Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Юристы не ждут большого числа претензий к туроператорам из-за «ВИМ-Авиа»

02:59, 4 октября 2017

Количество претензий туристов к турагентствам и операторам в связи с сорванными рейсами «ВИМ-Авиа» вряд ли будет большим. Как поясняет учредитель юридической компании «Персона Грата», глава Правовой комиссии Российского союза туриндустрии Георгий Мохов, существенных убытков туристы не понесли, так как операторы их размещали и кормили, а тем, кто только собирался лететь на отдых, предлагали альтернативные варианты.

«Тем не менее, вернувшись с неудачного отдыха, многие посоветуются со своими юристами и решат компенсировать свои если не реальные, то моральные потери», – заметил он. Однако и здесь судебные перспективы невелики, если, конечно, их не будут искусственно раздувать. «По статистике, из 100 таких жалоб до суда доходит не более 10. Представление о претензионном уровне в турбизнесе вообще сильно завышено. На практике процент претензий в нашей отрасли гораздо ниже, чем в страховом, банковском деле или строительстве», – заметил г-н Мохов.

Произошедший коллапс показал слабые места не только авиационного рынка, но и турбизнеса. И главное здесь – дефицит информации и своевременного оповещения туристов о том, что происходит с их туром, рейсом, размещением. «Обязанность туроператора и турагентства информировать туристов обо всех существенных условиях турпродукта, тем более, если они меняются. Это прописано в законе очень четко. Туроператорам давно пора выработать регламент экстренного оповещения для ситуаций вроде нынешней. Мы работаем в отрасли, которая связана с судьбами людей, целых семей, детей, и такой механизм должен быть не только создан, но и отточен до автоматизма. Все участники деловой цепочки должны знать, кто кому что в какой момент сообщает», – сказал Георгий Мохов.

Невыполнение этого требования закона сильно усложняет юридическую защиту и туроператора, и – особенно – турагентства. Ведь у туристов, согласно действующему закону, не может быть денежных претензий к турагентству, который действует по поручению туроператора и не имеет права предпринимать никаких самостоятельных решений относительно изменения договора и его расторжения. Зато у агентства есть обязанности по информированию, поэтому оно в первую очередь должно постараться получить необходимые сведения у туроператора и донести их до туриста, в том числе, на какой рейс он будет пересажен.

Шансы туроператоров вернуть деньги, повторно заплаченные за перевозку туристов из-за проблем «ВИМ-Авиа», есть, но очень малы, полагает Георгий Мохов. Всё зависит от дальнейшей судьбы перевозчика. Если его ждет банкротство, то долги в первую очередь получают физические лица, в частности, выплачивается зарплата сотрудникам, а предпринимательские долги гасятся в последнюю очередь. Если у «ВИМ-Авиа» впереди санация и возврат на рынок, ее парк, а заодно и обязательства перейдут новому владельцу. В этом случае при реструктуризации долгов у операторов есть шанс получить что-то назад.

Многие проблемы, выявленные в ходе нынешнего кризиса, объясняются тем, что отраслевой закон идет слегка вразрез со сложившейся практикой бизнеса, не учитывает многих его реалий и подчас жестко упрощает некоторые процессы на рынке. Поэтому первоочередная задача – отрегулировать все эти процессы и в целом чартерную перевозку. В том числе необходимо создать страховой фонд на случай банкротства авиакомпаний.

Но предложенный Росавиацией вариант – отчисление с каждого билета по 10 или 100 рублей – Георгий Мохов считает несправедливым. «Сбор денег с пассажиров, конечно, самый простой путь, но абсолютно нечестный. Пассажиры не могут платить за возможное банкротство перевозчика, он сам должен страховать свои предпринимательские риски, как это делают сейчас туроператоры. Возможно, сумма его взноса так или иначе окажется «зашита» в стоимость билета, но все-таки это будет не так аморально, как предлагается сейчас», – пояснил он.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно