Алеан с 21 июля
 
Греция
 
 
 

«Солнце в бокале»: стройотряд РСТ едет на сбор винограда в Крым!

 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
PAC с 19 июля
 
 
Сайпан  по 31 августа
 
 
Грекотель бартер с 17.02
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
27282930123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru 
 
 
Главная№3032Сергей Шпилько: «Участвуя в работе над законом, РСТ сделал не только все возможное, но и невозможное»

Сергей Шпилько: «Участвуя в работе над законом, РСТ сделал не только все возможное, но и невозможное»


Закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации”« 25 апреля принят Госдумой РФ и вчера поддержан Комитетом Совета Федерации по социальной политике. Предполагается, что сегодня его одобрит Совет Федерации.

 

Кардинальные изменения в отраслевом законе вызвали бурную реакцию рынка. Прокомментировать обновленный закон мы попросили президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько (фото), который сейчас возглавляет Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы. Поправки вступят в силу с 2013 года, однако готовиться к ним придется уже сейчас.

 

– Сергей Павлович, как вы оцениваете появление этого закона? Насколько он актуален именно сейчас в его нынешнем, довольно радикальном, виде?

Учитывая нарастание количества банкротств туристических компаний, особенно после ухода с рынка таких заметных игроков, как «Капитал Тур» и «Ланта-тур вояж», принятие некого действительно радикального акта со стороны государства было неизбежно. Власти не могли ждать, пока наступит очередной коллапс на рынке и снова разразится массовый потребительский конфликт. Возникла насущная потребность в создании инструмента по разрешению подобных ситуаций, включая возможную эвакуацию туристов из-за рубежа.

 

Бизнес также был заинтересован в изменениях. Иначе негативная волна, которую порождали в обществе эти конфликты и их многократное отражение в прессе, угрожала захлестнуть весь российский туризм. И, боюсь, он вполне мог бы разделить печальную судьбу игорного бизнеса в нашей стране. Так что, повторяю, некий законодательный акт, предусматривающий, в том числе, способ оперативного решения проблем российских туристов за рубежом, должен был быть принят.

 

Надо понимать, что главной задачей поправок в закон была защита прав туристов. Задача РСТ в этих условиях состояла в том, чтобы максимально участвовать в разработке проекта, минимизируя негативные последствия для турбизнеса с одной стороны и повышая эффективность регулирования розничного рынка и защиты туристов с другой. Насколько я могу судить, РСТ сделал на этот раз не только все возможное, но и невозможное. Кто хоть однажды участвовал в работе над законом, тот знает, что это искусство невозможного, бесконечное и с огромным трудом достижимое сочетание компромиссов.

 

– В том числе, например, выразил согласие выступить соучредителем того самого объединения операторов, при котором будет создан компенсационный фонд помощи туристам?

– Еще в 2011 году, на сентябрьском съезде РСТ, турбизнес поддержал необходимость создания системы коллективной безопасности, в том числе компенсационного фонда для помощи туристам. И на одном из заседаний на высоком уровне в правительстве РФ руководству РСТ был задан вопрос, готов ли союз взять на себя миссию по созданию объединения и фонда. Мы ответили: «Если нам это поручат, мы готовы, поскольку значительная часть членов РСТ – это туроператоры выездного туризма». На мой взгляд, эффективность этого фонда будет зависеть от степени его прозрачности и публичности – от состава учредителей до персоналий менеджеров и даже пресловутых 0,05% от годового оборота на административные расходы. Размеры расходов должны определять туроператоры, которые участвуют в формировании фонда. Я почти уверен, что эта цифра будет значительно ниже предлагаемых, тем более что и в законе 0,05% указаны в качестве верхней планки.

 

Почему для фонда выбрана форма негосударственной некоммерческой организации?

– Этот вариант появился в результате долгих дискуссий. РСТ в сложившейся ситуации предлагал создать государственный фонд по аналогии с Агентством страхования банковских вкладов. Идею обязательного создания СРО в туризме мы изначально не принимали не потому, что РСТ против появления таких структур. Ведь и сам РСТ – организация, созданная рынком, и мы понимаем, что без развития механизмов саморегулирования у туристического рынка нет будущего. Но сейчас на первый план выдвигается формирование механизма оперативного разрешения массовых потребительских конфликтов, а создание СРО эту проблему не решит. Тем более что на администрирование и отчисления в компенсационный фонд СРО средства потребовались бы совсем другие: каждый туроператор отчислял бы не 0,1% от годового оборота, как сейчас принято в законе, а 1%, то есть в 10 раз больше! И для большинства компаний это было бы непосильным финансовым бременем. СРО в этой ситуации, учитывая опыт строительной индустрии и некоторых других отраслей, только бы усугубили существующие проблемы, приведя к еще большим расходам со стороны турфирм и к профанации самой идеи. А за этим неизбежно последовали бы более радикальные, чем сейчас, действия государства.

 

– Не станет ли компенсационный фонд очередной бюрократической кормушкой?

– На мой взгляд, процесс создания и функционирования фонда окажется под таким пристальным вниманием бизнеса, прессы и общества, что у него просто не будет никакой возможности превратиться в чью-то кормушку. На сегодня фонд – единственно возможный формат, в рамках которого можно аккумулировать достаточно весомые ресурсы, сопоставимые с расходами в случае банкротства участника рынка.

 

А с суммами операторских взносов в этот фонд вы согласны?

– В ходе работы над проектом закона РСТ предлагал размеры взносов увязывать с оборотом оператора. Ни о каких «минимальных» 100 тыс. рублей речи не было, они появились при доработке законопроекта в Госдуме без нашего участия. Важно напомнить, что первоначально планировались отчисления в фонд в размере 0,5% от объема реализации турпродукта, и лишь после длительных дискуссий и представленных РСТ аргументов и расчетов ставку удалось снизить до 0,1%. Мы были также против дополнительных 0,05% на содержание аппарата фонда, предусмотренных тоже в последней редакции законопроекта. При обсуждении размера фингарантий мы не поддерживали повышенный коэффициент в 15% и более от оборота свыше 1 млрд. рублей, считая его чрезмерным. В итоге удалось снизить отчисления по фингарантиям до 12%.

 

В этой ситуации наиболее проблемным мне представляется то, что практически одинаковые взносы будут платить компании с разными оборотами и рисками. Например, туроператоры с чартерными программами и компании, занимающиеся бизнес-туризмом, или небольшие региональные турфирмы. Здесь, конечно, многое зависит от того, как будет вестись работа по исчислению оборота, вычленения самих компаний и начисления размера взноса. Во-первых, по предложению РСТ в формировании фонда не участвуют операторы по въездному и внутреннему туризму. Во-вторых, несмотря на противодействие Минфина, удалось добиться налоговых послаблений. По закону, средства компенсационного фонда не облагаются налогом на прибыль. Также не относятся к расходам, учитываемым в целях определения налога на прибыль, расходы объединения туроператоров на оказание экстренной помощи туристам. Что касается непропорциональности взносов просто операторов и операторов с чартерной перевозкой, а также многих других предложений по совершенствованию рынка, то это уже задачи будущей работы РСТ и законодателей.

 

Предложение по страхованию каждой путевки, с которым РСТ традиционно выступал, также планируете «дожать»?

– На эту тему у нас есть соответствующее решение правления РСТ. Возможно, как и в случае со снижением фингарантий для въездного туризма, это будет не так быстро, как хотелось бы. Но мы свои решения выполняем.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал Италия 19.05
Дельфин 05.07
Visit Japan тренинг
 


 
Говорят профессионалы
 
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»
Лариса ФЁДОРОВА
Виадук Тур
директор
Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей
«Наши студенты во многом дадут фору выпускникам профильных вузов»
Алексей БАРЫШЕВ
московский экономико-технологический колледж № 22
директор
Cтуденты проходят практику уже со второго курса. И она не ограничивается одной-двумя неделями и написанием курсовой работы – ребята трудятся месяцами. Многие еще и каждое лето по собственной инициативе работают в отелях и ресторанах, набираются опыта. За лучшими из них работодатели выстраиваются в очередь
«Предпочитаю иметь дело с турбизнесом, а не с прямыми клиентами»
Илья ЩУЧКИН
гостиница «Французский квартал»
генеральный директор
«Иногда достаточно просто выслушать людей, чтобы найти новые источники дохода или экономии»
Алена ЕНОВА
«Мозаика хостел»
руководитель
Нам было важно создать в хостеле особую атмосферу, ведь именно за ней люди едут в Петербург. В рамках хостела это сделать проще, потому что если в отеле люди живут сами по себе, то у нас они могут пообщаться с такими же туристами, завести новых друзей. Наша задача как собственников это удовольствие монетизировать.
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Наконец-то у агентств есть время и желание заниматься дорогим продуктом»
Екатерина ФЕДОРОВА
«Карлсон Туризм»
генеральный директор
Мы понимали, что определенная категория туристов не захочет менять своих привычных планов и по-прежнему намерена отдыхать за рубежом. И в тот момент, когда на рынке повисла пауза, мы выставили в продажу дорогие виллы, эксклюзивные предложения на островах. Это сработало
«Мы поддерживаем уральские туристические события, чтобы стимулировать развитие этих проектов, а значит и всего региона»
Эльмира ТУКАНОВА
Центр развития туризма Свердловской области
директор
Нас волнует, чтобы могли заработать и другие представители индустрии гостеприимства региона. Нам важно, как влияет тот или иной праздник, фестиваль на развитие туризма в муниципалитетах. Увеличиваются ли налоговые поступления в бюджет? Заполняются ли гостиницы, турбазы, санатории? Растет ли посещаемость музеев, спрос на экскурсионное обслуживание?
«Нишевым туроператорам надо серьезно перестраивать свою работу»
Артур МУРАДЯН
«Спейс Трэвел»
генеральный директор
90% объединений в российском турбизнесе распадаются из-за мелких разногласий, причем нередко на уровне менеджеров. Я вообще перестал надеяться на возможное объединение с кем-то по продукту. Жаль, конечно, но и слияние – не панацея. Важнее чувствовать ситуацию на рынке и понимать, как развиваться дальше
«Московские гостиницы преуспевают не благодаря, а вопреки»
Константин ГОРЯИНОВ
Marriott Royal Aurora
генеральный менеджер
В таком мегаполисе, как Москва, появление дополнительных трехсот-пятисот номеров в течение года, рынок, как правило, не замечает. В столице ни один отель не пострадал от якобы переизбытка предложения в сегменте класса люкс. Потенциал столицы колоссален
«В ушедшем году спрос на Шпицберген показал буквально взрывной рост»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
директор
А еще мы убрали все неудобства и страшилки, из-за которых многие россияне не решаются на арктический круиз. Главная из них – что большинство круизов проходит на иностранных языках. Мы считаем, что русские гиды на судне – это очень важно, как и более насыщенная программа, прямой чартерный перелет из Москвы. И то, что не нужна виза
«Чтобы выжить, агентствам нужно сократить расходы, сохранить коллектив и досконально изучить российские курорты»
Алексан МКРТЧЯН
«Розовый слон»
директор
Нельзя свести всё только к путешествиям по своей стране. Мир большой, люди хотят его познавать. А представители нашей отрасли еще и хотят учиться, чтобы повышать уровень сервиса здесь. Я считаю, что нужно поддерживать все виды туризма, в том числе и выездной, потому что в нем трудятся десятки тысяч россиян, а операторы и агентства платят налоги в России
«В кризис каждая компания ищет свой путь»
Дмитрий ШЕВЧЕНКО
ICS Travel Group
генеральный директор
Абсолютно точно рынок будет активно переориентироваться. Конечно, в России купальный сезон ограничен, зато есть устойчивая традиция вывозить детей к морю, люди продолжат ей следовать. Значит, надо искать бюджетный продукт с морем и теплом, рассчитанный на российского потребителя с его нынешними возможностями
«Беларусь гораздо ближе к Европе, чем кажется»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«Туртранс-Вояж»
генеральный директор
Самое важное преимущество наших экскурсионных туров – гарантированные выезды и глубина продаж. Для многих важно, что место в автобусе можно выбрать прямо на сайте во время бронирования. И хотя направление безвизовое, и даже загранпаспорт не нужен, группы набираются часто за месяц и более до выезда
Спровоцируют ли новые гостиничные правила повышение цен на услуги размещения
Геннадий ЛАМШИН
Российская гостиничная ассоциация
президент
В новой редакции не упоминается военный билет, поскольку теперь у всех военных есть паспорт. Мы хотели добавить в список заграничный паспорт, чтобы те, кто вылетает за рубеж и транзитом останавливается, например, в Москве или Петербурге, могли не возить с собой еще и российский. Но ФМС и МВД выступили против
«Въездной туризм поддержало именно то, что Москва оказалась реально недорогим городом для европейцев»
Марина ЛЕВЧЕНКО
«Тари-Тур»
гендиректор
Как только в Великобритании ввели дактилоскопию для получения туристической визы в Россию, англичане стали отказываться от поездок, не желая тратить время на посещение консульства. Британские группы из 50 человек быстро сократились до 20. Партнеры нам так и сказали – дело в "пальцах"
«Чем круче джип, тем дальше идти за трактором»
Александр ЧЕРНЮК
«Команда Ex-Pro»
директор
Туристов, как из России, так и из-за рубежа, восхищает Монголия. Это ландшафты, которые меняются каждый час, это верблюды, яки, крупная рыба, национальный колорит, очень доброжелательные местные жители. Поражает резко-континентальный климат – с утра может быть +47 градусов, а к вечеру выпасть снег
«В России 95% заявлений на визы поступают из городов, где уже есть визовые центры»
Прабудда СЕН
VFS Global
руководитель в России и странах СНГ
С нашей помощью биометрические данные сдали уже более 25 миллионов человек. Как видите, у нас колоссальный опыт. И мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы введение биометрии в России прошло максимально безболезненно – и для заявителей, и для турбизнеса. VFS Global заинтересована в этом не меньше, чем вы
«На рынке детского отдыха никакого кризиса нет»
Александр АНИСИМОВ
«Лидерлайф Турс»
коммерческий директор
Некоторые родители через месяц-два после возвращения ребенка из лагеря уже покупают путевку на следующее лето – чтобы занять место в интересующей смене. Мы даем существенные скидки на раннее бронирование и агентам, и прямым клиентам. Из-за специфики продукта предлагаем гибкие условия по оплате
«Каждый кризис дает алтайскому туризму новый шанс»
Сергей ПЛОТНИКОВ
«Алтайское туристическое бюро»
директор
Есть надежда, что кризис серьезно обновит ряды турбизнеса. Любители и непрофессионалы, спонтанно открывшие турфирмы для жены или дочери, уйдут с рынка, что уже происходит. Либо жизнь заставит их стать профессионалами. Скидочная политика тоже должна уйти в прошлое
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100