РАТА-новости
Анекс 01.08
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
PAC с 7 сентября
 
 
 
Туртранс 13.07
 
Грекотель 31.07
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Сентябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
28293031123
45678910
11121314151617
18192021222324
2526272829301
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru  TripAggregator A&A с 10 мая
 
 
Главная№3032Сергей Шпилько: «Участвуя в работе над законом, РСТ сделал не только все возможное, но и невозможное»

Сергей Шпилько: «Участвуя в работе над законом, РСТ сделал не только все возможное, но и невозможное»


Закон «О внесении изменений в Федеральный закон “Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации”« 25 апреля принят Госдумой РФ и вчера поддержан Комитетом Совета Федерации по социальной политике. Предполагается, что сегодня его одобрит Совет Федерации.

 

Кардинальные изменения в отраслевом законе вызвали бурную реакцию рынка. Прокомментировать обновленный закон мы попросили президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько (фото), который сейчас возглавляет Комитет по туризму и гостиничному хозяйству Москвы. Поправки вступят в силу с 2013 года, однако готовиться к ним придется уже сейчас.

 

– Сергей Павлович, как вы оцениваете появление этого закона? Насколько он актуален именно сейчас в его нынешнем, довольно радикальном, виде?

Учитывая нарастание количества банкротств туристических компаний, особенно после ухода с рынка таких заметных игроков, как «Капитал Тур» и «Ланта-тур вояж», принятие некого действительно радикального акта со стороны государства было неизбежно. Власти не могли ждать, пока наступит очередной коллапс на рынке и снова разразится массовый потребительский конфликт. Возникла насущная потребность в создании инструмента по разрешению подобных ситуаций, включая возможную эвакуацию туристов из-за рубежа.

 

Бизнес также был заинтересован в изменениях. Иначе негативная волна, которую порождали в обществе эти конфликты и их многократное отражение в прессе, угрожала захлестнуть весь российский туризм. И, боюсь, он вполне мог бы разделить печальную судьбу игорного бизнеса в нашей стране. Так что, повторяю, некий законодательный акт, предусматривающий, в том числе, способ оперативного решения проблем российских туристов за рубежом, должен был быть принят.

 

Надо понимать, что главной задачей поправок в закон была защита прав туристов. Задача РСТ в этих условиях состояла в том, чтобы максимально участвовать в разработке проекта, минимизируя негативные последствия для турбизнеса с одной стороны и повышая эффективность регулирования розничного рынка и защиты туристов с другой. Насколько я могу судить, РСТ сделал на этот раз не только все возможное, но и невозможное. Кто хоть однажды участвовал в работе над законом, тот знает, что это искусство невозможного, бесконечное и с огромным трудом достижимое сочетание компромиссов.

 

– В том числе, например, выразил согласие выступить соучредителем того самого объединения операторов, при котором будет создан компенсационный фонд помощи туристам?

– Еще в 2011 году, на сентябрьском съезде РСТ, турбизнес поддержал необходимость создания системы коллективной безопасности, в том числе компенсационного фонда для помощи туристам. И на одном из заседаний на высоком уровне в правительстве РФ руководству РСТ был задан вопрос, готов ли союз взять на себя миссию по созданию объединения и фонда. Мы ответили: «Если нам это поручат, мы готовы, поскольку значительная часть членов РСТ – это туроператоры выездного туризма». На мой взгляд, эффективность этого фонда будет зависеть от степени его прозрачности и публичности – от состава учредителей до персоналий менеджеров и даже пресловутых 0,05% от годового оборота на административные расходы. Размеры расходов должны определять туроператоры, которые участвуют в формировании фонда. Я почти уверен, что эта цифра будет значительно ниже предлагаемых, тем более что и в законе 0,05% указаны в качестве верхней планки.

 

Почему для фонда выбрана форма негосударственной некоммерческой организации?

– Этот вариант появился в результате долгих дискуссий. РСТ в сложившейся ситуации предлагал создать государственный фонд по аналогии с Агентством страхования банковских вкладов. Идею обязательного создания СРО в туризме мы изначально не принимали не потому, что РСТ против появления таких структур. Ведь и сам РСТ – организация, созданная рынком, и мы понимаем, что без развития механизмов саморегулирования у туристического рынка нет будущего. Но сейчас на первый план выдвигается формирование механизма оперативного разрешения массовых потребительских конфликтов, а создание СРО эту проблему не решит. Тем более что на администрирование и отчисления в компенсационный фонд СРО средства потребовались бы совсем другие: каждый туроператор отчислял бы не 0,1% от годового оборота, как сейчас принято в законе, а 1%, то есть в 10 раз больше! И для большинства компаний это было бы непосильным финансовым бременем. СРО в этой ситуации, учитывая опыт строительной индустрии и некоторых других отраслей, только бы усугубили существующие проблемы, приведя к еще большим расходам со стороны турфирм и к профанации самой идеи. А за этим неизбежно последовали бы более радикальные, чем сейчас, действия государства.

 

– Не станет ли компенсационный фонд очередной бюрократической кормушкой?

– На мой взгляд, процесс создания и функционирования фонда окажется под таким пристальным вниманием бизнеса, прессы и общества, что у него просто не будет никакой возможности превратиться в чью-то кормушку. На сегодня фонд – единственно возможный формат, в рамках которого можно аккумулировать достаточно весомые ресурсы, сопоставимые с расходами в случае банкротства участника рынка.

 

А с суммами операторских взносов в этот фонд вы согласны?

– В ходе работы над проектом закона РСТ предлагал размеры взносов увязывать с оборотом оператора. Ни о каких «минимальных» 100 тыс. рублей речи не было, они появились при доработке законопроекта в Госдуме без нашего участия. Важно напомнить, что первоначально планировались отчисления в фонд в размере 0,5% от объема реализации турпродукта, и лишь после длительных дискуссий и представленных РСТ аргументов и расчетов ставку удалось снизить до 0,1%. Мы были также против дополнительных 0,05% на содержание аппарата фонда, предусмотренных тоже в последней редакции законопроекта. При обсуждении размера фингарантий мы не поддерживали повышенный коэффициент в 15% и более от оборота свыше 1 млрд. рублей, считая его чрезмерным. В итоге удалось снизить отчисления по фингарантиям до 12%.

 

В этой ситуации наиболее проблемным мне представляется то, что практически одинаковые взносы будут платить компании с разными оборотами и рисками. Например, туроператоры с чартерными программами и компании, занимающиеся бизнес-туризмом, или небольшие региональные турфирмы. Здесь, конечно, многое зависит от того, как будет вестись работа по исчислению оборота, вычленения самих компаний и начисления размера взноса. Во-первых, по предложению РСТ в формировании фонда не участвуют операторы по въездному и внутреннему туризму. Во-вторых, несмотря на противодействие Минфина, удалось добиться налоговых послаблений. По закону, средства компенсационного фонда не облагаются налогом на прибыль. Также не относятся к расходам, учитываемым в целях определения налога на прибыль, расходы объединения туроператоров на оказание экстренной помощи туристам. Что касается непропорциональности взносов просто операторов и операторов с чартерной перевозкой, а также многих других предложений по совершенствованию рынка, то это уже задачи будущей работы РСТ и законодателей.

 

Предложение по страхованию каждой путевки, с которым РСТ традиционно выступал, также планируете «дожать»?

– На эту тему у нас есть соответствующее решение правления РСТ. Возможно, как и в случае со снижением фингарантий для въездного туризма, это будет не так быстро, как хотелось бы. Но мы свои решения выполняем.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 2 Мальдивы
Visit Japan - окинава
 
 
Говорят профессионалы
 
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
«Есть люди, которые по складу характера не подходят для отельного бизнеса, но не всегда это вовремя понимают»
Марина СКОКОВА
Hilton Moscow Leningradskaya
генеральный менеджер
Когда я пришла в «Ленинградскую», было неожиданно услышать от коллег: «Как хорошо, что у нас теперь генеральный менеджер - россиянка!». А дело, в том числе, в отсутствии барьера – не только языкового, но и ментального. Иногда ведь надо и «по душам» поговорить
«На следующий год мы заложили рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса»
Сергей РОМАШКИН
Дельфин
генеральный директор
Выездные туроператоры пришли в отели и авиакомпании с большими объемами, сформировали у себя и у них завышенные ожидания. Любой рынок, где все убеждены в росте, начинает безосновательно дорожать, риски растут для всех участников. Если реальный спрос окажется хуже ожиданий - потерь не избежать
«Глубина продажи услуг санатория "Знание" достигает двух с половиной лет»
Дмитрий БОГДАНОВ
санаторий «Знание»
генеральный директор
«Я всё о том же: нет смысла стоять пустыми, ищите и привлекайте свою аудиторию. Даже несмотря на то, что следующий год предполагается очень непростым, для тех, кто действительно захочет прибавить 25-40% к выручке, а по доходности и побольше, это абсолютно реальная задача»
«Число российских туристов на Шпицбергене за год выросло втрое»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
руководитель
Многие туристы и в зимних, и в летних турах называли его "доступной Арктикой". И действительно, это самый близкий и доступный вариант путешествия в Арктику. Мы это выражение думаем использовать как слоган. Потому что другие места арктической России – это либо дорого, либо нет сервиса, либо нужна хорошая физическая подготовка
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»
Лариса ФЁДОРОВА
Виадук Тур
директор
Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100