Калуга

Thomas Cook покупает 100% «Библио-Глобуса» с выплатами по схеме 10+10+прибыль до 150 млн долларов

Компания Thomas Cook Group plc покупает 100% туроператора «Библио-Глобус». Вовсе не «за копейки» и даже не за $10 млн, как написали некоторые издания, включая федеральные средства массовой информации. Сделка была заключена в пятницу, 22 марта.

Переговоры шли с августа 2018 года. Информация просочилась в прессу 15 марта нынешнего года, ее распространил турецкий портал Turizm Guncel, ссылаясь на свои источники, и активно подхватили российские СМИ. Поскольку никаких комментариев от участников потенциальной сделки не поступало, в туристических интернет-сообществах стали высказывать версии о фейковой новости и вообще сомнения в вероятности такой покупки со стороны компании Thomas Cook, переживающей не лучшие финансовые времена.

Но соглашение о сделке подписано. Сообщая об этом, «Библио-Глобус» разослал в одном письме два пресс-релиза – собственный и Thomas Cook. В первом лаконично говорится, что в результате сделки Thomas Cook получает 100% «Библио-Глобуса». А вот второй релиз внес путаницу.

В нем речь идет «...о создании СП с Ionic Invest с целью покупки «Библио-Глобуса». Группе Thomas Cook в этом СП «будет принадлежать 30% миноритарной доли...». И далее: «В соответствии с условиями соглашения СП принадлежит 100% туроператора «Библио-Глобус»…».

Так что же получает Thomas Cook – 100% «Библио» или 30% в СП, владеющим «Библио-Глобусом»?

Изучение оригинального релиза, размещенного 22 марта на сайте Thomas Cook, ситуацию особо не прояснило. Во-первых, начинается он со слов, что Thomas Cook «согласен заключить соглашение о совместном предприятии с Ionic Invest для покупки Библио-Глобуса». Так согласен или заключил? Во-вторых, в нем, плюс ко всему, сообщается, что Ionic Invest принадлежит компании Sarpedon Travel, «ведущей управляющей компании (DMC) и давнему партнеру Thomas Cook». Компания также известна как принимающая в Турции, в том числе туристов Thomas Cook.

На рынке новый всплеск недоумения: так туроператора «Библио-Глобус» купила «турецкая принимашка»?

Не менее запутана опубликованная в релизах информация о финансовых условиях сделки. Цитаты из сообщения Thomas Cook:

«В соответствии с условиями соглашения совместному предприятию принадлежит 100% туроператора «Библио-Глобус» с первоначальной выплатой в размере $10 млн. Thomas Cook будет владеть миноритарной долей 30% СП после внесения $3 млн…».

«Дальнейший транш в размере $10 млн будет осуществлен совместным предприятием в январе 2020 года».

«В сделке будет учтена операционная прибыль, связанная с достижениями агрессивных трехлетних целевых показателей».

И самая загадочная формулировка связана с общей «максимальной суммой денежного вознаграждения», которая «может составить» до $150 млн. А может и не составить?

Не сделка, а головоломка.

В минувшие выходные мы попытались в этой головоломке разобраться. Нам удалось получить информацию от источников, близких к сделке с обеих сторон – и покупателя, и продавца. Они не пожелали называть свои имена в прессе, пока не закрыта сделка. Далее – резюме того, что удалось выяснить.

«Библио-Глобус» продан на 100%, это значится в соглашении о сделке. Сделка многоступенчатая, схема сложная, потому что для ее проведения Thomas Cook должен получить одобрение регулирующих органов как минимум в семи странах. С этим же связаны «предварительные» и уклончивые формулировки в пресс-релизах. Пока Thomas Cook получает лишь долю «Библио-Глобуса» в 30%, но по завершению всех формальностей станет единоличным владельцем российского туроператора.

Кстати, компанию «Интурист» в свое время Thomas Cook тоже покупал по частям. Правда, сейчас он действует более осторожно, начиная не с 50,1% в совместном предприятии, а – с 30%. К тому же в 2010 году Thomas Cook за возможность работать на перспективном российском рынке и контролировать СП заплатил $45 млн.

Последующие три года управлять «Библио-Глобусом» по-прежнему будут Юлия и Александр Туголуковы, они же остаются владельцами основных принимающих компаний.

По финансам. Сделка должна быть закрыта максимум до конца марта. После этого продавец получает первый транш в размере $10 млн. Второй – в январе 2020 года, также $10 млн. Кроме этого, в распоряжении туроператора остается вся прибыль за три года управления, но в общей сложности не более $150 млн с учетом двух предыдущих траншей. Таким образом, сумма сделки $10 млн + $10 млн + вся прибыль до достижения суммы $150 млн.

Те $3 млн, которые Thomas Cook платит за 30-процентную долю в СП, прямого отношения к «Библио-Глобусу» не имеют.

Одним из главных активов «Библио» покупатель считает стабильное сотрудничество с авиакомпанией «Россия», а также позиции туроператора в Сочи. Напомним, компания управляет (и продолжит эту деятельность) комплексами «Сочи Парк» (2 950 номеров) и «Горки Город» (1 628 гостиничных номеров и 1 368 апартаментов).

И сегодня нет никаких оснований предполагать, что туроператор может эти ресурсы потерять.

Работать «Библио-Глобус» будет в прежнем составе и в обычном режиме на внутренних и выездных направлениях. Возможно, прибавится еще и въездной туризм. Ценовая политика компании не изменится. «Менять нечего, «Библио-Глобус» всегда работал на прибыль и всегда был прибыльным», – сказал наш источник.

Помимо всего прочего, под маркой Thomas Cook значительно расширятся возможности «Библио» на международном рынке, в частности, в условиях санкций. Например, компания может рассчитывать на внимание со стороны крупных гостиничных сетей и бизнес-корпораций – вплоть до заключения контрактов, включая обслуживание деловых поездок и организацию отдыха сотрудников. Кроме того, учитывая интерес обоих участников сделки к гостиничному бизнесу и планы по его расширению, вполне вероятно воссоздание ранее существовавшей в России единой структуры, объединяющей в одних руках туристические и отельные активы.

По словам президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, покупка одного из успешных российских туроператоров международной компанией-лидером – хорошее событие для отечественного туристического рынка. «Если концентрация капитала происходит рыночным путем, то это, как правило, на пользу отрасли», – уверен он. При этом нынешняя сделка может серьезно изменить ситуацию на рынке. «Thomas Сook концентрирует активы, а это обеспечит ему лидирующие положение на российском рынке и въездного, и внутреннего, и в значительной степени выездного туризма в стратегическом партнерстве с авиакомпанией «Россия», – пояснил г-н Шпилько RATA-news. Показательно также, что, несмотря на сложный инвестиционный климат в нашей стране, российская туриндустрия, сохранив рыночную среду, демонстрирует свою привлекательность для иностранного капитала.

 

Ирина Тюрина, RATA-news

Версия для печати