Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Дмитрий Колесников: «Меня радует, что на рынке появляются правила игры»

09:59, 28 мая 2013

Отельеры сходятся во мнении, что у российских сетей большой потенциал и пора выходить на зарубежный рынок. Удачные примеры уже есть. Третий год гостей принимает Rahoni Cronwell Park Hotel 5* в Греции, первый зарубежный проект Cronwell Hotels&Resorts. Своим мнением о состоянии и перспективах отечественной гостиничной сферы с читателями RATA-news H&R делится председатель правления Cronwell Hotels&Resorts Russia Дмитрий Колесников (фото).

 

– Дмитрий Витальевич, как вы оцениваете нынешнее состояние российского гостиничного рынка?

– Смотря о чем речь – о бизнес-процессе или непосредственно об отелях. По наследству от СССР нам достался огромный номерной фонд. Но это именно «средства размещения». То есть комнаты с кроватями, тумбочкой и графином воды на ней, как прописано в нормативах советских лет. Если их учитывать, то наши позиции по сравнению с другими странами довольно сильны. Если же говорить о продукте, способном конкурировать на мировом уровне, то с этим у России серьезные проблемы. Во-первых, из-за печальной истории с классификацией отелей: в стране до сих пор нет общих правил игры, а если и есть, то они заточены под конкретные регионы – Сочи, Санкт-Петербург.

Системного присутствия крупных международных операторов тоже не наблюдается. Они приносят в Россию философию своих брендов, но не стандарты звездности. В итоге мы имеем разобщенный рынок и до крайности разнокалиберный номерной фонд. Достойных объектов сферы гостеприимства очень немного. Да и локализованы они, в основном, в Санкт-Петербурге, Москве, быстроразвивающихся регионах вроде Ханты-Мансийска и Краснодарского края. Можно сказать, что это первые шаги на пути создания качественного номерного фонда.

 

– Откуда же берутся оптимистичные результаты исследований и радужные прогнозы аналитиков?

– Дело в том, что статистика учитывает не качество, а количество. То есть каждую ночевку. Например, «Cronwell Park Балабановские Родники» опережает по показателям все гостиницы Подмосковья. Но только на бумаге. Как так получилось? Наш партнер, авиакомпания UTair, размещает там свои экипажи. То есть ежедневно в отеле проживает до 350 человек. Заполняемость – 100% круглый год. Умножьте 350 на 365 дней – да мы просто чемпионы мира по загрузке!

Аналогично могут грузиться и другие объекты, санатории и т.д. Так что хорошие показатели не всегда говорят о высоком качестве номерного фонда, это может быть всего лишь следствием повышения деловой активности в стране. А когда эти данные попадают в статистику, создается впечатление, что в России все замечательно.

Конечно, радует, что в Санкт-Петербург и Москву последние годы приезжает все больше туристов. Власти столицы прилагают феноменальные усилия, чтобы сломать образ перегруженного и дорогого города, анонсируют новые продукты и услуги. Это сразу повысило загрузку московских отелей. Но если говорить о рынке гостеприимства страны в целом, то мы лишь в самом начале пути. И, по большому счету, только-только занялись сферой гостеприимства всерьез.

 

– И каковы перспективы?

– Ситуация явно меняется к лучшему. Формируется рынок, на него входят серьезные игроки и крупные девелоперы. Проект развития «Новой Москвы» тоже потянет за собой развитие всей инфраструктуры, гостиниц в том числе.

Смещается и фокус внимания международных сетей. Раньше они целились на города-миллионники и выставляли условия «возьмем объект только в центре города и не меньше, чем на 100 номеров». Да при таких условиях и мы, российские компании, гостиницу легко раскрутим. А попробуйте-ка получить прибыль от средства размещения на окраине города, где всего сотня тысяч населения!

Однако сейчас крупные сети взялись за эконом-сегмент, куда раньше вообще не совались. Причем в регионах: Mercure, Ibis и им подобных сейчас строится по стране очень много. А значит, в России начала создаваться полноценная гостиничная среда. Появилась структура и операторы, которые задают свои правила. Учат местных девелоперов, с какой стороны правильно подойти к проекту, как его развивать и т.д. Это больше всего радует – то, что на рынке появляются правила игры.

 

– И все-таки: российские сети строить гостиницы уже могут, управлять уже умеют, создают конкурентоспособный продукт. Что не так? Почему дела идут со скрипом?

– Из-за нехватки индустриального опыта. У наших отельеров его пока просто нет, как и многолетних навыков продаж и столь же продолжительного доверия к брендам. А лояльность к марке – одна из важнейших составляющих успеха. Естественно, российские коллеги не способны заработать столетнюю репутацию «Кемпински» за 15 лет существования местного рынка. Особенно в сегменте luxury. Хотя если взять объекты рангом пониже, то отечественные сети уже достаточно успешны: вспомним тех же «Азимут», «Гелиопарк». Не за горами появление и российских сетевых гостиниц класса люкс. Уверен, рано или поздно, в нашей стране либо новая, либо одна из уже существующих отечественных компаний вплотную этим займется.

 

– Как вы искали «своих» клиентов? «Cronwell Inn Cтремянная» – очень удачный продукт в сегменте 3*. Чем обусловлен выбор концепции?

– Когда мы только выходили на рынок Санкт-Петербурга, из нескольких вариантов предпочли формат бутик-отеля 3*. Небольшой, на 50 номеров. Но в нем много того, чего не встретишь больше нигде. В стоимость номера, помимо завтрака, входит и дневной чай с выпечкой, получается подобие полупансиона. Можно сказать, это подарок нашим постояльцам. Сыграли и на окружении: гостиница разместилась на параллельной Невскому проспекту тихой улочке с очень любопытной историей. Оказалось, здесь, так или иначе, отметились многие известные писатели. По соседству находилась типография, где печатались и Пушкин, и Тургенев. Даже первые романы Конан Дойля в русском переводе увидели свет именно здесь.

Так что мы решили создать подобие гостиницы-музея, по совместительству – клуба по интересам. На пути к отелю, в арке, развесили фото всех домов улицы с исторической сводкой – кто строил, когда и кто проживал. Книгу о районе выпустили. Обратились к местным жителям с предложением привести в порядок и облагородить этот уголок города. Это предложение люди встретили с энтузиазмом. Теперь наши соседи частенько заглядывают на чай, мы же организуем для них то встречи, то небольшие концерты. В итоге у нас получился один из центров культурной жизни Санкт-Петербурга. В отеле поселилась душа, а для питерского средства размещения очень важно иметь душу. Только тогда в него захочется вернуться.

Ну а результат? Очень хорошие экономические показатели и высокий рейтинг в любой международной системе бронирования. Среднегодовая загрузка «Cronwell Inn Стремянная» – больше 80%.

 

– То есть, залогом успеха отеля может стать окружение?

– Да, одним из них. Окружение использовать можно и нужно. Оказываясь на новом рынке, Cronwell, в первую очередь, развивает дестинацию. Мы позиционируем себя не как сеть, а как галерея отелей. Все объекты очень разные, и каждый – со своей изюминкой, со своим характером и душой. В Репино создали клуб друзей Ильи Репина, общаемся с его потомками, организуем тематические экскурсии, помогаем музею. В «Cronwell Park Добрино» в Ханты-Мансийске собрали целую коллекцию самоваров, в тайге поставили памятник комарихе… Наш принцип – каждая гостиница Cronwell должна быть своего рода культурным центром. Того же придерживаемся и в работе с греческими направлениями. Кстати, очень важно в этом смысле государственно-частное партнерство.

Ну а на второе по значимости место ставим событийную составляющую отдыха. В течение года во всех отелях сети проходят кулинарные фестивали, фото– и художественные выставки, музыкальные встречи.

 

– Расскажите, пожалуйста, о гостиницах в Греции. Почему, например, не Турция, Черногория, Хорватия?

– Моя мама – гречанка, и большая часть моей родни переехала с Украины в Грецию. А Cronwell было интересно освоить курортное направление. Все наши российские гостиницы – круглогодичные, причем с основной загрузкой зимой. Кроме разве что Санкт-Петербурга, где высокие сезоны – зима и лето. Так что интересы совпали с генетической предрасположенностью. К тому же, Греция оказалась страной, где выходить на международный рынок оказалось наиболее комфортно.

 

– По какой причине выбрали именно сегменты 4-5*?

– Что касается летнего туризма, работать на рынке 3* можно только в двух форматах: либо у вас небольшая семейная гостиница, где вы на стойке, жена на кухне, дочка работает официантом, а сын – водителем. Либо это должен быть очень крупный объект. А небольшие сетевые отели 3* прибыли приносить не будут. Поэтому мы и нацелились на сегмент классом повыше.

Нам нравится разрабатывать непривычные направления, мы этим живем. К тому же, при достаточно демократичных ценах предлагаем сервис очень высокого уровня. Такого вы не увидите в Египте или Турции. А понимание рынка и опыт превращения убыточных объектов в успешные, который был наработан еще в России, в Греции пришлись очень кстати.

 

– Сколько отелей у вас там сейчас?

– Сегодня бренд Cronwell Hotels&Resorts представлен в Греции тремя отелями: Rahoni Cronwell Park Hotel на полуострове Кассандра, это Халкидики, строящийся Cronwell Resort Sermilia на полуострове Ситония и Cronwell Platamon Resort, открытый совсем недавно в мае этого года в Пиерии, на юге Центральной Македонии.

Начали мы с проекта Rahoni Cronwell Park Hotel. Пришлось потрудиться, прежде чем неказистая гостиница эконом-класса стала бутик-отелем 5*. Сегодня у нас прекрасное место отдыха с развитой инфраструктурой и собственным пляжем. И, как водится, со своими изюминками. Мы разузнали историю этого района, которому 2,5 тысячи лет, собрали целую коллекцию рыбацких баркасов, построили тренажерный зал под открытым небом. Теперь постояльцы могут заниматься спортом прямо под звездами, наслаждаясь видом на гору Олимп. Досуг гостям организовали по полной программе: открытая кухня, мастер-классы, спортивные соревнования, музыкальные вечера и т.д.

Следующим шагом стал классический семейный курорт Cronwell Platamon Resort 5* на 200 номеров. Центральное место в отеле занимают собственный песчаный пляж, развлекательный центр и Splash Park – «территория брызг» с водными аттракционами. Мы предложили принципиально новую концепцию досуга, разделив зоны. То есть, позаботились о возможности спокойного отдыха для взрослых, а дети веселятся в другом секторе, под присмотром специалистов.

 

– Как вы оцениваете ставки Cronwell по сравнению с другими курортными отелями в этом регионе?

– Гостиничный рынок Греции пока не перенасыщен крупными международными сетями, поэтому конкурировать нашим отелям приходится, в первую очередь, с местными. Пока итоги радуют: результаты работы Rahoni Cronwell Park Hotel в сезоне 2012 года превзошли ожидания. Несмотря на то, что объект открылся на месяц позже начала сезона, мы получили €16 тыс. прибыли на номер, тогда как средний показатель по рынку за весь сезон (с мая по сентябрь) составляет 18 тыс. Так что это лишь усилило желание развиваться в сегменте курортных отелей 5*.

 

– Как думаете, европейцы к вам поедут?

– Они уже едут. Во-первых, многие наши сотрудники говорят на русском, английском, греческом. Все аниматоры обязаны владеть английским и русским. Во-вторых, те же концерты и танцевальные шоу не нуждаются в переводе. Мы не ориентируемся, например, только на греков или русских. Наоборот, пропагандируем курортный отдых без привязки к национальности, как было когда-то в СССР.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

Обсудить в telegram

вам может быть интересно