Интурмаркет 2020 02.10

Индустрия гостеприимства побеждает страх

События в Шарм-эль-Шейхе комментирует президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько.

С начала 90-х годов туристическая индустрия выбрана в качестве одного из объектов терроризма. Но до середины 90-х, в соответствие с еще ранее сложившейся тенденцией, теракты были больше привязаны к каким-либо событиям – например, к Олимпийским играм. Однако после расстрела группы иностранных туристов в Луксоре в ноябре 1997 года, взрыва дискотеки на Бали 12 октября 2002 года, терактов на египетском курорте Таба 7 октября 2004 года и многих других трагедий последних лет стало совершенно очевидно, что удары направлены именно на крупные турцентры - наряду с мировыми столицами. И иллюзий по поводу того, что Египет является в этом смысле исключением, питать не стоит.

Причины атаки на туризм понятны: гибель иностранцев, сильный международный резонанс и, конечно, серьезный экономический эффект – с отрицательным знаком. Например, теракт в Луксоре нанес экономике Египта ущерб в $3 млрд., и восстановиться отрасль смогла только через год-полтора. События 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке стала ударом уже по мировому туристическому рынку, который немного оправился от последствий трагедии лишь спустя два года.

Совершенно очевидно и другое: мировой туристический рынок если не смирился с этой ситуацией, то, во всяком случае, начал к ней привыкать. Явно сокращаются сроки восстановления турпотоков на курорты не только после терактов, но и других «катаклизмов и бурь», будь то война в Ираке, атипичная пневмония или цунами. К слову, «философская» реакция на опасность российских туристов объясняется не столько экономическими, сколько социально-психологическими причинами. Мы так долго жили – да и сейчас живем - в напряженной обстановке и сложном информационном поле, что теперь реагируем на все спокойно. Последним примером тому служит устойчивость турпотоков в Турцию после недавних терактов на курортах Чешме (11 июля с.г.) и Кашадасы (18 июля).

Но главное, что, судя по всему, позиция россиян по отношению к проблемным направлениям опережающим образом характеризует общую мировую тенденцию. А показатель отказов от поездок в Египет, о котором всерьез можно будет судить в течение ближайшей недели, по-существу, поставит точку над i. Если количество аннуляций окажется столь же минимальным, как в прошедшие выходные дни, это будет означать, что феномен российских туристов как «Чипа и Дейла» мирового туристического рынка сложился окончательно. И, в известном смысле, эта тенденция может с некоторым «запозданием» проявиться в поведении граждан других стран. Как ни парадоксально, но получается, что туристы из нашей страны, являющейся экономическим аутсайдером среди государств - основных доноров турпотоков, моделируют реакцию мирового туристического рынка в качестве опережающей группы.

При этом важно понимать, что расходы на отдых и путешествия во всех странах являются наиболее эластичными от доходов. То есть, в сложных ситуациях потребители в первую очередь отказываются именно от трат на отдых. И если даже после крупных терактов количество аннулированных туров минимально, значит, можно говорить об эффекте «привыкания» к тому, что мир становится все более беспокойным. То есть, потребность в путешествиях становится сильнее, чем страх перед террористами.

Версия для печати