Елена Мартыненко: «Поезд – самый безопасный и удобный вид транспорта для путешествий инвалидов»
В ноябре впервые из Самары отправился туристический поезд по Золотому кольцу России – во Владимир и Ярославль. В составе было 10 купейных вагонов и ресторан, на борту находились 340 туристов. Он стал десятым туристическим поездом, организованным в рамках проекта развития железнодорожного туризма в Самарской области туроператором «Профцентр». Но впервые в поездке приняла участие группа людей с ограниченными возможностями. Подробно об особенностях организации программы для инвалидов мы попросили рассказать генерального директора компании Елену Мартыненко (фото).
- Елена, как прошла поездка?
- Сразу скажу, что такой маршрут был разработан впервые – до сих пор никогда еще мы не отправляли поезда из Самары по Золотому кольцу. Сложно было состыковать три железных дороги, и мы рады, что это удалось сделать. В целом все прошло удачно, и мы обязательно будет маршрут повторять.
Также впервые в нашем железнодорожном туре приняли участие 23 человека с неврологическими проблемами, инвалиды второй и первой группы из Потаповского пансионата. Правда, все они передвигались самостоятельно. Мы их посадили в отдельный вагон, предусмотрели все нюансы. У них был специальный автобус, экскурсовод. Нам очень повезло, потому что поезд ставили на удобный первый путь, хотя первоначально не везде это обещали. Таким образом, на вокзалах мы избежали переходов, в том числе подземных. Договорились с вагоном-рестораном – они носили еду инвалидам в купе.
У группы были руководители, в том числе медик, они нам сильно помогали. Плюс, конечно, группа находилась под нашим пристальным вниманием. Думаю, эти туристы остались довольны – прощаясь, очень благодарили.
- Насколько этот тип путешествий удобен для инвалидов и кто финансировал поездку?
- Поезд – самый безопасный и удобный для этой категории путешественников вид транспорта. Мы спали в нем, как в гостинице, а по городам передвигались на автобусе. Программа включала Владимир, Ярославль, Ростов Великий. Питание мы продумывали специальное, организовали сопровождение. Другие туристы с пониманием отнеслись к этой группе. Когда понадобилось их всех вместе посадить на завтраке, люди освобождали места. Оплачивал путешествие сам интернат.
- Для вас это был первый опыт работы с инвалидами?
- Нет, не первый. Мы летом организовывали электропоезд на праздник «Сызранский помидор», там в группе была пара с ограниченными возможностями и с сопровождающим. Программа включала экскурсии и участие в празднике. И эта пара в рамках тура «Легенды и мистика Самарского края» выбрала активный маршрут, который подразумевал передвижение в лесистой местности. Когда мы получили информацию о том, что это люди с ограниченными возможностями, точнее, незрячие, предложили им более легкий вариант экскурсии. А они ответили: «Мы исходили весь Байкал и не хотим менять программу».
На другом маршруте был инвалид-колясочник, причем я увидела его только в электричке, нас даже в известность заранее не поставили. Ему предложили маршруты полегче, но молодой парень захотел поехать именно в Рачейские скалы, его там друзья носили на коляске. Кроме того, мы делали туры для людей с ограниченными возможностями, но это, в основном, были организованные группы, в том числе детские, которые выезжали на экскурсии по Самарской области. Для таких групп мы всегда предлагали либо минимальные цены, либо отправляли их бесплатно. Кроме того, конечно, инвалиды обращаются к нам за путевками на санаторно-курортное лечение.
Чтобы люди с ограниченными возможностями могли спокойно ездить в поездки, нужно решить много проблем. Хочется, чтобы мы приблизились к тому уровню цивилизации, когда путешествующие инвалиды не испытывают трудностей, а просто получают впечатления. Но для этого нужна концепция, предусматривающая, в том числе, все, связанное с передвижением таких людей. У нас, наверное, только на территории московских аэропортов инвалиды могут свободно передвигаться – есть лифты, пандусы. На московских вокзалах уже хуже, а в регионах совсем плохо. С туалетами проблема. Например, в Ярославле, чтобы пустить людей в специальный туалет, у нас попросили документы, которые доказывают что это инвалиды. Не оборудованы ни экскурсионные автобусы, ни поезда. Колясочников мы не можем перевозить без сопровождения. Когда в Самаре мы делаем автобусные экскурсии для людей с ограниченными возможностями, всегда всплывают все эти проблемы.
- Вы планируете дальше заниматься такими группами?
- Да, обязательно. Тем более что с социальным туризмом в области, возможно, улучшится дело. В Самару приезжали заместитель главы Ростуризма Дмитрий Амунц и депутат Госдумы Александр Хинштейн, мы обсуждали возможность выделения субсидий для детского, инвалидного туризма. То есть, инвалиды, может быть, смогут получать льготы при поездках по России.
На рабочей встрече с г-ном Амунцом, организованной департаментом туризма Самарской области и управлением Куйбышевской железной дороги, с участием мэра Самары, речь шла о проекте развития железнодорожного туризма, который реализует в регионе наша компания. В рамках проекта за последние два года уже состоялось десять маршрутов туристических поездов: путешествия из Самары в Москву, Санкт-Петербург, Волгоград, Нижегородскую и Пензенскую области, по городам Золотого кольца, а также три маршрута по Самарской области – в Сызрань и Тольятти. Познакомившись с нашим проектом, Дмитрий Амунц предложил сделать Самару модельной площадкой для реализации проекта развития железнодорожного туризма во всей России, распространив наш опыт на другие регионы. Мы очень надеемся, что все получится.