Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Договорятся ли ТКП и IATA?

08:07, 4 октября 2006

Продолжаем материал о опытках внедрения системы BSP в России, начатый во вчерашнем номере RATA-news.

При всех достоинствах BSP у этой системы немало уязвимых мест. И главное среди них то, что в России уже есть ее аналог – Транспортная клиринговая палата (ТКП). Пикантность ситуации в том, что российская система взаиморасчетов, которая функционирует с 1 января 1993 года на территории 12 стран СНГ, создавалась по аналогии с BSP IATA (а также ARC - в США). Сегодня у ТКП подписаны договоры с 140 регулярными и 77 чартерными авиаперевозчиками России и стран СНГ, функционируют 6 тыс. пунктов продажи билетов. Причем 250 агентств одновременноаккредитованы и в IATA.

Несмотря на подчеркнуто выдержанные реплики в адрес друг друга, очевидно, что интересы двух систем жестко пересекаются. О перипетиях этих непростых отношений RATA-news уже писала. Не стали проще они и сейчас, когда BSP вступила в активную фазу своего присутствия на российском рынке. И если раньше, не предполагая, что внедрение BSP в России вообще возможно, ТКП занимала относительно пассивную позицию, то сейчас перешла к явному противодействию. Как говорят эксперты, запрет ФАВТ на нейтральные бланки BSP, уже утвержденные Минтрансом и Минфином, свидетельствует о том, что позиции ТКП сейчас сильны как никогда. К тому же ТКП сильно ускорила свою деятельность по внедрению электронного билета. Как сказал RATA-news первый вице-президент ЗАО «ТКП» Александр Русс, на этой неделе Транспортная клиринговая палата проведет большой семинар «Авиаинфорум–2006»для агентств на тему «Электронное билетооформление в Системе взаиморасчетов на воздушном транспорте (СВВТ)», а сама программа заработает уже в декабре.

Это снимет опасения многих авиакомпаний, которые боялись потерять свои интерлайны после того, как 1 января 2008 года ведущие международные перевозчики перейдут, согласно требованию IATA, на электронный билет. По мнению руководителя аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олега Пантелеева, такие активные действия ТКП для ряда приверженцев BSP могут поставить под вопрос саму необходимость внедрения BSP в России. Как замечает Александр Русс, ТКП сейчас практически не отстает от BSP IATA, а по некоторым параметрам – даже превосходит, потому что она «заточена» под наш рынок. «В каждой стране, - подчеркивает он, - своя специфика, не случайно IATA, например, не идет в Германию со своим проектом, так как там действует национальная система, учитывающая все особенности перевозок в этой стране». Одновременно сама ТКП, по словам Александра Русса, выходит на международный рынок авиаперевозок – для начала в Германию. Ее новый проект должен обеспечить сети немецких турагентств возможность продажи перевозок на российские авиакомпании, независимо оттого, летают они в Германию или нет. Российские агентства также будут располагать ресурсом мест авиакомпаний Германии, которые могут и не летать в Россию.

Пока идет скрытая борьба двух систем, другим участникам рынка – авиакомпаниям и билетным агентствам - приходится ждать. Причем, если авиакомпании могут влиять на процесс, так как обе системы защищают, прежде всего, их интересы, то агентства по продаже билетов – почти беззащитны. Они оказались между молотом и наковальней. С одной стороны – ТКП в мягкой, но решительной форме заявляет, что не потерпит у своих агентов каких-либо других бланков, с другой – наступает BSP. Согласно планам этой организации, 31 октября должен закончиться этап тестирования, до 31 декабря – все авиакомпании-участники BSP вступают в систему, затем, к концу февраля 2007 года вступают в систему все аккредитованные при IATA агентства, затем авиакомпании забирают у них свои бланки - и так далее, до полной реализации проекта.

Между тем, у агентств нет ясности по многим вопросам BSP. Например, большинство из них сильно смущает размер финансовых гарантий, которые они должны представить при подключении к BSP. Агентства бы предпочли отнести части рисков и стоимости финансового поручительства на страховые компании. Многих также настораживает периодичность отчетов – 4 раза в календарный месяц, что для крупных агентств с разветвленной сетью и географией задача очень непростая. Серьезные опасения агентств связаны с процедурой и сроками аккредитации в IATA в новых условиях и аккредитацией дополнительных точек продажи. Учитывая серьезные требования IATA к аккредитованным офисам продажи, каждый из них должен располагать специально подготовленным персоналом. Соответственно, для продолжения практически той же самой деятельности на рынке агентство должно понести новые затраты. Все вместе это делает проект BSP для российских агентств, даже приверженцев этой системы расчетов, не слишком привлекательным.

«Я за то, чтобы BSP пришла в Россию, - сказал RATA-news генеральный директор компании «Аэроклуб» Денис Матюхин, - ведь все программы в международных перевозках написаны не под такой локальный проект, как ТКП, а под международную систему. Но я не согласен, чтобы мне IATA выставляла совершенно дискриминационные условия, каких нет ни в одной другой стране. Не верьте, когда IATA говорит, что идет на уступки российским участникам – наше агентство в течение семи лет участвует в каждом очередном пилотном проекте BSP, и каждый раз мы сталкиваемся с нежеланием прислушаться к нашим требованиям. Их немало. И главное, до сих пор не разработан документ, на основании которого агентства могут переводить деньги во Внешторгбанк, а значит, проблемы с налоговыми органами агентствам обеспечены. Сейчас реально нет документа, разрешающего нам работать с BSP».

Действительно, появление новой системы взаиморасчетов на территории Российской Федерации при практическом отсутствии государственного регулирования в этой сфере деятельности смотрится странно. При этом – еще и полное отсутствие информации. А агентствам, возможно, в ближайшие месяцы, или даже недели, будет предложено либо работать только в сфере внутрироссийских перевозок, используя действующие бланки ТКП, либо продолжить свою деятельность по продаже авиаперевозок, но только в сфере международных перевозок. То есть вместо свободной конкуренции систем взаиморасчетов на рынке продажи авиаперевозок у нас в ближайшее время появятся два монополиста: одна система взаиморасчетов на внутрироссийском рынке со своими бланками и технологиями, другая система взаиморасчетов – на рынке международных перевозок. А это значит, что начнут мельчать сложившиеся крупные агентства, появятся новые мелкие агентства по продаже авиаперевозок.

Но это – прогноз, хотя и очень вероятный. Пока же вопросов больше, чем ответов, поэтому и авиакомпании, и агентства по продаже билетов крайне заинтересованы в том, чтобы ТКП и IATA наконец договорились. Причем, всем ясно, что без вмешательства уполномоченных государственных органов они вряд ли пойдут навстречу друг другу. (Светлана Ставцева, RATA-news).

Обсудить в telegram

вам может быть интересно