Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Санкур без соцстраха: как вам сезон?

08:07, 30 июля 2001

Сокращение объемов финансирования санаторно-курортной отрасли по линии социального страхования резко изменило расстановку сил в этом секторе рынка. Конечно, сейчас, в июле, все объекты размещения забиты, и не только на юге, но и в Кавминводах, и даже в средней полосе России. И все же “раскачался”” турпоток только к середине сезона. В Сочи, например, ФСС обычно обеспечивал 100-процентную загрузку баз уже в мае-июне, а в этом году даже в начале июля в некоторых пансионатах пустовали места. По мнению самих представителей санаторного комплекса, средний “недогруз” в этом сезоне составит примерно 35-40%. Мы беседуем с Марком Слонимским, генеральным директором туристической компании “Златые врата”, которая более 7 лет специализируется на организации лечебных и оздоровительных программ в России и за рубежом.

 - Марк, итак главный “игрок” с рынка ушел, ситуация возникла непростая.

 - Да, верно. Все здравницы вынуждены были оценить сложившуюся ситуацию и решить для себя, что им в этом случае делать. В некоторых санаториях акционеры испугались надвигающейся конкуренции, быстро продали свои акции и сменили собственника. Другие, и их большинство, любой ценой держатся за фонды соцстраха. Один очень неплохой санаторий, в котором почти 50% номеров были “люксы”, вдруг ввел дешевую социальную путевку. Цену снизили за счет того, что из комнат вынесли телевизоры, сократили количество входящих в стоимость путевки лечебных процедур и максимального упростили меню. И сейчас в одной столовой питаются отдыхающие, приехавшие и по социальной, и по коммерческой путевке: обеденный зал демонстративно разделен на две части. Легко представить себе, какой спрос на коммерческие путевки в этот санаторий будет в следующем году. Часть пансионатов с лечением, получив известие о том, что максимальная стоимость путевки в день не может превышать 265 рублей, сбросили цены и мгновенно распродались. А в начале сезона, когда эта цифра пусть немного, но увеличилась – до 350 рублей, кусали локти.

 - А есть примеры, когда санатории в сложившейся ситуации действуют успешно?

 - Конечно. Из наших партнеров - “ДиЛуч” в Анапе, он активно сотрудничает с турбизнесом, параллельно развивая и собственную службу реализации путевок. И сейчас, как известно, свободных мест там нет. Более того, мы уже в июне принимали заявки на номера в новом корпусе, который откроется только в августе. Вполне нормально чувствует себя санаторий имени Ивана Сусанина в Костроме, оздоровительный комплекс “Вятичи” в Серпуховском районе Московской области. То есть, те, кто уже имел опыт сотрудничества с турбизнесом, “кризис” переносят легче.

 - Сможет ли турбизнес компенсировать санаториям отсутствие поддержки со стороны ФСС?

 - Многое зависит от самих баз отдыха. Сегодня турфирмы и так часть удара взяли на себя, выкупив путевки. А затем цены снизились, и в результате некоторые пансионаты – например, сочинский “Фрегат” - полсезона стояли пустыми: дорогие путевки никто не покупал.

- Как вы думаете, захотят ли теперь турфирмы заранее выкупать путевки на следующий сезон?

 - Если пансионаты и санатории не установят сразу разумные цены - будут продавать все сами. А это потребует определенных затрат: помещение, соответствующий штат, его обучение, реклама, связь. На мой взгляд, все это обойдется дороже, чем комиссионные турфирмам.

 - Третьего пути реализации санаторно-курортных услуг нет?

 - Почему же, существует еще механизм продажи путевок через страховые компании. Но, в любом случае, надо быть готовым к изменению привычной технологии продаж, новым договорным отношениям. Для этого должны соответственно работать юридические и экономические службы санаториев, а такое желание есть далеко не у всех. Но самое сложное не в этом. А в том, что в “соцстраховских” санаториях и пансионатах появляется новая категория клиентов. Турбизнес и страховые компании предъявляют совершенно иные требования к уровню сервиса, нежели “социальщики”. Некоторые, кстати, это уже поняли - и в плане условий проживания, и лечебных услуг, и работы персонала. В их числе тот же “ДиЛуч”, “Кругозор” в Минводах, те же “Иван Сусанин” и “Вятичи”.

 Мнение Марка Слонимского о том, как лучше организовать сотрудничество между турбизнесом и санаториями – в ближайших номерах RATA-news.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно