Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Новый комитет обсудил вопросы законодательства в туризме

08:07, 24 мая 2004

В минувшую пятницу состоялось расширенное заседание Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Госдумы РФ, на котором обсуждались вопросы совершенствования законодательства в области туризма. Председательствовал руководитель Комитета Валерий Драганов.

Открывая заседание, г-н Драганов сказал, что специально откладывал эту встречу, чтобы составить собственное мнение о ситуации на туристическом рынке, но, в принципе, готов строить работу комитета с учетом мнения профессионалов туриндустрии. Для этого при комитете создается экспертный совет, в который могут войти представители турбизнеса, и гостиничного хозяйства, предпринимательских союзов. Но что для г-на Драганова очевидно, так это неэффективность действующей системы лицензирования, нецелесообразность ее сохранения.

Тему продолжил заместитель председателя комитета, председатель подкомитета по развитию рынка туристских услуг Юрий Барзыкин. Он говорил о перспективах работы комитета в плане законотворчества в сфере туризма. Дело в том, что участники заседания получили три законопроекта - «О туризме и туристской индустрии в РФ», «О внесении изменений и дополнений в закон «Об основах туристской деятельности в РФ» и «Об основах регулирования в сфере клубного отдыха». Проекты не новые, и, по крайне мере, первый из них был подвергнут серьезной критике в прошлом году на соответствующих парламентских слушаниях. Несмотря на это документ предыдущим составом Госдумы РФ был принят к рассмотрению и обсужден в регионах. В мае с.г. документ планировали рассматривать в первом чтении, но затем заседание перенесли на осень, так что есть надежда, что за это время состав нового комитета сможет лучше разобраться в сложившейся ситуации и подготовить с учетом уже проделанной работы новые законопроекты.

Остановился Юрий Барзыкин в своем выступлении и на более частных, но немаловажных вопросах – например, официальной регистрации и налогообложении частных средств размещения, которых, по его данным, в одном Краснодарском крае сегодня уже не меньше, чем «организованных» объектов размещения. Тема эта действительно больная для тех регионов, где идет массовое строительство гостевых домов и малых гостиниц, и решить проблему, пусть с учетом региональных особенностей, но без федеральных органов власти малореально.

Другой заместитель председателя Комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму – Елена Панина, известный специалист в области регулирования предпринимательской деятельности, развила тему барьеров на пути развития туризма в виде различного рода административных барьеров. Она отметила, что для стимулирования въездного и внутреннего туризма неизбежно предоставления отрасли определенных льгот и преференций. Коснулась г-жа Панина и региональных особенностей в развитии отрасли, в частности, опыта Москвы. По ее мнению, если не удастся принять отдельную федеральную программу развития туризма, то необходимо вписать соответствующие вопросы в программы федеральные и межрегиональные, как, например, уже принятая программа развития Юга России. Кроме того, г-жа Панина предложила учитывать при разработке дальнейших механизмов госрегулирования предпринимательской деятельности в сфере туризма перспективы развития саморегулируемых организаций, а также уже принятый закон «О техническом регулировании», предполагающий, в частности, возможность создания технических регламентов как своего рода стандартов обслуживания.

Заместитель председателя Комитета по культуре Госдумы РФ Елена Драпеко заверила, что ее комитет будет принимать участие в обсуждении вопросов развития культурного, познавательного и паломнического туризма. От лица Комитета по культуре г-жа Драпеко внесла предложение создать Федеральную целевую программу развития туризма, активнее заниматься защитой интересов отрасли при формировании федерального бюджета в части расходов на поддержку туризма. Елена Драпеко высказалась против введения финансовых гарантий, в которых не заинтересован малый бизнес и регионы.

Руководитель Департамента туризма Минэкономразвития РФ Натэла Шенгелия высказалась за необходимость скорейшего внесения на рассмотрение Госдумы подготовленного Департаментом проекта поправок к закону «Об основах туристской деятельности», главным пунктом которого является введение финансовых гарантий, а также против отмены лицензирования туроператорской и турагентской деятельности. По мнению г-жи Шенгелия, отмена лицензирования не только откроет двери на туристический рынок для разного рода мошенников, но и сделает невозможным введение финансовых гарантий. Как считает г-жа Шенгелия, все равно будет необходима либо государственная регистрация турбизнеса, либо еще что-то подобное - так стоит ли отменять лицензирование, чтобы потом придумывать ему замену?

Первый заместитель председателя московского Комитета по туризму Елена Пискунова обратила внимание участников заседания на то, что затянувшаяся дискуссия на тему туристического законодательства во многом объясняется недостаточной аналитической проработкой основных вопросов развития отрасли. Г-жа Пискунова критически отозвалась о действующем механизме лицензирования и высказала сомнения в целесообразности финансовых гарантий ответственности туроператоров и турагентов, в том числе, с учетом опыта их введения на Украине. Ее мнение по этому поводу поддержал генеральный директор туристической компании «СНП» Андрей Головин. Однако он высказался за сохранение лицензирование как меры, не препятствующей предпринимательской деятельности в сфере туризма. В свою очередь, председатель Комитета по туризму Тульской области Александр Гольтяков задался вопросом - кто будет осуществлять контроль за доступом на рынок в случае отмены лицензирования, не получим ли мы в результате такого решения еще большее количество административных барьеров, выстроившихся на пути начинающих турбизнесменов.

Председатель Комитета по предпринимательству в сфере туризма ТПП РФ Александр Соколов обратил внимание на необходимость более тесного взаимодействия органов власти с общественными организациями в сфере туризма и предложил вернуться к вопросу введения в России системы отпускных чеков - с учетом многолетнего положительного опыта ее использования во Франции, Швейцарии и других странах.

Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько отметил, что дело не в терминах «лицензирование», «регистрация» или «аккредитация». А в том, что с учетом самой экономической природы турпродукта, его сложности, стопроцентной предоплаты и стоимости, которая в среднем превышает размер первоначального банковского вклада, создание определенных систем доступа на рынок на основе продуманных критериев является необходимым условием защиты прав потребителей. Фактически г-н Шпилько заявил, что недостаточное внимание со стороны государства к развитию туризма стало первопричиной низкого уровня капитализации в этой сфере. В условиях, когда стоимость турпакета в 2003 году в сфере выездного туризма, по данным Госкомстата РФ, выросла на 5%, а в сфере внутреннего, а соответственно и въездного – почти на 20%, конкурентоспособность российского турпродукта вызывает серьезные опасения и поддерживается, главным образом, за счет действительно уникальных российских достопримечательностей и снижения нормы прибыли предприятий туриндустрии, в частности, туристических фирм.

По мнению Сергея Шпилько, сейчас не время заниматься критикой проделанной работы, тем более что избрание России председателем Исполсовета Всемирной туристкой организации – дополнительное свидетельство высокой оценки мировым профессиональным сообществом соответствующего потенциала нашей страны. Но сейчас как никогда важно определиться в целях и задачах и согласовать приоритеты на уровне новых органов власти и самой туриндустрии. Главное – обеспечить эффективную межотраслевую координацию, которая поможет в оперативном режиме решать такие сложные задачи как повышение эффективности взаимодействия с турбизнесом предприятий железнодорожного транспорта, предотвращения дальнейшего роста цен на услуги музеев, повышения визовых сборов и других составляющих турпакета; разрешить конфликт, возникший в связи с запретом Транспортной клиринговой палаты продавать билеты на рейсы «Аэрофлота» - короче, заниматься не только законодательством, но и повседневно помогать туриндустрии выживать в этих непростых условиях.

Несмотря на некоторую сумбурность дискуссии, задача предварительного обмена мнениями в начале нового этапа взаимодействия представительной власти и турбизнеса на заседании была выполнена. Удивляет только отсутствие на нем руководства Федерального агентства по физкультуре, спорту и туризму - тем более что после выхода 20 мая указа президента РФ«Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» туризм остался в сфере компетенции этого ведомства.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно