RATA-news прощает Владимиру Воробьеву долг «Натали»
У Владимира Воробьева потрясающее чутье. О прекращении продажи туров в Турцию компания «Натали Турс» объявила раньше всех – 24 ноября в районе 16.00. Рынок недоуменно хмыкнул: во пиарщик. Легко остановить направление, если отправляешь туристов только в Стамбул и в очень небольшом количестве. Но спустя несколько часов МИД и Ростуризм официально рекомендовали российским гражданам воздержаться от поездок в Турцию, а операторам – продавать это направление!
Владимир, вы знали???
Прошла неделя – и глава «Натали» разослал турагентствам письмо, в котором предложил «рассмотреть возможность приостановки сотрудничества» с туроператорами Anex Tour, Coral Travel, Sunmar Tour, которые «развернули беспрецедентную демпинговую войну на российском туристическом рынке, и в настоящий момент в массовом порядке реализуют туристические пакеты по ценам, значительно ниже их среднерыночной стоимости». И цифры привел.
Поступок Владимира Воробьева мог бы вызвать уважение: впервые громко и смело подвергнуто публичному осуждению явление, которое, чего уж скрывать, раздражает туристический рынок, и поименно названы злостные нарушители спокойствия. Но смущают несколько факторов.
Первый – это момент, который выбрал г-н Воробьев для своего подвига. Ну очень удобный. Ведь демпинг – не новое явление в турбизнесе. Где же был этот праведный гнев, например, когда весь рынок кулуарно гудел по поводу особых цен «Библио Глобуса» в эпоху «Трансаэро»? Ах, ну да, тогда же не было раздрая с Турцией, санкций, закрытых направлений. Неудобный момент.
А вот пару месяцев назад, в сентябре, «Натали Турс» неожиданно заменила принимающего партнера в Испании. Конечно, многие знали, в чем причина, а некоторые даже были в курсе подробностей. Но г-н Воробьев от ответов на прямые вопросы уклонялся. И рынок вполне бережно отнесся к ситуации «Натали» – зачем рушить компанию, у кого не бывает проблем. Все отраслевые издания вежливо публиковали официальную версию происходящего. Не подставили.
Второй фактор – тональность заявления г-на Воробьева. Цитируем: «Используя в собственных коммерческих целях ситуацию, в которой для российского потребителя по объективным причинам оказались закрыты два наиболее массовых направления заграничных туристических поездок, данные компании создают условия, в которых под угрозой оказывается сам рынок цивилизованного предоставления и реализации туристических услуг».
И чуть позже – журналистам: «Более того, учитывая подозрения об их желании пойти путем "Лабиринта", выяснить истинную причину их демпинга должны спецслужбы, ибо риски из-за этого для всего туристического рынка огромны, а в случае их краха или бегства может пострадать не только бизнес, но и огромное число туристов».
Нууу... Всякое, конечно, может быть. И нет на рынке компании, про которую чего только не говорят. И про обозначенных Владимиром Воробьевым туроператоров разные слухи в разное время ходили. Но, нам кажется, никогда не было оснований подозревать их в желании собрать деньги и сгинуть, все-таки не первый год работают. Поправьте, если ошибаюсь. Или, например, не известны нам факты, что эти компании долго не платят принимающим партнерам в разных странах, а потом их банкротят, чтобы и вовсе не платить. Ну как-то не слышали про такое.
Владимир, вы что-то знаете?
Третье. Демпинг конкурентов – неприятно, даже очень. Но с юридической точки зрения - это что? В России нет антидемпингового закона. А себестоимость в турбизнесе – понятие относительное. У кого-то есть свои авиакомпании, у кого нет. Или свои отели. Или автобусы. Или, как принято говорить, свои договоренности с партнерами.
Владимир, неужто вы этого не знаете?
И последнее. А «Натали Турс» не демпингует? Никогда-никогда? И вот совсем недавно, до закрытия Египта? Может, турагентов поспрашивать?
Владимир, вы не заплатили RATA-news за ноябрьскую рекламу, хотя должны были это сделать еще в октябре. Мы прощаем этот долг. Сумма, по вашим меркам, конечно, невелика. Но, может, она вас поддержит. Если вдруг закроют Испанию и Эмираты.
Редакция RATA-news