Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Главные новости

Настоящий хрусталь делают сердцем…

09:07, 27 декабря 2012

Чтобы показать туристические возможности, которые предоставляет регулярный рейс в Дрезден, открывшийся в ноябре этого года, компания «ДВМ-Тур» провезла журналистов и представителей турбизнеса по нескольким уникальным местам, куда уже организованы либо запускаются экскурсионные программы. Мы продолжаем рассказ об этой поездке.

Экскурсионная программа, стартовавшая в Дрездене, продолжилась в соседней Чехии, ведь до Златы Праги из столицы Саксонии не более двух часов езды. Получился насыщенный комбинированный тур. А из Праги практически рукой подать до исторической достопримечательности Богемской области – хрустального завода Caesar Crystal Bohemiae в пригороде Светла-над-Сазавой. Такое название стекольный завод «Йозефодол», основанный еще в 1861 году, получил около двадцати лет назад по имени прежних владельцев Цезарей.

Во время европейского кризиса 2008 года многие богемские хрустальные заводы закрылись. Скорее всего, подобная участь ожидала и этот завод – если бы не инженерная мысль его нынешнего владельца, председателя совета директоров Душана Хатрны. Хрусталь стали делать в нескольких небольших газоэлектрических печах, поглощающих гораздо меньше топлива. А до кризиса завод имел огромную старую печь, в которой одновременно «плескалось» до 15 тонн хрустальной массы. Душан придумал новую энергетическую схему: вначале газ около 20 минут нагнетает температуру в печи до 1000 градусов по Цельсию, потом включается электрогенератор, поддерживающий эту температуру. Так удается прилично сэкономить энергетические затраты на бесперебойное изготовление высококачественной шихты – смеси кварцевого песка и химических элементов, которые переплавляются в жидкую стекольную массу.

Печи – практически единственное, что можно усовершенствовать на производстве, а вот нужную форму стеклу, как и века назад, придают только вручную. И тем более нельзя автоматизировать производство цветного накладного хрусталя, которым завод славится уже 150 лет.

Если к основе примешать различные металлические «присадки», то хрусталь получается цветным. Например, оксид кобальта дает глубокий синий цвет, для получения красного необходимы соединения золота, а фиолетовый делают с помощью окислов марганца. Добавление 24% оксидов свинца собственно и превращают обычное стекло в хрусталь, причем высококачественный. Белый и цветной хрусталь готовят в разных печах, поэтому в этой технике всегда работают двое мастеров. Ночью материал закидывают в печь, к утру он превращается в однородную огненно-оранжевую субстанцию. Около шести утра к работе подключаются стеклодувы, они наматывают раскаленное стекло на тонкие полутораметровые трубки, и начинается представление.

Представление, конечно, для нас, зрителей, а для стеклодувов это крайне тяжелый физический труд. При взгляде на стеклодува за работой тебя охватывает страх – не лопнут ли у него щеки?

   

Разогретый шар прозрачного хрусталя погружают в расплавленную смесь цветного, сложный процесс соединения двух слоев происходит при температуре 800 градусов. Затем ком немного охлаждают и сбивают с него часть верхнего слоя.

Вот тогда-то и возникает много разноцветных отходов.

Интересно смотрятся отходы бесцветного хрусталя, очень похожие на застывшие карамельные нити. Рука так и тянется отломить кусочек «лакомства». В отличие от цветных, белые отходы можно плавить повторно. В университете города Усти-над-Лабем уже размышляют о повторной переплавке отходов цветного хрусталя для изготовления мелких сувениров – фигурок птиц, рыбок, собак, кошек и прочих зверушек.

На этом фото четко видно – цветной слой плотно облегает прозрачный хрустальный пузырь.

Двухслойную массу вновь на минуту погружают в печь и придают нужный вид в деревянной буковой форме. Так стеклодув выдувает заготовки ваз, бокалов, тарелок и т.д.

Заготовку обрезают, несколько минут дают подостыть и отправляют в «холодильник», где поддерживается температура 450 градусов. Хрустальная болванка должна остывать постепенно, иначе она расколется. Чтобы процесс был непрерывным, на заводе задействуют пять холодильных камер.

Остывшие «полуфабрикаты» отдают шлифовщикам. Края у такого предмета очень острые, поэтому шлифовщик тщательно заглаживает их сверху и снизу на шлифовальном круге, покрытом карбокорундом.

Специальным химическим составом на ней размечают тонкую геометрическую сетку, по контуру которой резчики наносят узор. Но обычно они режут декор по памяти, ведь чешские мастера по праву считаются лучшими в мире.

В цехе резчиков вначале на заготовку наносятся крупные детали рисунка, затем помельче, и после первой химической полировки дорезают самые мелкие штрихи. При обработке необходимо все время смачивать будущую вазу или бокал водой.

После нанесения декора все изделия помещают в смесь кислот, которая окончательно сглаживает острые углы и придает продукции характерный хрустальный блеск. Химическая полировка «смывает» с изделия около трети миллиметра толщины внутри и снаружи. И если мастер прорезал болванку слишком глубоко, ваза или бокал начнут протекать. Поэтому каждое изделие проверяют специальной щеткой: если на поверхности образовалась мельчайшая дырочка или трещинка, щетинка застрянет в этом месте – так выявляется брак. Вот так выглядит безнадежно испорченный графин.

Впрочем, брака бывает не более трех процентов от всего объема производства. Резчики ошибаются крайне редко, чуть больше брака возможно у стеклодувов. Обычно «виноваты» печи: когда они начинают вырабатывать свой ресурс, в расплавленную массу попадают частички камней и прочего мусора.

По словам Романы Хатрны, также владелицы завода, местные стеклодувы «работают сердцем», иначе они не справились бы с таким тяжелым ежедневным трудом. Работа с хрусталем должна по-настоящему нравиться. Обычно будущие мастера приходят на завод подростками и остаются здесь на всю жизнь.

Станислав Махек «заболел» хрусталем еще в молодости, 40 лет назад начинал на заводе резчиком, а теперь он – директор производства и автор многих прекрасных декоров, которые пользуются большой популярностью.

Его декор «Фламенко» – один из самых востребованных у покупателей по всему миру.

За все время существования завода было использовано 200 тыс. рисунков декора, и все эскизы бережно хранятся в этом зале. Здесь же местные художники колдуют над новыми узорами. Супруги Романа и Душан Хатрны показывают, над чем сейчас работает дизайнер.

Туристическим группам сегодня показывают только шоу-рум с хрустальной продукцией – цеха пока не приспособлены для групповых экскурсий. В ближайшее время владельцы планируют обустроить небольшие площадки, на которых можно будет удобно и безопасно показывать туристам этапы производства хрусталя, которые повезло увидеть журналистам из Москвы...

 

 

 

 

Наталья Панферова, RATA-news

Фото автора

Обсудить в telegram

вам может быть интересно