Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Гуамку не пройдешь!

08:07, 3 августа 2009

Живописное Гуамское ущелье (фото) называют горными воротами Лагонакского нагорья. Это настоящий каньон с отвесными стенами высотой до 400 м, бурной речкой и водопадами с кристально чистой водой. Ширина каньона в самых узких местах до 2 м, длина ущелья – 3 км. Ущелье считается памятником природы краевого значения.

В начале летнего сезона 2009 года здесь появился новый туристский аттракцион – по восстановленным путям старой узкоколейной железной дороги, проложенной по самой кромке обрыва, пошел экскурсионный поезд (фото). Однако спустя два месяца радость от этого события сменилась огорчением и возмущением туристов: с 1 июля пеший проход по ущелью был запрещен. Конечно, не круглосуточно, а лишь на время проведения экскурсий на подвижном составе: с 8:00 до 19:00 ежедневно кроме понедельника и вторника (за исключением праздничных дней). Таким образом, для пеших прогулок в каньоне реки Курждипс остались лишь понедельник, вторник и ночные часы.

Об этом в своем письме в редакцию RATA-news сообщил турист из Краснодара Андрей Деркач. Он же прислал ссылку на объявление на сайте Департамента комплексного развития курортов и туризма Краснодарского края. По телефону для справок, указанному в объявлении, ответила Таисия Михайловна Писарева – добродушный кассир, продающая билеты на прогулочный тепловоз.

Она рассказала, что поезд из трех вагонов ходит каждые полчаса, стоимость проезда туда-обратно – 100 рублей, продолжительность путешествия – 20 минут, а протяженность маршрута 1,7 км. «Тропинка для пешеходов расположена очень близко к путям (фото), - поведала Таисия Михайловна. – В мае-июне здесь ходили одновременно и тепловоз, и пешие люди. Но пешие не умеют себя вести! Они напиваются, цепляются за вагончики, не следят за своими детками, которые бегут за вагончиками. Ведь скорость поезда не больше 10 км в час». Г-жа Писарева добавила, что было много нарушений, травмы, дважды даже пришлось вызывать МЧС. Поэтому пеший проход закрыли, чтобы обезопасить самих пешеходов.

Кассир посоветовала корреспонденту RATA-news обратиться с вопросами в администрацию Апшеронского района Краснодарского края, в чьем ведении находится этот туристический объект. После долгих согласований и соблюдений субординации на вопрос RATA-news ответил Главный специалист отдела комплексного развития района и муниципального заказа администрации муниципального образования Апшеронский район Краснодарского края Евгений Куделя. Он сообщил, что узкоколейная железная дорога и земельный участок под ней не входят в границы особо охраняемой природной территории и являются муниципальной собственностью. Имущественный комплекс узкоколейки сдан в аренду до 2017 года ОАО «Апшеронск-Лагонаки» (г. Апшеронск). «Ущелье само по себе довольно опасный экскурсионный объект, - заверил Евгений Куделя. – Во время сильного ветра, дождя и весной во время таяния снега с высоты до 400 м падают разной величины осколки скального грунта, а также старые деревья, поэтому во время путешествий по ущелью необходимо внимательно слушать экскурсовода и строго соблюдать меры безопасности. Зачастую несчастные случаи происходят из-за посещения отдыхающими ущелья в состоянии алкогольного опьянения. Многие отдыхающие выкапывают и уносят с собой редкие растения, мусорят, наносят побои другим отдыхающим и разрушают плотно железной дороги».

В советские годы в целях безопасности пеший проход по ущелью был запрещен, а вход и выход из него круглосуточно охранялся. Объектом массового посещения каньон стал лишь в 90-годы, когда свою деятельность прекратил комбинат по заготовке леса и пиломатериалов. Именно для перевозки леса в 30-х годах прошлого века была построена эта дорога. Тогда о рекреационном потенциале ущелья, конечно, никто не думал. Статус памятника природы оно получило лишь в 1988 году. Территория памятника – это правый и левый берег реки Курждипс на протяжении около 3 км. На левом берегу в вырубленном в скальной стене карнизе проложено полотно узкоколейки (фото). Вдоль него идет пешая тропинка.

В ущелье растут реликтовые растения, а каждый изгиб дороги открывает новый волшебный пейзаж. За последние годы прогулки в уникальное по красоте ущелье приобрели популярность у туристов, тропа была оборудована перилами (фото), тросами, лестницами и смотровыми площадками, многие турфирмы стали включать пешую экскурсию в каньон в свои туры.

Но, увы, волшебные пейзажи (фото) уже не видны из окон вагонов. Ведь это не специальный экскурсионный поезд, а обыкновенные пассажирские вагоны (фото), списанные с основной службы. «Нет ощущения 400-метирового склона, нет экскурсионного обслуживания и остановок в интересных местах, - сообщил Андрей Деркач в телефонном разговоре. – К тому же лишь 10 человек из 40, сидящих в вагоне, могут хоть что-то увидеть. Это красивейшее место в регионе. Но поезд – это полное не восприятие объекта».

Старая узкоколейка восстановлена лишь на половине маршрута. «Но это была самая оборудованная часть каньона - сожалеет г-н Деркач. – Одно время здесь даже выдавали защитные каски туристам». По его мнению, вторая половина каньона (фото), оставшаяся доступной для пеших прогулок – оборудована меньше и более опасна.

«Пусть берут деньги за вход, но паровоз нам не нужен!» - считает краснодарский турист. Впрочем, Андрей Деркач согласился, что наличие панорамного поезда с большими окнами и открытым верхом плюс хороший рассказ экскурсовода могли бы решить проблему. На это в администрации Апшеронского района нам ответили: «К летнему сезону 2010 года ОАО «Апшеронск-Лагонаки» планирует устранить указанные замечания и выполнить пожелания отдыхающих». А пока, как стало известно RATA-news, туристическая фирма «СВ-Астур», включившая экскурсию в Гуамское ущелье в программу своего тура «В краю гор и водопадов», уже перенесла эту прогулку с «паровозной» пятницы на «пеший» вторник. (Ольга Чижкова, RATA-news. Фото Андрея Деркача)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно