Интурмаркет 2020 02.10

На Красном холме, где стоял Мамай…

Память о событии, произошедшем почти семь веков назад в степном краю в верховьях Дона, почтительно хранит военно-исторический и природный музей-заповедник «Куликово поле». Познакомиться с его инфраструктурой и узнать нынешнее положение дел администрация музея пригласила журналистов, среди которых была и корреспондент RATA-news.

Мемориализация территории, связанной с Куликовской битвой и расположенной ныне в Тульской области, началась еще при Петре I. Продолжение Государь посетил здешние места где-то в 1702-1703 годах и повелел строго охранять многовековые дубы приснопамятной Зеленой Дубравы, укрывшей когда-то Засадный полк русского воинства. Про дубраву мы еще поговорим, а сейчас немного про Красный холм. Здесь у деревни Ивановка находится ныне один из старейших в России монументов воинской славы. Холм включен в музейное пространство потому, что на его вершине, по преданию, находился лагерь темника Мамая.

Автором обелиска, поставленного в честь великого московского князя Дмитрия Донского, стал архитектор Александр Брюллов, старший брат великолепного Карла Брюллова. Торжества по случаю открытия памятника состоялись 8 сентября 1850 года, ровно через 470 лет после битвы, день в день.

Не так давно колонну отреставрировали, оборудовав у ее подножия смотровую площадку, откуда открывается прямой вид на Поле битвы. На большой чеканной плите наглядно изображено где стояли русские войска, где затаился засадный полк. Стану Мамая не повезло. Многочисленные туристы, позируя для фотоснимка, присаживаются именно на фигуру хана. Вот Мамай и сияет как медный пятак. Ах, если бы гордый монгол знал от прикосновения какой части тела так заблестит его изображение, то умер бы от страшного унижения. Впрочем, поделом ему.

Рядышком с обелиском стоит невероятной красоты церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, созданная архитектором Алексеем Щусевым. Николаю II настолько понравился проект, что он даже пожертвовал на строительство 5 тыс. рублей золотом. Храм начали возводить в 1913 году, а закончили в 1917-м. Не очень удачное время, согласитесь. Однако в 1918 году его все же освятили, но расписать стены, увы, не получилось. От первоначального замысла – создания при храме музейной экспозиции, пришлось отказаться. Но церковная служба в нем совершалась вплоть до 1940 года. Потом храм закрыли, но он все-таки пережил и немецкую оккупацию, и послевоенное запустение. К 1992 году его отреставрировали, возобновилась и церковная служба. Сегодня он является подворьем Троице-Сергиевой лавры.

Замысел Щусева своеобразен и торжественно-великолепен. Автор соединил принципы церковной архитектуры с крепостными формами. Вглядитесь, церковь как будто выглядывает поверх защищающей ее мощной стены с двумя башнями под воинскими шлемами. Алексей Щусев в свое время писал: «Что касается Куликовской церкви, то она выходит по архитектуре очень хорошо. Я изменил верх второй башни, вместо купола – шлем... Оставить обе башни одинаковыми это ложно-классично, робко...». Он стремился создать церковь, которая олицетворяла бы героизм и стойкость русского народа. На мой взгляд, у него получилось.

В храм можно зайти, помолиться о погибших, поставить свечи и осмотреть открытую в башнях экспозицию под названием «За землю русскую и веру христианскую...», основанную на древних летописных произведениях «Побоище великого князя Дмитрия Ивановича на Дону с Мамаем», «Задонщина» и «Сказание о Мамаевом побоище».

 

Любовь Булгакова, RATA-news

Фото автора

Версия для печати