Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Михаил Сегал: «За 20 лет «Самараинтур» выросла с двух до 250 человек»

09:07, 26 сентября 2012

Компания «Самараинтур», один из крупнейших российских региональных туроператоров, 17 сентября отметила двадцатилетие. Председатель совета директоров «Самараинтур Сервис Груп» Михаил Сегал (на фото – с супругой, генеральным директором компании Еленой Сегал) ответил на несколько «юбилейных» вопросов RATA-news.

 

– Михаил, с чего все начиналось?

– Банальная история. В 1992 году, когда все разваливалось, я был строителем, в том числе строил на "Автовазе". Там мы по бартеру получили по машине. Я свою за 3 тысячи баксов продал и поехал по частному приглашению в американский Детройт всей семьей, младшему тогда было всего три года. Через пару недель понадобилось срочно вернуться, мне нужно было поменять билеты, я пошел в турфирму и там познакомился с ее директором, Николаем Атанасовым. Мы разговорились, он предложил присылать ему туристов в Америку. А мы с Леной заканчивали курсы экскурсоводов, подрабатывали с группами. Туризм нам показался более перспективным, чем работа по инженерным специальностям. Я тогда уехал сразу, а Лена вернулась через полтора месяца, в конце августа. А уже 17 сентября мы зарегистрировали компанию. И начали работать с сотрудниками заводов Тольятти, Самары. Свою первую группу – менеджеров крупнейших предприятий "Автоваза" и других заводов Тольятти – отправили в Майами под видом поездки на семинар. Потом они стали приходить как частные клиенты, кому-то порекомендовали нас, и вся эта история завертелась. С Николаем мы, кстати, мы до сих пор дружим.

 

– Довольны ли вы тем, чего удалось достичь?

– Сказать, что я всем удовлетворен, было бы неправдой. Сказать, что я совсем не удовлетворен – тоже неправда. Конечно, я доволен тем, что наша компания, которая 20 лет назад начинала с двух человек, сегодня выросла до крупнейшего регионального оператора с развитой инфраструктурой, с 250 сотрудниками, с собственной сетью офисов, с несколькими сервисными дочерними компаниями. Но мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем и дальше развиваться. Конечно, всегда есть что-то, что мешает работе и вызывает у меня недовольство. Есть некие претензии к сотрудникам, например. Из объективных факторов – кризисная ситуация в мире, политические и природные катаклизмы. Но в целом все достаточно неплохо.

 

– Есть ли какие-то проекты, которые не реализованы и о которых вы жалеете?

– Да, конечно, за 20 лет активной работы, были проекты, которые не удавались. Например, «Карго» – грузоперевозки. Лет 10 назад мы запустили это направление, создали сайт, открыли отдельную компанию «Самараинтур-Карго», и нам удалось довольно успешно стартовать. Но в какой-то момент мы поняли, что туризм и грузоперевозки – очень разный бизнес. Нам не хватило ни сил, ни опыта, не удалось набрать команду специалистов. Направление пришлось закрыть, хорошо хоть без убытков и потерь. Пожалуй, это была основная творческая неудача. Можно еще вспомнить межрегиональный проект «Большая Волга», который мы делали с коллегами из Нижнего Новгорода, Чебоксар, Ульяновска и Саратова. Он значительно опередил свое время и через несколько лет был свернут. И все же, на мой взгляд, его участники получили неоценимый опыт сотрудничества.

Жалею? Скорее нет. Ведь удачных проектов гораздо больше.

Вы много сделали для развития въездного туризма в Самарскую область, в том числе круизного.

– Самара стоит на берегу Волги, неудивительно, что для нас тема круизного отдыха – одна из приоритетных. В структуре компании есть подразделение, которое профессионально занимается обслуживанием круизных судов – организацией экскурсий, трансферов и т.д. Но в этом году, к сожалению, ситуация с речными круизами стала еще хуже, чем в прошлом. Количество рейсов сократилось. Были запрещены из-за некоторых технических проблем заходы теплоходов в порт Сызрани и Сенгилея. Трагедия теплохода «Булгария» показала, что некомпетентность и поспешные выводы, подхваченные средствами массовой информации, могут фактически поставить на грань исчезновения круизный флот нашей страны. Сегодня очевидно, что необходима более конструктивная государственная политика – и в области строительства, и по закупке новых круизных судов, и в развитии прибрежной инфраструктуры.

Вообще ситуация на туристическом рынке в последнее время тяжелая. Банкротства – одно за другим. Отразились ли эти проблемы на вашем бизнесе? Насколько уверено вы себя чувствуете? Региональные операторы находятся в лучшем положении, чем московские, или им еще хуже?

– Конечно, банкротства туроператоров и агентств подрывают доверие к турбизнесу. Мне очень жаль пострадавших туристов и коллег. Многих руководителей компаний я знаю лично и считаю, что с уходом некоторых из них отрасль многое потеряла.

Банкротство может быть вызвано разными причинами, порой диаметрально противоположными. И уж конечно туроператоры, в большинстве случаев, не специально создают проблемы своим туристам, просто так сегодня складываются обстоятельства на туристическом рынке. Региональные туроператоры находятся не в лучшем и не в худшем положении, мы все – как сообщающиеся сосуды, все в одной лодке. К сожалению, на место одного ушедшего приходят пять потенциальных банкротов. У нас все так же продолжаются ценовые войны, и новый осенне-зимний сезон, похоже, принесет новые демпинговые «чудеса». И от этого страдают все.

 

– Сможет ли туристический рынок выйти из нынешнего кризиса? Когда, по вашему мнению, это может произойти?

– Если мы говорим о кризисе финансовом, то, как мы знаем, рано или поздно любой спад сменяется ростом. В этом смысле мы неотделимы не только от экономики, но и в целом от ситуации в стране и в мире. И, конечно, улучшение общего финансового положения благотворно повлияет на самочувствие операторских компаний.

Если говорить о кризисе в отрасли, который стал результатом демпинговых войн, необдуманных управленческих решений ряда компаний, то и из этого мы тоже рано или поздно выйдем. Вопрос – какой ценой. Пока попытки, предпринимаемые профессиональным сообществом, нельзя назвать успешными. Мы наталкиваемся на сопротивление федеральной антимонопольной службы, других органов управления. Лично я пока не вижу, какими инструментами можно прекратить демпинг на рынке и перевести отрасль в плоскость устойчивой рентабельности. Но, думаю, никто кроме нас эту проблему не решит. Нужно садиться за стол переговоров, обсуждать острые вопросы, совместно искать выход из сложившейся ситуации. Иначе жизнь сама заставит в безвыходной ситуации договариваться, но здесь наверняка не обойдется без новых жертв. Надеюсь, мы все-таки найдем какое-то решение совместно с властью, участниками рынка, которое позволит работать устойчиво и рентабельно. От этого, в конечном счете, выиграет не только бизнес и государство, но и клиенты, которые получат качественный и гарантированно безопасный отдых.

 

Справка. «Самараинтур Сервис Груп» объединяет шесть компаний, которые охватывают практически весь спектр туристического обслуживания: операторская деятельность на международных направлениях, продажа авиа– и железнодорожных билетов, прием туристов в Поволжье, внутренний туризм, активный отдых, санаторно-курортное лечение, корпоративное обслуживание, прием и обслуживание круизных теплоходов на Средней и Нижней Волге, транспортные услуги, услуги питания, визовая поддержка, подготовка и переподготовка кадров, консалтинговые услуги в туризме.

 

Евгения Кареева, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно