Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Миграционный учет: при всем богатстве выбора с альтернативами – непросто

09:19, 30 сентября 2014

Продолжаем освещать тему миграционного учета, которая обсуждалась на недавнем совещании, проведенном Комитетом Совета Федерации по социальной политике.

Вице-президент РГА Геннадий Ламшин уточнил, что ассоциация провела мониторинг компаний, которые уже создали другие варианты программного обеспечения, позволяющего осуществлять миграционный учет. Сейчас «проверенных» программ, помимо «Элпоста», еще минимум две: «Вега», стоимость которой с годовой техподдержкой составляет 17 000 рублей (причем передача информации бесплатная), и «Скала-УФМС» с широким выбором тарифных планов (подключение – от 4900 до 35000 рублей, сопровождение – от 2900 до 35000 рублей, стоимость подключения и использования платы за регистрацию иностранных и российских граждан также не предполагается). Напомним, что в отношении «Элпост» копья ломались, в первую очередь, по поводу непомерной стоимости услуг, которая в крупной гостинице может составлять несколько миллионов рублей в год.

«Вега» и «Скала» уже опробованы и прекрасно себя зарекомендовали в Краснодарском крае, а также в Сибирском федеральном округе и Астраханской области. Разумеется, везде – с одобрения и согласия территориальных УФМС.

В частности, опытом работы отелей с ПО «Вега» поделился директор краснодарского НТЦ «Сонар-Плюс» Александр Пащевский. И уточнил: программа подразумевает обязательные подтверждения от ФМС, что информация по стольким-то постояльцам получена. Однако у нее тоже есть минусы: например, если в регионе всего три-четыре гостиницы, то ставить отдельный сервер под такое ПО нерентабельно.

Есть и другие системы, которые либо уже готовы и работают, либо проходят тестирование. Так что идеальное в техническом смысле решение пока не найдено. Однако выбор вроде как есть.

Резюмируя: вопросов по-прежнему больше, чем ответов. До сих пор непонятно, кто несет ответственность за случайные потери данных. Почему сотрудники УФМС не всегда настолько осведомлены о функциях ПО по миграционному учету, как хотелось бы. УФМС на местах не выдают никаких документов, подтверждающих прием данных, вариант с электронной цифровой подписью (ЭЦП) тоже не отлажен. Мешает и личностный фактор: и со стороны гостиниц – случайная опечатка в фамилии приводит к тому, что данные в ПО «Территория» не принимаются (результат – штрафы); и со стороны инспекторов ФМС, порой жестко пресекающих любые попытки обсудить спорные вопросы.

Состоявшуюся за круглым столом дискуссию специально для RATA-news прокомментировал вице-президент Федерации рестораторов и отельеров Вадим Прасов: «Признаться, позиция «Элпоста» выглядит весьма cтранной. Когда им был задан вполне конкретный вопрос – как обосновывать затраты на ПО и регистрацию постояльцев, мы получили ответ в стиле «У вас есть бухгалтерия, вот пусть она и думает». И это говорит компания, взимающая деньги за оказание госуслуги – которая должна быть бесплатной.

Позиция ФМС тоже озадачивает. На совещании я задал вопрос, можно ли одобрить сразу на всей территории России перечень компаний, создавших ПО для регистрации постояльцев, причем в полном соответствии с ожиданиями ФМС, а таких фирм немало. В ответ мы услышали, что это будет коррупцией. То есть, каждая гостиница должна в индивидуальном порядке подать заявку на право работать с той или иной фирмой – и, скорее всего, получить отрицательный ответ. Как это произошло, например, в одном из наших отелей. Представители миграционной службы пришли и заявили: вам надо работать с «Элпостом». Точка. Руководитель гостиницы упомянул совещание в Совете Федерации 11 сентября, сообщив, что коллеги из ФРиО там присутствовали и слышали о праве работать с другими продуктами. После чего представители ФМС намекнули, что в случае дальнейших протестов позаботятся о внеплановой проверке по всем фронтам – пожарники, Роспортребнадзор и так далее. Причем нужно уточнить, что передача данных на флешках конкретно в этом регионе невозможна. То есть, информация передается на бумаге паспортисткой – которая тоже, скорее всего, будет «настоятельно рекомендована» властями.

Таких прецедентов немало. Посулы «вы можете работать, с кем хотите», увы, чисто теоретические, а применяемые к отелям санкции вполне реальны. А штраф в полмиллиона рублей для региональной гостиницы зачастую может означать ее закрытие. По факту получается, что мы можем сколько угодно ломать копья на совещаниях, но отельерам все равно упорно навязывают работу с «Элпостом».

Ряд ценных предложений выдвинула вице-президент Ассоциации малых гостиниц Санкт-Петербурга Тамара Буйлова. Она сообщила, что в результате прошедшей в августе 2013 года встречи с IT-компаниями обнаружилось порядка 20 организаций, создающих подходящее для работы с миграционным учетом ПО. Из них минимум пять способны передавать информацию в ППО «Территория» из гостиниц напрямую, минуя посредников. В этом случае потерю данных можно свести к нулю. А гостиницы уже смогут делать выбор из нескольких программ (предварительно получивших «лицензию» от миграционных служб на работу со средствами размещения) с учетом своих желаний, потребностей и финансовых возможностей, что позволяет избежать монополизации рынка.

Ну и, конечно, этот процесс требует активного взаимодействия с техническим отделом УФМС и пересмотра ныне действующих официальных регламентов по передаче данных.

Подведем итоги: на сегодняшний день обращение комитета Совета Федерации по социальной политике в ФМС о создании межведомственной рабочей группы по вопросам использования информационных технологий при реализации миграционной политики РФ рассмотрено и удовлетворено. Ее полномочия прописаны, в группу вошли 59 человек: представители органов власти, правоохранительных органов, технических компаний и т.д. К ней предложено присоединиться также представителям РГА, ФРиО и московского комитета по туризму.

Вопросы по разработке ПО продолжат рассматриваться в УФМС. Ну а гостиницам – которым, подчеркнем, никто не имеет права навязывать использование «Элпоста», рекомендуется не отмалчиваться и сообщать обо всех возникающих проблемах, включая сложности в общении с представителями УФМС.

RATA-news будет следить за развитием событий.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

Обсудить в telegram

вам может быть интересно