Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Саморегулирование – инструмент формирования цивилизованного рынка

08:07, 26 мая 2008

22 апреля в Новосибирске состоялось заседание правления Регионального отраслевого союза туриндустрии Сибири (член Российского союза туриндустрии), на котором было принято принципиальное решение: союз создает саморегулируемую организацию. О том, как принималось это решение и какое влияние оно может оказать на туристическую отрасль региона бюллетеню STI рассказал председатель правления РОСТ Сибири Виктор Ладыгин.

- Саморегулирование - это осознанная необходимость или дань моде?

- Задача формирования профессионального объединения, основанного на принципах саморегулирования, была обозначена в качестве приоритетной еще учредительным съездом союза в январе 2006 года. Если вы помните, тогда отечественный турбизнес стоял на распутье. Власти определялись, по какому пути пойдет развитие отрасли. Вопрос об отмене лицензирования был уже предрешен, а федеральный закон «О саморегулируемых организациях», казалось, навеки застрял в Госдуме на стадии второго чтения. Поэтому в саморегулировании члены создаваемого союза видели альтернативу административным формам регулирования рынка. И то, что после принятия закона прошло четыре месяца, подтверждает, что этому решению предшествовала серьезная подготовительная работа РОСТа.

- Как протекала эта работа?

- В феврале этого года делегаты III съезда РОСТ Сибири единогласно приняли решение о создании СРО. Определиться с тем, в какой форме оно будет создано, съезд поручил правлению. В течение следующих двух месяцев был проведен опрос членов союза, совместно с юристами шла работа над проектом устава. В марте первые итоги работы были рассмотрены на открытом заседании правовой комиссии союза, где были выработаны конкретные рекомендации для правления. В итоге 22 апреля правление приняло решение о том, что РОСТ Сибири выступит учредителем СРО.

- Существовали ли альтернативные варианты?

- Да, съезд рассматривал три варианта: преобразование союза в СРО, учреждение СРО и вхождение РОСТ Сибири в существующее СРО. Еще один – взять паузу и ориентироваться по конъюнктуре – был отвергнут делегатами съезда.

- Почему предпочтение было отдано варианту учреждения отдельной организации?

- Как я уже говорил, создание СРО не является для нас самоцелью. Поэтому при принятии решения мы прогнозировали возможные варианты развития ситуации и взвешивали возможные последствия. С одной стороны, мы не намерены отказываться от продекларированных приоритетов и должны соответствовать развивающемуся законодательству. С другой стороны, принимаемые нами решения не должны принести ущерб нашей организации.

Вопрос преобразования в СРО предпочтителен для ассоциаций, объединяющих только субъекты, непосредственно ведущие туристическую деятельность. Тогда как РОСТ практически на четверть состоит из так называемых «попутчиков», чьи интересы находятся в туристической отрасли, но род деятельности туристическим не является. К ним относятся маркетинговые компании, образовательные учреждения, специализированные СМИ, государственные органы управления туризмом.Между тем закон «О саморегулируемых организациях» предполагает разработку и утверждение правил и стандартов, которые трудно применить к таким членам РОСТа. Мне, например, не совсем понятно, какую информацию в соответствии с п. 4 статьи 7 должно будет доводить СРО до потребителей услуг, скажем, РИАЦ STI или Новосибирского центра сертификации и мониторинга качества продукции, не говоря уже о Государственном комитете по туризму Республики Хакасия. А главное заключается в том, что у этих организаций объективно нет мотивации для прямого членства в туристической СРО.В то же время в нашем понимании задачи РОСТа, как объединения различных субъектов туристического рынка, шире и разнообразнее, чем регламентированные законом задачи СРО. Поэтому саморегулируемую организацию нашего союза мы изначально предлагали рассматривать только в качестве инструмента, эффективного рычага формирования цивилизованного рынка в сибирском регионе.

Мы долго обсуждали различные варианты образования СРО, и в итоге победила точка зрения, предполагавшая именно утилитарный подход к решению вопроса. Если закон требует, чтобы было создано отдельное юридическое лицо – мы его создадим. Фактически же СРО будет заниматься теми вопросами, которые в течение двух лет с той или иной степенью успеха решала комиссия РОСТ Сибири по этике

- Как в таком случае будут учтены интересы «попутчиков», и не получится ли, что турфирмам в РОСТе придется «сидеть на двух стульях»?

- Схема, которую правление РОСТа предложит внеочередному съезду, будет учитывать интересы как всех членов союза, так и обеих организаций. СРО РОСТа объединит входящие в союз турфирмы. Все остальные организации останутся только членами РОСТа. При этом РОСТ продолжит решать те уставные задачи, которые не войдут в компетенцию СРО. В первую очередь PR и маркетинговые вопросы, выполнение функций коллективного представителя и коллективного заказчика. Что касается «двух стульев», как я понимаю, вы предполагали, прежде всего, финансовую составляющую членства в двух организациях. Съезду мы рассчитываем предложить схему, которая позволить избежать дополнительных затрат для турфирм – членов РОСТа. Сейчас членский взнос в РОСТе превышает установленные законом размеры обеспечения имущественной ответственности. По итогам прошлых лет РОСТ имеет профицит бюджета и речь идет о некотором перераспределении финансовых потоков, который бы позволил нам решить главную задачу: соблюсти интересы наших членов с тем, чтобы не потерять никого из них.

- С какими сложностями на пути к саморегулированию может столкнуться РОСТ в ближайшее время?

- Главная проблема ближайшего времени связана с тем, что закон не обеспечен соответствующей нормативной базой. В частности, не определен уполномоченный федеральный орган, в компетенцию которого отнесено ведение реестра СРО, соответственно, не определен сам порядок их регистрации. Из наших первоочередных шагов я бы отметил разработку стандартов и правил предпринимательской деятельности, создание предусмотренных законом контрольных и административных органов. Но до этого, как я уже говорил, будет проведен внеочередной съезд РОСТ Сибири, которому предстоит утвердить разработанный с привлечением практикующих юристов устав саморегулируемой организации.

- РОСТ Сибири будет единственным учредителем СРО?

- Сегодня потенциал РОСТа, и материальный, и интеллектуальный, позволяет самостоятельно решать вопросы создания СРО. Число туристических организаций, входящих в союз, превышает установленный законом минимум. Однако существует еще значительное количество компаний, так или иначе участвующих в мероприятиях РОСТа, будь то формирование коллективных заказов на изготовление бланков турпутевок, участие в образовательных семинарах РОСТа или ежемесячных заседаниях Директорского клуба. Поэтому, я хочу воспользоваться предоставленной мне возможностью и пригласить к сотрудничеству как отдельные турфирмы сибирских регионов, так и работающие на этом рынке профессиональные туристические объединения. Объединив усилия, мы сможем решать более грандиозные задачи и в рамках РОСТа, и в рамках его СРО. Я также хочу пригласить к сотрудничеству, а в перспективе и к членству в РОСТе и организации, работающие в смежных с туризмом отраслях. Накопленный союзом опыт решения сложных вопросов может быть полезен и перевозчикам, и страховым компаниям, и другим участникам рынка. Особенно хочу обратить внимание на следующую информацию. В соответствии с решением III съезда РОСТ Сибири региональные туристические администрации освобождены от уплаты вступительного и ежегодного членского взноса. Чтобы быть членом крупнейшего в регионе профессионального объединения, им достаточно разделять задачи союза и участвовать в его работе, направленной, в конечном итоге, на формирование в нашем регионе цивилизованного туристического рынка. А это - общая задача.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно