Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Обманчивый соблазн «легкого» бизнеса

08:07, 27 сентября 2002

В канун Всемирного дня туризма главный редактор RATA-news Ирина Тюрина встретилась с руководителем туристической отрасли страны - заместителем министра экономического развития и торговли РФ Владимиром Стржалковским. Повод для встречи был праздничным, а разговор получился серьезным. Но начал Владимир Игоревич с поздравлений.

- Я рад поздравить российский турбизнес с профессиональным праздником, рад, что его отмечают во всех регионах страны. Искренне надеюсь, что туризм в России будет развиваться и крепнуть: как известно, процветание индустрии гостеприимства ведет к процветанию страны.

- Как Вы оцениваете итоги прошедшего лицензирования? Много в России турфирм или мало?

- Новые лицензии получили порядка 8 тысяч фирм – цифра все время меняется, поскольку процесс еще идет. Много или мало? Переизбыток предложений на рынке очевиден: это подтверждает и демпинг, и срывы чартерных программ, и овербукинг, и, конечно, исчезновение фирм. Но, к сожалению, никто не учится на чужих ошибках. Я знаю, что сегодня многие предприниматели из других отраслей поддаются соблазну «легкого» бизнеса и дают деньги на создание и раскрутку турфирм. Результат – известен.

- В связи с этим – когда могут быть введены финансовые гарантии ответственности операторов?

- Хотелось бы к концу года, чтобы турбизнес мог соответственно подготовиться к следующему сезону. Но получится ли – сейчас сказать трудно. Поправки к действующему закону "Об основах туристской деятельности", как вы знаете, проходят согласование в министерствах и ведомствах, после этого они будут рассмотрены Правительством РФ, а затем переданы в Госдуму. Напомню, что пока они касаются лишь выездного рынка, и речь идет о сумме порядка $100 тыс. в виде банковского депозита, банковской гарантии, страховой гарантии или гарантийного фонда.

- Идет ли, на Ваш взгляд, процесс укрупнения российского турбизнеса, и насколько это актуально для нашей страны?

- Процесс идет, но медленно, очень мелкими шагами. Мешает, опять же, переизбыток небольших компаний на рынке. Кроме того, из-за высоких рисков иностранные партнеры выставляют российским фирмам значительно большие цены, чем заказчикам из других стран. Бизнес идет тяжело, кто-то просто устает и начинает искать области более эффективного применения своих способностей.

- Есть у Вас информация о том, что крупнейшие иностранные туроператоры рассматривают варианты внедрения на российский рынок? Какие могут быть последствия?

- Проникнуть на российский рынок ничего не стоит, и если бы кто-то всерьез к этому стремился, то давно бы «внедрился». Последствия? Приход крупного «иностранца» в условиях массового демпинга ничего не изменит, пусть попробуют у нас заработать. А то, что они присматриваются, изучают рынки разных стран, в том числе и российский – это нормально, отсутствие маркетинга говорит о неграмотном менеджменте. То, что бизнес в России, пусть медленно, но все же становится более устойчивым, - факт очевидный. На международном рынке растет интерес к поездкам в нашу страну. Ко мне поступают просьбы о встрече от крупных иностранных операторов. И, возможно, такие встречи состоятся, особенно, если они будут касаться инвестиций в туристскую инфраструктуру.

- Ваша оценка прошедшего сезона?

- На выезде мало кто заработал, сезон был неудачным для большинства массовых направлений отдыха – Турции, Испании, Кипра и других. Судя по всему, турбизнес переоценил спрос, понадеявшись на благоприятную экономическую обстановку. В самом деле, рубль каждый год укрепляется на 9-11%. Однако количество выезжающих не растет и, полагаю, расти не будет – турпоток только перераспределяется. Каждый год едут за границу по туристическим визам примерно одинаковое количество человек – порядка 4 миллионов. Причем, процентов 40 из них отправляются в шоп-туры, а это, как правило, приграничный обмен, так что туристами в прямом смысле слова их не назовешь.      

Кроме того, выездной рынок сильно пострадал из-за демпинга, не учитывающего структуру спроса. Это, в частности, касается Турции. Туроператоры явно перезаказали чартеров и стали давить на хотельеров, чтобы те снижали цены. Неоправданно дешевые туры дискредитируют турбизнес. Когда в одном отеле собираются «пятизвездочные» и «двухзвездочные» клиенты, хорошо не бывает ни тем, ни другим. К тому же, никто не будет демпинговать себе в убыток – значит, ухудшается сервис. Ухудшается сервис – народ не едет. Замкнутый круг. И самое опасное, что прошедший сезон – не самый плохой, отдаленные последствия окажутся гораздо более серьезными.

Что касается демпинга на кипрском направлении, то тут дело, главным образом, в том, что наши туристы, видимо, определились с выбором. Ни в коем случае не хочу обижать эту страну, но по насыщенности культурно-историческими памятниками, уровню сервиса и соотношению цена-качество многие соседние государства опережают киприотов. А скорое введение виз, конечно, еще больше снизит турпоток.

Падение спроса на Испанию я объясняю плохим сервисом, слабой рекламной политикой, неадекватным поведением консульства в России и отсутствием контакта между Национальной туристической организацией и испанским МИД. Впрочем, не надо переоценивать наше место на туристическом рынке Испании: поток из России составляет не более 0,5%.

- Что Вы можете сказать о перспективах развития внутреннего туризма в России?

- Внутренний туристический рынок, безусловно, укрепляется. Заметно меняются многие регионы, особенно там, где власти ориентированы на туризм. Им нелегко, но первые шаги делаются. На местах началось строительство гостиниц и баз отдыха на средства частного капитала. Некоторые формы этой работы можно критиковать, но все же это движение вперед. Возрождаются и даже становятся дефицитными речные круизы. Погода сорвала курортный сезон на юге страны, но превзошел все ожидания спрос на отдых в средней полосе России.

Думаю, что перспективы внутреннего рынка вполне благоприятны – конечно, при условии напряженной работы по его развитию и привлечению инвесторов. Что мы и делаем: убеждаем, рассказываем, показываем. Надо сказать, интерес к России появился у инвесторов из стран Восточной Европы, они готовы вкладывать деньги в строительство гостиниц туркласса. Ряд серьезных проектов находятся в стадии изучения. Так что, думаю, былая слава российского туризма скоро вернется.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно