Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Шереметьево» незаконными поборами пытается выкрутить руки турфирмам

08:07, 4 июля 2003

В среду, 2 июля, авиакомпании, выполняющие чартерные рейсы из аэропорта «Шереметьево», получили письменное уведомление за подписью начальник центра оперативного управления аэропортом Тимченко, в котором сообщается, что «в связи с не подписанием договора со стороны заказчика на предоставление дополнительных услуг при выполнении чартерной программы мы вынуждены пересмотреть ранее выделенные слоты на время, не предусматривающее дополнительные сборы с заказчика, с 5 июля 2003 г…».

Речь в телеграмме идет о злополучном «Договоре на оказание дополнительных услуг при выполнении чартерной программы № 78-03Ч», который принципиально отказываются подписывать операторы, заказывающие чартеры из «Шереметьево». С помощью этого документа аэропорт вводит дополнительный сбор от $2 до $7 долларов США с каждого туриста за удобное время вылета самолета. По данным ГСГА, из «Шереметьева» в будние дни выполняется 3-5 чартерных рейсов, по субботам – 8-9, по воскресеньям – 13-15. Таким образом, над рейсами авиакомпаний «ВАСО», «Континентальные авиалинии», IJT и других в очередной раз нависла реальная угроза ночного вылета.

В очередной раз – потому что операторы отбиваются от этих поборов «Шереметьево» уже больше года. Началась эта история в конце марте 2002 г., когда аэропорт возглавлял Сергей Беляев. Операторам вдруг было объявлено, что с 15 мая 2002 г. вводится дополнительный сбор за выполнение чартерных рейсов в период с 8.00 до 18.30. Чем удобнее время вылета, тем выше сбор. А «неоплаченные» чартеры будут вылетать ранним утром или ночью (RATA-news от 26 марта 2002 г.). Подано это было под «соусом» улучшения качества обслуживания пассажиров.

Авиакомпании возмущались, но платили «оброк» вплоть до 30 марта 2003 г., причем деньги, разумеется, брали с туристов. Избавить их от этих поборов помог случай. На одном из рейсов в Хургаду летел сотрудник Федеральной энергетической комиссии (ФЭК) РФ, которая как раз и регулирует тарифы аэропортов за взлет-посадку, обеспечение авиабезопасности, пользование аэровокзалом и обслуживание пассажиров. Этот компетентный господин очень удивился, когда при оформлении тура с него взяли тот самый «шереметьевский» сбор, и 30 декабре 2002 г. в адрес руководства аэропорта поступило официальное письмо ФЭК, уведомляющее «Шереметьево» о недопустимости дополнительной платы за обслуживание пассажиров чартерных рейсов.

Ответ последовал лишь 11 февраля 2003 г. Цитируем этот удивительный документ, адресованный заместителю председателя ФЭК Андрею Лаврищеву: «…Данная плата введена в рамках коммерческой политики, проводившейся действовавшим в то время руководством ОАО «Международный аэропорт Шереметьево». Учитывая, что взимание дополнительной платы за обслуживание в аэропорту пассажиров эксплуатантов Российской Федерации не предусмотрено приказом Минтранса РФ от 02.10.00 № 110 и не согласовывалось с федеральным органом власти по регулированию естественных монополий на транспорте, в адрес авиакомпаний направлены извещения об отмене платы, введенной в сентябре 2002 г. И.о. генерального директора Е. З. Бахтеев».

Оценить степень цинизма этого заявления могут только авиакомпании, которые начали платить «оброк» гораздо раньше сентября 2002 г. и продолжали еще полтора месяца после даты отправления письма. По экспертным оценкам, за это время аэропорт получил за «дополнительные услуги» порядка $5-7 млн. Во всяком случае, только IJT заплатила $1150 тыс. Тем не менее, с 29 марта 2003 г. авиакомпании дополнительный сбор платить перестали. И тогда «Шереметьево» взялось за туроператоров.

С апреля 2003 г. аэропорт пытается заставить заказчиков рейсов подписать тот самый «Договор на оказание дополнительных услуг при выполнении чартерной программы». Весьма любопытно формулируется в этом документе суть дополнительных услуг, под которой маскируется удобное время вылета чартеров. Статья 1 гласит: «…Исполнитель обязуется оказать дополнительные услуги по консолидации клиентов Заказчика в туристические группы,

Обсудить в telegram

вам может быть интересно