Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Татьяна Веллер: «Труднее всего найти менеджеров среднего звена»

08:07, 3 августа 2010

Татьяна Веллер (фото) – управляющий директор российского подразделения компании HVS Executive Search, специализирующейся на консалтинге по вопросам персонала в индустрии гостеприимства. О новых тенденциях на рынке труда в гостиничной отрасли г-жа Веллер рассказала H&R.

- Татьяна, ситуация в гостиничном бизнесе меняется на глазах: только в первом полугодии 2010 года в Москве открыли несколько крупных отелей, повсеместно отмечают рост загрузки. Как эти перемены сказываются на рынке труда?

- Как бы странно это не выглядело, но в кризис специалисты сложнее меняли место работы, действуя, очевидно, по принципу, «лучше плохое, но проверенное старое, чем новое неизвестное место работы». Рисковать, переходя с места на место, мало кто хотел: неизвестно, что ждет на новом предприятии, какие у него перспективы в период кризиса, не будет ли сокращений. Если и переходили, то «за риск» требовали серьезных компенсаций – дело доходило до запросов 50-процентной надбавки к зарплате. К тому же люди понимали, что если уж в кризис их приглашают на работу, значит, они сильно нужны. Сейчас ситуация вернулась в нормальные рамки, и соискатели при переходе из одного отеля в другой рассматривают не только зарплату, но и другие преимущества, которые может дать им перевод: обучение, перспективы роста, смена российской компании на международную, а кто-то – наоборот.

Что касается ситуации с открытием новых отелей, то она напоминает состояние 2005-2007 годов, когда у нас был бум, и гостиницы переманивали специалистов друг у друга. В Москве порядка 1,5 тысяч номеров вошли в эксплуатацию в этом году. Понятно, что профессионалов не делают из воздуха, а, значит, их переманивают у конкурентов. Если управленец высокого уровня меняет место работы, на его позицию нередко ставят «подросшего» «своего» менеджера – это нормальная ситуация. Проблема в том, что дальше наступает вакуум, сменить переместившегося «вверх» сотрудника зачастую некому: большинство компаний испытывает серьезный дефицит менеджеров среднего и младшего звена. Специалисты топовых позиций – это уже устоявшийся костяк, они могут перемещаться из отеля в отель, могут пополняться новыми персонажами, но в принципе, они есть. А людей на позициях средних управленцев реально не хватает. Во многом это беда нашей системы отраслевого образования. Если западные гостиничные школы выпускают уже готовых менеджеров младшего звена, то выпускники наших вузов в лучшем случае готовы встать на ресепшн, если у них неплохой английский.

- И здесь ничего не меняется?

- По большому счету – нет. Я, правда, разговаривала с представителями нескольких европейских школ и могу сказать, что они рассматривают Россию в качестве потенциального рынка. Среди студентов этих школ уже такое количество россиян, что там понимают – потребность в качественном гостиничном образовании в России велика. Так что не исключено, что в ближайшие годы у нас откроют филиалы западных гостиничных школ, подвижки к этому есть.

- В гостиничной сфере у нас по-прежнему не высоки зарплаты для младшего и среднего персонала, возможно, причина нехватки людей еще и в этом?

- Да, здесь ничего не меняется, и это, кстати, общемировая тенденция. В гостиницах люди зарабатывают меньше, чем во многих других отраслях. И поэтому кадры становятся легкой добычей компаний других сфер. Банки очень любят набирать операционистов из сотрудников службы приема и размещения отелей: они клиентоориентированны, имеют хорошо поставленный английский. В секретари, офис-менеджеры крупные компании нередко приглашают специалистов из гостиничной сферы.

- Что же делать отельерам, откуда брать специалистов среднего звена?

- Многие компании уже поняли, что здесь нужно растить собственный кадровый резерв. Поэтому HR-службы стараются как можно раньше распознать среди тех, кто приходит на работу, настоящих «звездочек», всячески холить их и лелеять, чтобы со временем они «доросли» до менеджеров среднего звена.

- С началом кризиса в гостиницах почувствовали приток резюме на линейные позиции: в связи с сокращениями в других отраслях освободились кадры. Как обстоят дела сейчас?

-Ситуация возвращается к тому, что было до 2008 года – желающих работать на линейных позициях в отелях все меньше. В начале кризиса в рядах эйчаров появился миф, что будет много дешевой рабочей силы – этого не произошло.

- В последнее время все чаще гостиницы прибегают к аутсортингу и аутстаффингу. Как по-вашему, закрепится ли эта тенденция? Какие сферы деятельности отеля можно отдавать «на сторону»?

- Отдавать на аутсортинг имеет смысл те функции, которые не являются ключевыми для отеля, то есть не имеют непосредственного влияния на гостя. Например, бухгалтерия, IT, PR. А вот по поводу хаускипинга – это спорная ситуация. Многие отели, где поддались соблазну снять с себя нелегкий труд по управлению службой горничных и отдали эти функции сторонним компаниям, нажили себе немало проблем. В любом случае, рынок аутсортинговых компаний у нас еще моложе гостиничной отрасли, поэтому выводы о том, как будут развиваться события, пока преждевременны. В любом случае будут продолжать экспериментировать, пробовать.

- Татьяна, Вы, по долгу службы, постоянно имеете дело с теми, кто приходит работать в гостиницу. Ясно, что и зарплаты в гостиничной сфере не велики, и работа тяжелая. И все же, несмотря на это, много ли Вы видите фанатов отрасли, людей, которые не видят себя нигде, кроме гостиницы?

- Да, есть, безусловно, есть такие люди, у которых страсть к этой отрасли. Они есть среди представителей разных поколений, но в последние года три-пять появилась такая когорта молодых дарований. Они отучились за рубежом, вернулись, не остались работать там. У них есть желание привезти сюда все то, чему их на Западе научили. Они выбрали карьеру в гостиницах, и этот выбор осознан. Кстати, западная система гостиничного образования, бесспорно, прививает любовь к работе в отрасли. Проучившись у нас, выпускник, напротив, может потерять желание работать в гостинице…

- Татьяна, хотелось бы услышать от Вас прогноз развития ситуации. Какие тенденции на рынке труда будут, на Ваш взгляд, развиваться в ближайшее время?

- Кризис многое изменил, и многое из того, что привнес он, останется, думаю, надолго в кадровой политике российских отелей. Например, он научил отельеров внимательнее относится к своему штатному расписанию. И сейчас, когда загрузка постепенно возвращается к докризисному уровню, все поняли, что можно работать и без раздутых штатов. В Европе в гостинице 3* один номер обслуживают 0,3-0,5 специалистов, в «четырехзвездочнике» – 0,5-0,7, в отеле 5* – 0,75-1,1. У нас же количество штатных единиц на номер доходило до 2-3, причем и в гостиницах международных брендов тоже.

- С чем это связано? Набирали кадры впрок?

- Скорее, с нашей врожденной неэффективностью. Мы умеем работать тяжело, но не всегда получается работать умно. Хотя, когда ситуация прижала, выяснилось, что и на это мы тоже способны. Поэтому, я думаю, штаты отелей так и останутся оптимизированными. И уже не будет по два секретаря на один отдел, и безумного количества замов тоже не будет – многоступенчатая, сложная иерархия, как выяснилось, не нужна.

Еще одна здоровая тенденция, которая останется – система оплаты труда изменилась, теперь она больше привязана к результату работы. Сократилась базовая часть денежного вознаграждения и выросла переменная. И это очень правильно – если сотрудник финансово мотивирован на результат, он с большей вероятностью этот результат покажет.

Что еще появилось? В отелях заметно упрочилась система наставничества, менторства и коучинга. Нанимать нового человека – это всегда дополнительные расходы, лучше и надежнее учить свои кадры, подтягивать слабые и развивать сильные стороны собственных сотрудников. Более внимательное отношение к внутреннему кадровому резерву появилось во многих компаниях и, по всей видимости, останется. Тем более что кадровый голод продолжается в нашей отрасли.

Года полтора назад мы заметили еще одну положительную тенденцию: на управленческие должности в отелях международных брендов пришли россияне. Они заняли, в том числе, и позиции GM. Сейчас уже нет должностей, на которые хотят исключительно иностранцев, хотя еще совсем недавно работодатели ставили такие условия. У нас сблизились зарплаты экспатов и российских специалистов. Теперь иностранцам уже не платят больших компенсаций за работу в России. Возможно, из-за этого к нам не поедут специалисты экстра-класса, зато поедут те, которым реально интересен наш рынок, которые хотят здесь работать отнюдь не только ради того, чтобы заметно пополнить свой банковский счет. И это тоже положительное явление. (Элеонора Арефьева, RATA-news H&R)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно