Департамент всех загрузил проблемами туризма
Вчера состоялось расширенное заседание коллегии Минэкономразвития РФ, на котором подводились итоги 2000 года. Открыл заседание председатель Правительства РФ Михаил Касьянов, который в целом положительно отозвался о работе министерства, но отметил, что некоторые сложные проблемы оно пытается решить с наскока, без глубокой всесторонней проработки. С итоговым докладом выступил министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф, уделив вопросам развития туризма значительно больше внимания, чем многим другим отраслям. Вообще заседание коллегии показало, что за недолгий период своего существования Департамент туризма загрузил проблемами развития отрасли буквально все министерство. Мало того, что об актуальности этих вопросов довольно долго говорил сам министр. В значительной степени этому же было посвящено выступление заместителя министра Владимира Стржалковского, который популярно объяснил коллегам, почему у нас социально-экономическая эффективность отрасли неадекватна туристскому потенциалу страны. В качестве одного из примеров г-н Стржалковский привел данные по государственным расходам разных стран на развитие туризма и некоммерческую рекламу. Для наглядности он продемонстрировал график, который мы приводим в виде таблицы. Как заметил Владимир Стржалковский, России в этом списке нет, потому что бюджетные расходы на рекламу туристических возможностей страны равны нулю.
Страна | Расходы на развитие туризма, $ млн. | Расходы на рекламу, $ млн. |
203 | 25 | |
Испания | 147 | 72 |
Мексика | 103 | 40 |
Австралия | 88 | 65 |
КНР (вкл. Гонконг) | 68 | 45 |
Южная Корея | 63 | 23 |
Франция | 58 | 57 |
Австрия | 58 | 58 |
Польша | 45 | 7 |
Швейцария | 42 | 39 |
Канада | 36 | 33 |
Япония | 32 | 9 |
Италия | 39 | 9 |
Дания | 30 | 30 |
Германия | 27 | 12 |
Ирландия | 25 | 19 |
США | 22 | 15 |
Финляндия | 21 | 18 |
Венгрия | 21 | 12 |
Чехия | 3 | 2,5 |
Румыния | 3 | 2 |
Наконец, значительное место было уделено проблемам развития туризма в итоговых материалах коллегии. Там, в частности, ставятся следующие отраслевые задачи на следующий год: создание организационно-правовых и экономических условий развития отрасли, включая налоговые льготы, нормативно-правовую базу; утверждение положений о туроператорский и турагентской деятельности; разработка маркетинговой стратегии; рекламно-информационная деятельность; единый российский стенд на международных выставках: создание Интернет-сайта России; разработка инвестиционных проектов; выделение строки в бюджете с 2002 года.
Во всяком случае, можно констатировать, что руководство отрасли последовательно реализует курс, направленный на изменение отношения к туризму в коридорах власти, понимая, что от этого зависит решение