РАТА-новости
МП 27.02
 
Греция 1 апреля
 
Дубай 1 апреля
 
 
Grecotel Kids Summer Camp – обучающие академии для детей! Академия моды, DJ курсы, английский, футбольная школа и многое другое!
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак Тель-Авив 27.04
 
 
Грекотель  12.04
 
Туртранс 21.04
 
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Апрель
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
272829303112
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru TripAggregator  TripAggregator
 
 
Главная№4280История о том, как Ирина Литвинович «усыновила» старый немецкий форт в Калининграде

История о том, как Ирина Литвинович «усыновила» старый немецкий форт в Калининграде


Руководитель калининградской компании «Времена года» Ирина Литвинович много лет посвятила работе в сфере выездного туризма, долго возглавляла местное объединение операторов «Польский клуб». Но в последние два года резко сменила курс: сегодня она – директор по работе с посетителями уникального калининградского военно-исторического объекта форт №11 «Дёнхофф», переданного в частные руки. До Второй мировой войны он входил в оборонительный пояс немецкого города-крепости Кёнигсберга, потом здесь базировалась закрытая воинская часть Министерства обороны СССР, а затем России. Сегодня это экскурсионный объект. Мы беседуем о том, как удается привлекать на форт калининградцев и гостей из других регионов, и вообще о внутреннем туризме.

 

- Что вас подтолкнуло так резко сменить деятельность?

- Ну не так уж и резко. Туристическая компания продолжает работать. Но сегодня выездной поток резко сократился, да и путешествовать многие теперь хотят самостоятельно, без участия турбизнеса. Так что моя основная работа сейчас – это форт «Дёнхофф».

 

Но опыт выездного туризма очень помогает. Прежде всего, это поездки в Польшу, где я видела отношение к памятникам истории, работу по привлечению туристов. Мне всегда очень хотелось, чтобы и на нашей территории появилось что-то подобное.

 

И мы дождались – исторические объекты Калининградской области стали передавать частным инвесторам. Один из местных историков, архитекторов и общественников Артур Сарниц выиграл конкурс на форт № 11 и пригласил всех желающих обсудить его дальнейшую судьбу. Дело было осенью, когда в туризме обычно меньше работы. Я поехала на встречу, послушала его и поняла, что могу быть ему полезной.

 

С тех пор прошло почти два года. Сейчас я директор по работе с посетителями, хотя в шутку говорю, что скорее «усыновила» форт. Некоторые называют меня его «крестной мамой». Опыт, который я получила, создавая авторские программы для посещения других стран, в частности, в Польшу, пригодился для третьей жизни форта №11 «Дёнхофф». Так что я продолжаю работать в туризме.

 

 

- Что значит «для третьей жизни форта»?

- «Первая жизнь» – когда здесь, на территории Восточной Пруссии, были германцы. «Вторая» – период сначала красной, советской, а затем российской армии, когда в помещениях форта был склад боеприпасов. «Третья жизнь», туристическая, – сейчас. Форту в 2017 году исполнится всего лишь 140 лет.

 

Приезжая в Калининградскую область, многие хотят увидеть на территории России кусочек Европы – Кёнигсберг. На всех туристических открытках, буклетах обычно изображен замок и старый город. Но люди приезжают и… ничего подобного не находят. В 1944-1945 годах старый город уничтожили, а потом советская власть долгие годы вычищала «германскую составляющую» Калининграда. Но стереть ее полностью нельзя, этой истории около 750 лет, а мы тут всего 72 года. Вокруг города сохранились внешнее кольцо укрепления, состоящее из пятнадцати старых фортов. В одном из них я работаю.

 

 

Форт построен в конце XIX века. Без погружения в европейскую историю невозможно объяснить, как и зачем появились эти строения. Наш форт не был задействован ни в Первой, ни во Второй мировых войнах, поэтому сохранился в том виде, в котором был создан 140 лет назад. Интересно и то, как его строили – без проводного электричества, без бетона созданы такие грандиозные сооружения, целые подземные города с многочисленными переходами, жилыми казарменными и боевыми частями, с арсеналами для хранения и т.п. Форт отлично сохранился еще и потому, что в последние 70 лет здесь была закрытая воинская часть и склад боеприпасов. А началу его «третей жизни», как ни странно, поспособствовали санкции.

 

- Как именно?

- Встал вопрос об экономической, в том числе энергетической, безопасности Калининградской области, потому что Литва и Европа в любой момент могли отсечь нас от притока электричества. Власти озаботились тем, чтобы не оказаться в блокаде. Стали строить, в том числе, ТЭЦ, одну прямо рядом с фортом. Склад боеприпасов срочно вывезли. Потом задумались – что теперь делать с фортом? Объявили конкурс, передали его в частные руки.

 

- Чем сегодня могут заняться ваши гости на территории форта?

- Изучив форт, я первым делом взялась за организацию экскурсий. Они проходят по графику четыре раза в день. С 1 июля 2015 года у нас не было ни одного выходного дня. Даже если к назначенному времени придут один-два человека, все равно экскурсия состоится. Для групп из десяти и более человек мы можем организовать и отдельное посещение. Сегодня многие турфирмы, принимающие туристов в Калининграде, стараются подстраивать свои программы под наше расписание или информируют туристов о такой возможности.

 

Приезжает все больше школьных групп, поэтому мы чуть изменили дня них формат экскурсии, превратив ее в «экспедицию с интерактивом». Ребята не только слушают информацию об истории форта, но и ищут записки с фрагментами карты, которую должны собрать к концу маршрута. На ней есть отметка, где спрятан «клад» – там школьников обычно ждет сюрприз, например, салют. Детям нравится, что после экскурсии можно попить чаю из наших местных трав на колодезной воде. Иногда школьники привозят ланч, и мы устраиваем пикник на траве.

 

Кроме того, у нас есть несколько готовых квестов, которые были написаны специально для форта. Могут участвовать до 300 человек, при этом они не должны мешать регулярным экскурсиям.

 

У нас можно играть в лазертаг, и тоже до 300 человек одномоментно. Мы открыты для проведения исторических реконструкций. Появились клиенты, которым была нужна новая интересная площадка для корпоративов. У нас побывала московская компания «Дозор», организующаяся командные ночные игры в городской среде. На форте по этому поводу собрались участники со всей страны, привезли свои декорации в стиле «Звездных войн», было очень интересно. В итоге это мероприятие сработало и для продвижения за пределами Калининградской области, стало рекламой возможностей форта для других подобных компаний. Кроме того, у нас уже прошло несколько музыкальных фестивалей. Хотя активным поиском клиентов мы еще не занимаемся, так как продолжаем обустраивать форт и создавать собственные программы.

 

Изначально форт меня зацепил именно своей многофункциональностью. Это своего рода архитектурный парк под землей, а сверху – место для прогулок, трава, деревья. Там прекрасно могут уживаться самые разные форматы работы с туристами. В Калининграде часто неустойчивая погода, а у нас всегда есть возможность уйти внутрь, где есть около 2,5 тыс. квадратных метров различных помещений.

 

 

- Сколько человек у вас бывает в день?

- От 100 до 500 в зависимости от месяца и времени года. Много гостей бывает в период с 9 апреля, когда в Калининграде широко празднуется день окончания штурма Кенигсберга, по конец мая. В школьные каникулы – наплыв организованных экскурсий. На это время мы стараемся расширить линейку дополнительных занятий, организуем всевозможные мастер-классы. Наш единственный спонсор – фирма Артура Сарница и его компаньонов, они вкладываются в инфраструктуру. Обслуживание форта, развитие, оплата труда администраторов и экскурсоводов происходит за счет продажи билетов. Моя задача – наращивать этот поток, работать на его стабильность. Пока мы принимаем меньше посетителей, чем могли бы обслужить.

 

 

- Насколько изменилась в последние годы ситуация во внутреннем и въездном туризме области? И удалось ли вам привлечь на форт гостей, например, из Польши, куда вы прежде отправляли туристов?

- Развитие туризма в Калининграде и области всегда зависит от политики, авиаперевозчиков и курса евро. Наши взгляды всегда устремлены и на запад, и на восток. Когда ввели ограничения на выезд, к нам повалили туристы из российских регионов, и область, мне кажется, во многом оказалась не готова к такому потоку, а гости были удивлены, что нет старого города. С другой стороны, это подтолкнуло операторов к созданию новых экскурсионных программ.

 

Хотя стоит признать, что турфирмам на этом не удается много зарабатывать. Люди приезжают в Калининград во второй, третий раз и хотят путешествовать самостоятельно. Даже если куда-то намного удобнее добраться с экскурсией, они предпочитают сэкономить.

 

А вообще в последние два года появилось много новых интересных туристических объектов, некоторые из них пока не внесены ни в каталоги, ни в турмаршруты. Открываются новые отели. Становятся лучше дороги. К предстоящему Чемпионату мира появятся новые развязки, мосты, а значит – транспортно-логистические схемы, которых раньше не было.

 

А вот полякам пока из-за визовых формальностей ездить к нам неудобно. Это самое серьезное препятствие для развития въездного туризма. Любители старинных фортов есть и в Германии, и в Швеции, и в Великобритании, и в Израиле. Если бы визу получить было проще, то у нас в гостях было бы больше туристов не только из российских регионов, но и из-за рубежа.

 

www.fortdonhoff.ru

 

Анна Вальцева, RATA-news


 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 2 Сочи 27.04
Хорватия по 20.07
Visit Japan - виза
 


 
Говорят профессионалы
 
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
«Есть люди, которые по складу характера не подходят для отельного бизнеса, но не всегда это вовремя понимают»
Марина СКОКОВА
Hilton Moscow Leningradskaya
генеральный менеджер
Когда я пришла в «Ленинградскую», было неожиданно услышать от коллег: «Как хорошо, что у нас теперь генеральный менеджер - россиянка!». А дело, в том числе, в отсутствии барьера – не только языкового, но и ментального. Иногда ведь надо и «по душам» поговорить
«На следующий год мы заложили рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса»
Сергей РОМАШКИН
Дельфин
генеральный директор
Выездные туроператоры пришли в отели и авиакомпании с большими объемами, сформировали у себя и у них завышенные ожидания. Любой рынок, где все убеждены в росте, начинает безосновательно дорожать, риски растут для всех участников. Если реальный спрос окажется хуже ожиданий - потерь не избежать
«Глубина продажи услуг санатория "Знание" достигает двух с половиной лет»
Дмитрий БОГДАНОВ
санаторий «Знание»
генеральный директор
«Я всё о том же: нет смысла стоять пустыми, ищите и привлекайте свою аудиторию. Даже несмотря на то, что следующий год предполагается очень непростым, для тех, кто действительно захочет прибавить 25-40% к выручке, а по доходности и побольше, это абсолютно реальная задача»
«Число российских туристов на Шпицбергене за год выросло втрое»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
руководитель
Многие туристы и в зимних, и в летних турах называли его "доступной Арктикой". И действительно, это самый близкий и доступный вариант путешествия в Арктику. Мы это выражение думаем использовать как слоган. Потому что другие места арктической России – это либо дорого, либо нет сервиса, либо нужна хорошая физическая подготовка
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»
Лариса ФЁДОРОВА
Виадук Тур
директор
Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей
«Наши студенты во многом дадут фору выпускникам профильных вузов»
Алексей БАРЫШЕВ
московский экономико-технологический колледж № 22
директор
Cтуденты проходят практику уже со второго курса. И она не ограничивается одной-двумя неделями и написанием курсовой работы – ребята трудятся месяцами. Многие еще и каждое лето по собственной инициативе работают в отелях и ресторанах, набираются опыта. За лучшими из них работодатели выстраиваются в очередь
«Предпочитаю иметь дело с турбизнесом, а не с прямыми клиентами»
Илья ЩУЧКИН
гостиница «Французский квартал»
генеральный директор
«Иногда достаточно просто выслушать людей, чтобы найти новые источники дохода или экономии»
Алена ЕНОВА
«Мозаика хостел»
руководитель
Нам было важно создать в хостеле особую атмосферу, ведь именно за ней люди едут в Петербург. В рамках хостела это сделать проще, потому что если в отеле люди живут сами по себе, то у нас они могут пообщаться с такими же туристами, завести новых друзей. Наша задача как собственников это удовольствие монетизировать.
«Наконец-то у агентств есть время и желание заниматься дорогим продуктом»
Екатерина ФЕДОРОВА
«Карлсон Туризм»
генеральный директор
Мы понимали, что определенная категория туристов не захочет менять своих привычных планов и по-прежнему намерена отдыхать за рубежом. И в тот момент, когда на рынке повисла пауза, мы выставили в продажу дорогие виллы, эксклюзивные предложения на островах. Это сработало
«Мы поддерживаем уральские туристические события, чтобы стимулировать развитие этих проектов, а значит и всего региона»
Эльмира ТУКАНОВА
Центр развития туризма Свердловской области
директор
Нас волнует, чтобы могли заработать и другие представители индустрии гостеприимства региона. Нам важно, как влияет тот или иной праздник, фестиваль на развитие туризма в муниципалитетах. Увеличиваются ли налоговые поступления в бюджет? Заполняются ли гостиницы, турбазы, санатории? Растет ли посещаемость музеев, спрос на экскурсионное обслуживание?
«Нишевым туроператорам надо серьезно перестраивать свою работу»
Артур МУРАДЯН
«Спейс Трэвел»
генеральный директор
90% объединений в российском турбизнесе распадаются из-за мелких разногласий, причем нередко на уровне менеджеров. Я вообще перестал надеяться на возможное объединение с кем-то по продукту. Жаль, конечно, но и слияние – не панацея. Важнее чувствовать ситуацию на рынке и понимать, как развиваться дальше
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100