Интурмаркет 2020 02.10

Как познакомить всех российских детей с их Родиной

Как мы уже сообщали, Министерство культуры РФ продолжает проект «Моя Россия: град Петров», начатый в 2013 году. За октябрь-декабрь прошлого года более 18 тысяч школьников из 28 регионов побывали в Санкт-Петербурге, в 2014 году планируется отправить около 25 тысяч детей в Москву, Петербург и по Золотому кольцу.

Руководитель рабочей группы Общественной палаты РФ по детскому туризму Сергей Минделевич уверен: инициативу Минкультуры можно приветствовать, хотя это – далеко не самый эффективный механизм выполнения указа президента о массовых поездках учащихся по стране. О том, что надо сделать, чтобы действительно все российские дети смогли увидеть свою страну, пойдет речь на круглом столе, который организует Комиссия по детско-юношескому и молодежному туризму Общественного совета Ростуризма. Он состоится 17 марта в рамках выставки «Интурмаркет».

По мнению Сергея Минделевича, нынешние меры Минкультуры по выполнению указа президента РФ вызывают множество вопросов. Прежде всего, каким образом министерство собирается знакомить с Россией всех российских детей, а не только избранных? В 2013 году на такие поездки израсходовало 168 млн. рублей (по 8500 рублей на одного школьника), причем, дорогу и питание до Санкт-Петербурга оплатили регионы или из своего бюджета, или из карманов родителей. На 2014 год в бюджете Минкультуры запланированы на эти цели уже 200 млн. рублей, соответственно можно будет организовать поездки для 25 тысяч детей, а в 2015 и 2016 – для 50 тысяч. Таким образом, за время обучения в школе (10-11 лет) принять участие в экскурсионных поездках смогут около полумиллиона школьников. А в России их 15,5 миллионов! Получается, что со своей Родиной в школьном возрасте познакомится меньше 3% (!) наших детей. Остальные, то есть подавляющее большинство, до совершеннолетия так и не увидят ее исторических центров, не побывают даже в столице своей страны.

Сергей Минделевич полагает, что приведенная арифметика – повод задуматься и сделать выбор. Надо ли устраивать праздник для немногих избранных, размещая их в отелях 4*, или обеспечить равные возможности для путешествий по своей стране детям всех российских граждан. Эксперт уверен, что для полноценного исполнения указа президента РФ об организации массовых экскурсионных поездок учащихся по своей стране требуется не 200 млн. рублей, а в сотни раз больше. Если на экскурсию отправлять всех детей хотя бы раз в год, потребуется около 140 млрд. рублей. Очевидно, что государство не сможет выделить из бюджета не только такую сумму, но и соизмеримую с ней. Таким образом, выбранный «лобовой» механизм выполнения этого указа путем простого выделения денег из бюджета на поездки делу вряд ли поможет.

Нынешний формат проведения массовых экскурсионных выездов детей может даже привести к усугублению социальной напряженности, увеличению неравенства, особенно в регионах. Далеко не все родители в состоянии оплатить проезд своего чада до Москвы или Петербурга. А квоты для детей регионов на поездки за счет федерального бюджета весьма невелики. Непонятно, как будут отбираться кандидаты – не получится ли, что за счет бюджета поедут дети местных начальников? Нужно разработать четкие, понятные, прозрачные, единые для всей страны критерии, чтобы отбор детей не превратился в очередную «кормушку» для недобросовестных чиновников. Сейчас таких критериев нет, как нет и какого-либо контроля со стороны общественности.

Все это не значит, что начатые программы надо сворачивать – наоборот, их надо всячески развивать. Но понимать при этом, что решить проблему они не смогут, так что выход из ситуации все равно искать надо. Как же все-таки познакомить всех российских детей с их Родиной? Один из возможных вариантов, по мнению Сергея Минделевича, – организация массовых обменов детскими группами между регионами. Важно, что при таких обменах бюджетные деньги остаются в регионе. Об этом и многом другом пойдет речь на круглом столе, который состоится в рамках «Интурмаркета-2014». Приглашаются все заинтересованные лица. Особенно те, кто может поделиться конкретным опытом.

Версия для печати