Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Итоги и уроки кризисного года

15:49, 29 декабря 2009

Последний выпуск H&R в 2009 году посвящен итогам уходящего года. Он останется в нашей памяти годом кризисным, а в гостиничной индустрии его назвали еще и годом переломным. Как сказались минувшие события на деятельности отельеров? Своим мнением делятся директора управляющих компаний Amaks Hotels&Resorts, «ГОСТ Отель Менеджмент» и Azimut Hotels Company.

Дмитрий Златкин (фото), генеральный директор Amaks Hotels&Resorts.

- Главный урок, который преподал вам и вашей компании уходящий год?

- Год показал, что главное условие успешного бизнеса в сложной ситуации – это повышение производительности труда. Собственно, проблема роста производительности – одна из ключевых в российской экономике в целом. Мы за минувший год убедились, что меньшим числом сотрудников можно выполнить тот же объем работы на требуемом качественном уровне. При этом изменилась система мотивации персонала. В общей заработной плате фиксированная часть стала меньше, переменная – больше. За прошедший год стало ясно, что это стимулирует персонал работать с большей эффективностью.

В уходящем году мы столкнулись с работой в трудно прогнозируемой ситуации: бронирования и номеров, и конференц-залов стало очень коротким: не за месяц, не за две недели клиенты теперь заказывают услуги, а порой – за два-три дня до даты заезда. Что ж, это приводит к росту нагрузки на многие службы и требует от нас все той же большей отдачи, работы с максимальной эффективностью. Кстати, предновогодние дни отметились значительно большим количеством корпоративных празднований, чем год назад, когда все замерли в тревожном ожидании. Теперь мало кто заказывает корпоративы на 200-300 человек, в основном - на 15, 10, даже 5 - но спрос на услуги развлекательных комплексов в наших отелях сейчас высок. С небольшими группами в каком-то смысле работать даже удобнее: если в последний момент откажется крупный клиент – это будут большие потери. Если маленькая группа – и потери минимальны, и ее несложно заменить другой.

- Что 2009 год поменял в работе компании основательно и надолго?

- Должен признаться, что все, что мы заложили в деятельности компании до кризиса, работало и во время него, больших перемен деятельность не претерпела. Разве что мы стали уделять значительно большее внимание продвижению через интернет, но это нельзя назвать антикризсисной мерой: мы давно к этому готовились, понимали, что продажи через интернет-ресурсы – требование времени. Появились новые маркетинговые программы, например, сотрудничества с авиакомпаниями.

- Что будет с отраслью в 2010 году: ваш прогноз развития гостиничного бизнеса.

- Я не прогнозирую большого роста в будущем году . Если в этом году доходы упали на 20%, то в 2010 году они смогут подняться на 10 %, а к докризисному уровню мы придем в 2011-м, полагаю.

Большие перемены ждут санатории – потому что, видимо, сократится количество льготников на курортах. Треть номерного фонда нашей сети – это курортные отели и санатории, поэтому нас очень волнуют эти проблемы. Если льготников станет меньше: нужна будет серьезная работа по перестройке загрузки наших санаториев.

Сергей Колесников (фото), генеральный директор компании «ГОСТ Отель Менеджмент».

- Главный урок, который преподал вам и вашей компании уходящий год?

- Это нельзя назвать уроком, это было испытание на зрелость всего коллектива. В период бизнес-планирования на 2009 год, еще в октябре прошлого года, мы понимали, что нас ожидает очень сложный год. Мы заранее провели все антикризисные мероприятия и эти действия позволили нашей компании провести год более успешно, чем предыдущий.

Поэтому главный вывод, наверное, заключается в том, что если не заниматься самообманом, смотреть на вещи реально и заранее предпринять необходимые меры, то можно выйти из любой сложной ситуации. В эти периоды очень важно работать как можно более открыто со своим персоналом. Именно, линейный персонал почувствовал на себе все трудности уходящего года и мы делали все, чтобы наши подчиненные понимали глубину процессов, происходящих в стране, и чувствовали нашу заботу о них.

- Что 2009 год поменял в работе вашей компании основательно и надолго?

- Начало года привело к достаточно серьезным сокращением количества персонала, которое, безусловно, сказалось на качестве работы. Но это было запланированное действие и поэтому мы были к этому готовы. Поняв глубину падения рынка, мы стали анализировать ситуацию и направили свои усилия на развитие продаж. Поэтому вторая половина года была отмечена креативными идеями и их реализацией. Думаю, что поиск новых каналов продаж, развитие их в комплексе станет основным трендом, который был заложен в этом году. Говорить о изменениях в работе не сосем корректно, так как индустрия гостеприимства в формате профессионального управления не может категорически меняться. Поэтому уместно констатировать, что мы стали на год старше, мудрее, допустили свою долю ошибок, добились определенных результатов и так будет всегда - а это самый главный вектор нашего развития.

- Что будет с отраслью в 2010 году: ваш прогноз развития гостиничного бизнеса.

- Год будет таким же сложным. Будут открываться замороженные на завершающей стадии гостиничные проекты во всех регионах, будет расти конкуренция. Тяжело будет всем, у кого большие территории, за которые надо платить налоги. Это в первую очередь курортные проекты и санатории.

Увеличится доля электронных продаж, поэтому потребителям станет легче бронировать услуги и их стоимость упадет. На рынке возрастет роль профессиональных операторов, как российских так и западных. Надеюсь, что российские компании смогут составить конкуренцию западным операторам.

Александр Гендельсман (фото), генеральный директор Azimut Hotels Company.

- Главный урок, который преподал вам и вашей компании уходящий год?

- Главное, что мы поняли – все в наших руках. Не надо бояться кризиса – компания с грамотным менеджментом и хорошо просчитанными рисками в состоянии выжить в самых сложных экономических условиях. Такие переломные моменты – лучшее время для рывка вперед, и этот шанс не стоит упускать.

- Что 2009 год поменял в работе вашей компании основательно и надолго?

- Этот год позволил нам сделать шаг вперед. Мы стали более организованы, сократили ненужные расходы. Подход к оптимизации затрат, к разумной экономии и бережливости ресурсов как на бытовом уровне так и на уровне всей сети существенно изменился. Кроме того, мы пересмотрели структуру отделов продаж, на наш взгляд, сейчас она работает гораздо более эффективно. Мы заострили внимание на прямых продажах, благодаря им доходность с проданных услуг существенно повышается. Сотрудники имеют прямую мотивацию к повышению продаж, поскольку по итогам своей работы они получают соответствующие результатам работы премии и бонусы. Кроме того, сотрудники отделов продаж получили возможность самостоятельно принимать решения и «действовать по ситуации», что повышает их интерес к работе.

- Что будет с отраслью в 2010 году: ваш прогноз развития гостиничного бизнеса

- Показатели доходности гостиничного бизнеса упали и будут постепенно возвращаться на прежний уровень. Докризисного уровня они достигнут не раньше 2011 года. Свои силы мы рассчитываем исходя из опыта кризисного 2009 года. Несмотря на стабилизацию ситуации на рынке гостиничных услуг и кажущийся рост, мы не ждем ослабления кризиса, напротив – ждем напряженный и динамичный год. В условиях жесткой конкуренции и ограниченных ресурсов стали очевидны плюсы профессионального управления гостиничным объектом. Уже сейчас мы ведем ряд переговоров с собственниками отелей, и предполагаем, что востребованность услуг управляющих компаний будет расти.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно