профессионалы», «Студенты» и «Арт-забор». Кстати, во время круглого стола не раз упоминалось, что местные заборы проще всего творчески переосмыслить, многие удивлялись, что это до сих пор не сделано – не сразу и поймешь, что находишься в Гжели.

Алексей Баранов уверен, что конкурс должен стать ежегодным профессиональным событием с интересной программой и хорошим призовым фондом, внушительным списком партнеров и спонсоров. А площадка для него уже есть. «В перспективе он может стать отраслевым, потому что амбиции гжельских производителей велики, они хотят стать столицей российской керамики. Это кажется излишне амбициозно, но начинаешь вникать в суть и понимаешь, что Гжель как ментальный бренд уже давно существует, не надо никому объяснять, что это такое. Гжель знают не только в России, но и во всем мире. При правильной работе с современной продукцией есть шансы застолбить место на коммерческом рынке и в сфере дизайна», – полагает г-н Баранов.


Сейчас Гжель нуждается в серьезной модернизации – страдает транспортная логистика, сервис. В этом смысле особые надежды организаторы конкурса и местная администрация возлагают на туристическую отрасль, которая активно начинает развивать на этой территории сферу услуг и гостеприимства.

Как заметила глава сельского поселения Гжельское Галина Голенкова, многие не верили, что туризм придет в Гжель, но это происходит: «Мы движемся вперед, хоть и небольшими шагами. Надеюсь, конкурс будем проводить каждый год. У нас хорошие традиции, а самое главное – хорошая команда».Сцена


Глава сельского поселения Новохаритоновское Нина Ширенина напомнила, что объединение «Гжель» – это уникальное предприятие, в 70-80 годы прошлого века воспитавшее свыше полусотни художников, которые сегодня прославляют гжельские изделия по всему миру. Она полагает, что власти должны создавать рабочие места, чтобы, как в былые времена, в объединении «Гжель» трудилось минимум 100 работников.

Интересный опыт был получен во время телемоста с экспертами в области развития народных промыслов. Специалисты Центра развития туризма Свердловской области поделились своим наработками по сохранению и продвижению местных ремесел. К примеру, областной художественно-экспертный совет по народным промыслам дает денежные премии художникам, которым присвоено звание мастера, популяризирует их продукцию, включает места традиционного бытования НХП в туристические маршруты.


На связь также вышел итальянский город-побратим Гжели. Расположенный в Умбрии старинный городок Дерута – центр итальянской майолики. Председатель коммуны Деруты Сара Леандри и ее коллеги рассказали, что сталкиваются практически с теми же проблемами, что и гжельцы. Глобализация, цифровые технологии, засилье китайской сувенирки – все это приводит к падению спроса на аутентичную продукцию.


Алексей Баранов добавил, что итальянцы уже воплощают в жизнь все те идеи, которые только примеряются к Гжели – работу со студентами, создание профобъединений керамистов. В Италии 45 муниципалитетов объединились для работы по единой программе поддержки развития НХП и обмена инициативами, а также внедрения продукции в новые ниши и на новые рынки.


В ходе панельной дискуссии (материал об этом читайте в следующем номере RATA-news) эксперты пришли к мнению, что новое осмысление гжельского промысла возможно только в тесном взаимодействии художников, дизайнеров и мастеров. Необходимо также привлекать маркетологов для создания упаковки и продвижения обновленного продукта, углублять образование дизайнеров в сфере НХП.


Среди конкурсных проектов, помимо эскизов посуды и изделий из керамики, были представлены решения в области графического, предметного и промышленного дизайна, варианты сувенирной продукции, предметы одежды и обуви, арт-объекты, трафареты, принты и паттерны для оформления архитектурных объектов разной функциональности, проекты по брендингу территории и работы в жанре медиа-арт.


Победителями конкурса стали: в номинации «Студенты» – Дарья Братугина, София Газиянц, Елизавета Узлова, Анна Кудашова, Мия Хагуш (Институт бизнеса и дизайна); в номинации «Профессионалы» – Артем Культенко; в номинации «Арт-забор» – Юлиана Лукьянова. Финалисты получили благодарственные письма от заместителя министра культуры Ольги Яриловой.


Галина Голинкова в разговоре с RATA-news добавила, что уже взяла на заметку несколько работ участников. «Шрифт победителей интересный. Правда, в нем не показан гжельский мазок. Но идея хорошая, можно доработать и внедрять в визитках и рекламе, – сказала она. – Очень рада, что мне довелось стоять у истоков этого проекта вместе с вице-президентом РСТ Ольгой Санаевой. Мероприятие привлекло внимание всех жителей Гжели, его обсуждали, к нему готовились. Все прошло замечательно, на высоком уровне, на нас обратили внимание федеральные структуры. Думаю, что у нас есть будущее», – заключила глава поселения Гжельское.


Итогом мероприятия стало подписание трехстороннего договора о сотрудничестве между РСТ, Союзом дизайнеров России и Союзом «Гжель». От РСТ его подписала руководитель Московского регионального отделения РСТ Марина Лабутина.

Наталья Панферова, RATA-news
Фото автора и Елены Матвеевой

Обсудить в telegram

вам может быть интересно