Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

«Азтур». Что делать?

08:07, 27 сентября 2005

В очередной раз один из российских туроператоров не смог выполнить взятые на себя обязательства. По поступившей информации туроператор «Азтур» не смог (не успел или не захотел) оплатить вывоз туристов из Турции и их проживание в отелях. В этой ситуации возможны несколько вариантов действий турагента.

1. Как всегда, решать проблему с туристами турагенту придется за свой счет: либо повторно оплачивать проживание клиентов, либо давать какие-либо гарантии отелю для того, чтобы турист смог спокойно отдохнуть до окончания срока, указанного в договоре. Также придется решать и проблему с авиабилетом, если этого не сделает государственный орган управления туризмом или кто-либо из партнеров туроператора. Таким образом, турагент будет избавлен от судебных исков о компенсации убытков. В случае если турист самостоятельно будет оплачивать свое проживание или перелет, то после возвращения наверняка предъявит судебный иск о возмещении убытков, включая расходы на оплату услуг юриста, неустойку и компенсацию морального вреда.

Впоследствии турагент вправе обратиться в арбитражный суд с иском к туроператору и потребовать возмещения того, что было выплачено туристу. Однако, перспективы регрессного требования сомнительны, поскольку ни имущества, ни денежных средств на расчетном счету ответчика к моменту судебного решения, как правило, не имеется.

2. В случае если деньги были переданы турагентом туроператору, а туроператор израсходовал их не в соответствии с целевым назначением, турагент может обратиться в органы внутренних дел с заявлением о факте мошенничества в соответствии со ст. 159 Уголовного кодекса РФ. После проведения органами внутренних дел проверочных действий возбуждается уголовное дело и начинаются следственные мероприятия. В результате турагент может быть признан потерпевшей стороной, и ему как потерпевшему в рамках уголовного судопроизводства дано право заявить гражданский иск и потребовать возмещения убытков. Вероятность взыскания в пользу пострадавших в этом случае также невелика. Только если будут найдены похищенные деньги, потерпевший может рассчитывать на возмещение своих убытков.

3. Турагент может занять позицию «глухой» обороны, не производя никаких дополнительных оплат в пользу туриста. В такой ситуации высока вероятность того, что потребитель, помимо обычного гражданского иска, заявит в милицию о мошенничестве: договор клиент заключал с турагентом и, соответственно, он имеет все основания предъявлять требования непосредственному продавцу тура. Турагенту необходимо будет доказать, что он своевременно произвел все платежи, предназначенные туроператору, и исполнил свои обязанности по организации тура в соответствии с договором. Уголовного преследования в таком случае не будет.

Гражданский иск, предъявленный туристом к турагенту, в такой ситуации имеет все шансы быть удовлетворенным. Несмотря на явную вину туроператора суд может взыскать сумму компенсации с турагента, основываясь на обязательствах, установленных в договоре с потребителем. Однако суд может учесть обстоятельства дела и значительно уменьшить сумму требования туриста – например, не взыскать неустойку, моральный вред, возместив только прямые убытки потребителя.

В любом случае турагенту необходимо иметь документы, свидетельствующие, во-первых, о наличии договорных отношений с туроператором и о надлежащей оплате туристических услуг по конкретному клиенту. Во-вторых, должны быть документы, свидетельствующие о повторной оплате этих же услуг или о возврате туристам денежных средств. Подготовку доказательств и процессуальных документов лучше поручить юристам.

Информация предоставлена юридическим агентством «Персона Грата».

www.travelexpert.ru

Обсудить в telegram

вам может быть интересно