Июнь, июль – можно ли подводить итоги летнего сезона?
По заказу RATA-news справочная служба по туризму «Красный телефон» проанализировала спрос на туруслуги в июне-июле 1999-2001 г.г. с точки зрения его распределения по направлениям отдыха. Данные получены в результате опроса клиентов «Красного телефона» по московскому региону.
Насколько объективны такого рода опросы? Во-первых, опыт работы справочной службы - около 6 лет, а рассматриваемый период характеризуется стабильностью рынка. Во-вторых, в исходной выборке участвует около 20 тысяч человек ежемесячно, и большинство из них - именно те, кто в текущий момент является потенциальным потребителем туристических услуг. Кроме того, дополнительно проведенные исследования показывают хороший разброс представительской выборки по таким параметрам как пол, возраст, имущественное положение, территориальное расположение. В-третьих, у опрашиваемых нет причин скрывать или искажать свои предпочтения, а также отсутствует заинтересованность как-либо влиять на конечные результаты исследований, как это часто происходит при опросе туристических фирм.
Пожалуй, единственный недостаток выборки - исключение из нее категории постоянных клиентов турфирм, как правило, пользующихся услугами одних и тех же компаний. Но их доля в большинстве фирм все же не является преобладающей, так что вполне можно говорить о высокой степени репрезентативности выборки, используемой в проведенных исследованиях.
В публикуемой таблице приведены данные по группе лидирующих стран, общая доля которых за рассматриваемый период составляет более 80%. Цифры указывают долю в процентах от общего числа стран, выбранных участниками опроса в качестве предполагаемого места отдыха. Необходимо отметить, что в данном случае учитывается только первичная ориентация в выборе страны. На окончательный выбор влияют многие факторы - уровень цен, наличие билетов, мест в отелях и т.д.
Июнь | Июль | |||||
Направление | 1999 | 2000 | 2001 | 1999 | 2000 | 2001 |
Болгария | 4.1 | 6.3 | 6.0 | 4.9 | 7.1 | 5.9 |
Греция | 3.0 | 2.9 | 2.7 | 3.8 | 2.5 | 2.1 |
Европа (автобусные туры) | 2.1 | 3.4 | 2.6 | 2.5 | 3.1 | 2.5 |
Испания | 6.5 | 5.8 | 5.7 | 6.4 | 5.9 | 4.7 |
Италия | 3.4 | 3.0 | 3.0 | 3.2 | 2.6 | 2.8 |
Кипр | 2.1 | 2.3 | 2.6 | 3.2 | 2.5 | 3.1 |
Круизы (морские) | 4.1 | 2.8 | 1.9 | 3.7 | 3.0 | 2.3 |
Россия (средняя полоса) | 19.3 | 19.0 | 19.8 | 20.1 | 17.6 | 21.9 |
Россия (юг) | 24.4(*) | 14.4 | 11.9 | 20.3(*) | 13.5 | 11.6 |
Скандинавия | 1.9 | 1.9 | 2.0 | 2.1 | 2.0 | 1.9 |
Турция | 12.4 | 12.4 | 12.2 | 11.9 | 12.9 | 12.5 |
Хорватия | 0.3 | 1.7 | 2.5 | 0.4 | 2.5 | 2.9 |
Украины (Крым) | (-) | 6.3 | 9.3 | (-) | 5.8 | 8.6 |
Чехия | 2.3 | 2.0 | 2.0 | 2.4 | 2.3 | 2.0 |
Примечания: (*) – включая Крым; (-) – данные отсутствуют |
Как показывает опыт развернутого общения с клиентами «Красного телефона», в июне-июле большая часть туристов ищут приемлемые варианты отдыха на морском побережье с ценами и сервисом среднего уровня.
Болгария после существенного падения спроса в 1999 году выходит на свой привычный уровень, демонстрируя интерес россиян к недорогому отдыху в привычных условиях. Многих привлекает возможность поездок с детьми, большой выбор отелей 2*-3*, а также возможность безвизового, то есть быстрого оформления поездки. На этом направлении в последнее время редко появляются новые туроператоры: рынок давно освоен.
Греция относится к странам, представляющим интерес не только с точки зрения пляжного отдыха, но и познавательного туризма. Несмотря на некоторое снижение интереса к этому направлению в целом, отмечается постепенный рост спроса на отдых в островной части, в том числе в гостиницах с повышенным уровнем сервиса.
Автобусные туры по Европе с посещением нескольких стран пользуются стабильным интересом у наиболее активной части населения, также предпочитающей познавательный туризм. Правда, июнь и июль не относится к пиковым месяцам по этому направлению - в основном, из-за жары, мешающей сосредоточиться на достопримечательностях.
Испания и Италия стабильно входят в число лидеров спроса, хотя первая страна у россиян больше ассоциируется с отдыхом, а вторая – с экскурсионными поездками. Показанное в таблице некоторое снижение «телефонного» спроса на этих направлениях можно объяснить наличием широкой и стабильной рекламы в СМИ, а также большим выбором турфирм, предлагающих поездки в эти страны. Многие компании могли бы похвастаться достаточно высоким уровнем постоянной клиентуры именно по этим направлениям.
Спрос на Кипр, в основном, стабилен и в этом году, по-видимому, подходит к оптимальной отметке.
Спрос клиентов «Красного телефона» на морские круизы несколько уменьшился. Причиной этого является, во-первых, довольно высокий уровень цен, а во-вторых, ограниченное количество турфирм, специализирующихся на этом виде отдыха. Хотелось бы надеяться, что слой населения, способный позволить себе отдых такого уровня, будет пополняться.
Спрос на среднюю полосу России после существенного взлета в 1999 году стабилизировался и продолжает постепенно расти. Большой процент падает на отдых в Подмосковье, в том числе на выходные, что естественно для жителей любого большого города. А спрос на южные направления несколько снижается из-за высоких цен, которые часто соизмеримы или даже превосходят предложениям в некоторые зарубежные страны. При этом качество сервиса столь стремительно не возрастает. Тем не менее, поворот россиян в сторону внутреннего туризма произошел окончательно и, скорее всего, надолго.
По странам Скандинавии, где лидером, по-прежнему, остается Финляндия, спрос стабилен. Интересны эти страны тем, кто знает толк в летнем озерном отдыхе. Хотя летний сезон в этом регионе по спросу во многом уступает зимнему.
Турция, как всегда, в лидерах, привлекая постоянное внимание туристов оптимальным соотношением цены и качества. К тому же, нынешний сезон характерен большим количеством спецпредложений буквально по бросовым ценам. Стабильный спрос на этом направлении не дает покоя огромному числу турфирм, жаждущих «лакомого кусочка». В итоге - частые проблемы с организацией чартерных рейсов и вообще большое число «сюрпризов» и неожиданностей. Другая особенность этого сезона - существенное увеличение предложений отелей, работающих по системе «все включено».
Спрос на Хорватию увеличивается, хотя и меньшими темпами, чем рост числа предложений. Можно предполагать, что он еще не достиг своего пика и продолжится, но при условии спокойной политической ситуации в регионе и сохранения безвизового режима для России.
Некоторые послабления Украины в отношении приема россиян в Крыму не замедлили сказаться на спросе в эти традиционные места отдыха – интерес заметно вырос.
Влияние последствий введения виз в Чехию, по-видимому, уже закончилось. Спрос стабилизировался, хотя в летние месяцы он существенно ниже общегодового: эта страна привлекает внимание и с точки зрения экскурсий, и как место для качественного оздоровления и лечения.