Дагомыс
 
Греция
 
 
 
Танцевальная феерия в Grecotel Olympia Riviera Resort! Не пропустите!
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
PAC - MSC. Crazy Weeks
 
 
Солвекс с 4 августа
 
Грекотель танец
 
Веди Чехия -1
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Октябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
262728293012
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31123456
 
Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru 
 
 
Главная№3937ТИЦ для региональных принимающих туроператоров – партнер или конкурент?

ТИЦ для региональных принимающих туроператоров – партнер или конкурент?


Число туристско-информационных центров в нашей стране быстро растет. Но далеко не везде им рады. Например, в Хакасии туроператоры всерьез встревожены тем, что недавно созданный ТИЦ берет на себя функции принимающей компании. Турфирмам и без того приходится бороться за каждого туриста, а тут вдруг появляется сильный конкурент с административным ресурсом. «Получая бюджетные средства на офис, зарплату, транспорт гораздо легче вести бизнес и обслуживать клиентов. К тому же ТИЦ могут предоставлять услуги с большой скидкой – опять же за счет бюджетных денег. Вряд ли это можно ли считать добросовестной конкуренцией», – рассказали RATA-news хакасские туроператоры.

 

Главное назначение ТИЦ – способствовать развитию и популяризации туризма в своем регионе. Он может сам зарабатывать на выполнение этой миссии или выполнять государственное задание за счет субсидий из местного бюджета. На долю последних приходится не менее трети от общего числа ТИЦ по стране. При этом туроператорская деятельность функционалом ТИЦ не предусмотрена – но и не запрещена.

 

Например, государственное автономное учреждение Калужской области по туризму «Туристско-информационный центр “Калужский край”», судя по информации на официальном сайте, не только выпускает путеводители, собственную газету GoKaluga!, организует инфотуры для операторов и журналистов, представляет область на выставках, но и работает как туроператор. Туроперейтингом занимаются также ТИЦ Казани, ТИЦ «Сиверко» в Великом Устюге, ТИЦ «Горная Шория. Шерегеш», ТИЦ Тольятти, ТИЦ на базе «МДС-тур» в Удмуртии, а также НТК «Якутия» и еще десяток компаний.

 

По словам заместителя директора калужского ТИЦ Алексея Каргашина, недовольство рынка при появлении игрока, который использует бюджетный ресурс в собственных коммерческих интересах, вполне закономерно. «Но это вопрос не столько юридический, сколько этический. К самой идее ТИЦ он отношения не имеет, хотя дискутируется в течение всего времени существования туристско-информационных центров. Мы, например, сознательно не переходим дорогу туроператорам, не дает агрессивной рекламы. Стараемся вести свою основную деятельность так, чтобы все ощущали пользу от нее. Здесь многое зависит от добросовестности руководства ТИЦ, от того, как оно выстроит отношения с местным бизнесом. Но и бизнес должен уметь отстаивать свои интересы. И законодательный запрет ТИЦ на ведение туроператорской деятельности вряд ли поможет», – полагает Алексей Каргашин.

 

Гендиректор ТИЦ Казани Наталья Абрамович согласна с коллегой: ТИЦ должен уметь встроиться в действующий рынок, доказать свою эффективность. «Бюджетные деньги предназначены, прежде всего, на маркетинг, продвижение региона, создание имиджа территории. Результаты этой работы одинаково важны для всего рынка», – заметила она. Директор ТИЦ в Угличе Юлия Воронова видит два главных условия работы в любом регионе – профессиональный баланс и консенсус: «Каждый регион или город уникален. Везде задание для ТИЦ и условия его выполнения формулируются по-своему. Невозможно выработать единый рецепт взаимодействия турофиса с властью и бизнесом. Но я считаю, что, выходя на сложившийся рынок, ТИЦ должен четко обозначить правила игры. Мы, например, сразу сказали туроператорам, что не будем заниматься групповыми туристами».

 

Пока картина складывается очень пестрая и противоречивая. На сайте Ростуризма можно найти свежий (по данным на конец октября 2015 года) перечень ТИЦ в России. Он насчитывает почти 140 организаций с самым разным юридическим статусом – бюджетные муниципальные, государственные учреждения, некоммерческие партнерства, культурные или досуговые центры. Некоторые вообще созданы на базе местного туроператора. Функционал отличается не меньшим разнообразием. Судя по предоставленным в Ростуризм данным, кто-то оказывает информационные, маркетинговые, экскурсионные услуги, а кто-то – полный комплекс туристического обслуживания. На сайтах самих ТИЦ выбор еще богаче: здесь можно найти и такие неожиданные предложения, как, например, юридическое посредничество между турфирмой и туристом или даже предоставление обаятельной спутницы для одиноких путешественников. На такой креатив идут не от хорошей жизни. Финансирование, как правило, минимально, используется исключительно на выполнение бюджетного задания, так что «на жизнь» приходится зарабатывать самим.

 

Очевидно, что проблема – в отсутствии четких стандартов. По сути туристско-информационным центром сейчас может назваться любая компания, это не зарегистрированный товарный знак. А если каждый понимает под этим что-то свое, проблемы неизбежны и рынок не застрахован от недобросовестных участников. По словам директора ТИЦ в Самаре Ольги Шандуренко, сейчас, когда создание подобных организаций набирает обороты, становится своего рода модой, надо определить статус центров на законодательном уровне и оговорить условия, при которых их деятельность не пресекалась бы с туроператорами: «Мне кажется, ТИЦ должен быть бюджетным учреждением и получать господдержку. А для коммерческой деятельности их надо наделять специальными полномочиями, оговаривая перечень возможных услуг».

 

Исполнительный директор «Национальной ассоциация туристско-информационных организаций» (НАИТО) Михаил Ушаков также полагает, что местная администрация должна разделять маркетинг, который невозможен без субсидирования, и туроперейтинг, который, хотя и не запрещен, не должен поощряться за бюджетные деньги. «Как показывает опыт, доверие рынка к туристско-информационным центрам, перешедшим эту грань, сразу снижается. ТИЦ, на мой взгляд, может быть, в крайнем случае, турагентом, но не оператором», – пояснил он.

 

НАИТО была создана в конце 2013 года Министерством культуры, Ростуризмом и крупнейшими ТИЦ страны для формирования положительного туристического имиджа регионов. В организацию входит 25 членов, которые поддерживают с другими ТИЦ партнерские отношения. Сейчас это единственное профессиональное объединение туристических офисов России.

 

С сентября 2015 года действуют ГОСТы оказания услуг ТИЦ, но до настоящей унификации далеко. Как полагает Михаил Ушаков, она не только трудно реализуема, но и вряд ли возможна вообще. Это проблема многих стран, потому что у разных регионов разные потребности. У нас это усугубляется еще и размерами страны, разнообразием культур, неравномерным экономическим развитием регионов. К тому же туризм везде подчиняется разным министерствам – где-то культуры, где-то экономики, где-то физкультуры и спорта. Соответственно по-разному формируются бюджеты и региона, и ТИЦ. «Все эти условия в итоге влияют на выбор организационно-правовой формы туристско-информационного центра. Нет смысла причесывать всех под одну гребенку. В любом случае унификация не должна привести к ломке сложившихся успешных форм работы», – считает г-н Ушаков.

 

Вопросов по работе ТИЦ много, поэтому все очевиднее необходимость конференции или съезда всех участников движения. Его проведение запланировано на осень будущего года. Однако руководители некоторых центров считают, что процесс надо ускорять. Кризис обостряет противоречия, и мириться с нынешней размытостью понятий турбизнесу все тяжелее. В некоторых регионах туроператоры готовы выступить с инициативой законодательного ограничения деятельности туристско-информационных центров.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал Халкидики
Дельфин 28.09
Кондор 6 сентября - 6 октября
 


 
Говорят профессионалы
 
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
«Во многих нетуристических регионах России нас ждут настоящие открытия»
Лариса ФЁДОРОВА
Виадук Тур
директор
Сами регионы часто не понимают свои главные ценности и предлагают на редкость стандартные неинтересные экскурсии – главная площадь, горсовет, памятник Ленину. Поэтому правильно делают руководители тех городов и областей, которые привлекают экспертов из турбизнеса для профессиональной оценки туристических возможностей
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Наши студенты во многом дадут фору выпускникам профильных вузов»
Алексей БАРЫШЕВ
московский экономико-технологический колледж № 22
директор
Cтуденты проходят практику уже со второго курса. И она не ограничивается одной-двумя неделями и написанием курсовой работы – ребята трудятся месяцами. Многие еще и каждое лето по собственной инициативе работают в отелях и ресторанах, набираются опыта. За лучшими из них работодатели выстраиваются в очередь
«Предпочитаю иметь дело с турбизнесом, а не с прямыми клиентами»
Илья ЩУЧКИН
гостиница «Французский квартал»
генеральный директор
«Иногда достаточно просто выслушать людей, чтобы найти новые источники дохода или экономии»
Алена ЕНОВА
«Мозаика хостел»
руководитель
Нам было важно создать в хостеле особую атмосферу, ведь именно за ней люди едут в Петербург. В рамках хостела это сделать проще, потому что если в отеле люди живут сами по себе, то у нас они могут пообщаться с такими же туристами, завести новых друзей. Наша задача как собственников это удовольствие монетизировать.
«Наконец-то у агентств есть время и желание заниматься дорогим продуктом»
Екатерина ФЕДОРОВА
«Карлсон Туризм»
генеральный директор
Мы понимали, что определенная категория туристов не захочет менять своих привычных планов и по-прежнему намерена отдыхать за рубежом. И в тот момент, когда на рынке повисла пауза, мы выставили в продажу дорогие виллы, эксклюзивные предложения на островах. Это сработало
«Мы поддерживаем уральские туристические события, чтобы стимулировать развитие этих проектов, а значит и всего региона»
Эльмира ТУКАНОВА
Центр развития туризма Свердловской области
директор
Нас волнует, чтобы могли заработать и другие представители индустрии гостеприимства региона. Нам важно, как влияет тот или иной праздник, фестиваль на развитие туризма в муниципалитетах. Увеличиваются ли налоговые поступления в бюджет? Заполняются ли гостиницы, турбазы, санатории? Растет ли посещаемость музеев, спрос на экскурсионное обслуживание?
«Нишевым туроператорам надо серьезно перестраивать свою работу»
Артур МУРАДЯН
«Спейс Трэвел»
генеральный директор
90% объединений в российском турбизнесе распадаются из-за мелких разногласий, причем нередко на уровне менеджеров. Я вообще перестал надеяться на возможное объединение с кем-то по продукту. Жаль, конечно, но и слияние – не панацея. Важнее чувствовать ситуацию на рынке и понимать, как развиваться дальше
«Московские гостиницы преуспевают не благодаря, а вопреки»
Константин ГОРЯИНОВ
Marriott Royal Aurora
генеральный менеджер
В таком мегаполисе, как Москва, появление дополнительных трехсот-пятисот номеров в течение года, рынок, как правило, не замечает. В столице ни один отель не пострадал от якобы переизбытка предложения в сегменте класса люкс. Потенциал столицы колоссален
«В ушедшем году спрос на Шпицберген показал буквально взрывной рост»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
директор
А еще мы убрали все неудобства и страшилки, из-за которых многие россияне не решаются на арктический круиз. Главная из них – что большинство круизов проходит на иностранных языках. Мы считаем, что русские гиды на судне – это очень важно, как и более насыщенная программа, прямой чартерный перелет из Москвы. И то, что не нужна виза
«Чтобы выжить, агентствам нужно сократить расходы, сохранить коллектив и досконально изучить российские курорты»
Алексан МКРТЧЯН
«Розовый слон»
директор
Нельзя свести всё только к путешествиям по своей стране. Мир большой, люди хотят его познавать. А представители нашей отрасли еще и хотят учиться, чтобы повышать уровень сервиса здесь. Я считаю, что нужно поддерживать все виды туризма, в том числе и выездной, потому что в нем трудятся десятки тысяч россиян, а операторы и агентства платят налоги в России
«В кризис каждая компания ищет свой путь»
Дмитрий ШЕВЧЕНКО
ICS Travel Group
генеральный директор
Абсолютно точно рынок будет активно переориентироваться. Конечно, в России купальный сезон ограничен, зато есть устойчивая традиция вывозить детей к морю, люди продолжат ей следовать. Значит, надо искать бюджетный продукт с морем и теплом, рассчитанный на российского потребителя с его нынешними возможностями
«Беларусь гораздо ближе к Европе, чем кажется»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«Туртранс-Вояж»
генеральный директор
Самое важное преимущество наших экскурсионных туров – гарантированные выезды и глубина продаж. Для многих важно, что место в автобусе можно выбрать прямо на сайте во время бронирования. И хотя направление безвизовое, и даже загранпаспорт не нужен, группы набираются часто за месяц и более до выезда
Спровоцируют ли новые гостиничные правила повышение цен на услуги размещения
Геннадий ЛАМШИН
Российская гостиничная ассоциация
президент
В новой редакции не упоминается военный билет, поскольку теперь у всех военных есть паспорт. Мы хотели добавить в список заграничный паспорт, чтобы те, кто вылетает за рубеж и транзитом останавливается, например, в Москве или Петербурге, могли не возить с собой еще и российский. Но ФМС и МВД выступили против
«Въездной туризм поддержало именно то, что Москва оказалась реально недорогим городом для европейцев»
Марина ЛЕВЧЕНКО
«Тари-Тур»
гендиректор
Как только в Великобритании ввели дактилоскопию для получения туристической визы в Россию, англичане стали отказываться от поездок, не желая тратить время на посещение консульства. Британские группы из 50 человек быстро сократились до 20. Партнеры нам так и сказали – дело в "пальцах"
«Чем круче джип, тем дальше идти за трактором»
Александр ЧЕРНЮК
«Команда Ex-Pro»
директор
Туристов, как из России, так и из-за рубежа, восхищает Монголия. Это ландшафты, которые меняются каждый час, это верблюды, яки, крупная рыба, национальный колорит, очень доброжелательные местные жители. Поражает резко-континентальный климат – с утра может быть +47 градусов, а к вечеру выпасть снег
«В России 95% заявлений на визы поступают из городов, где уже есть визовые центры»
Прабудда СЕН
VFS Global
руководитель в России и странах СНГ
С нашей помощью биометрические данные сдали уже более 25 миллионов человек. Как видите, у нас колоссальный опыт. И мы, конечно, сделаем все возможное, чтобы введение биометрии в России прошло максимально безболезненно – и для заявителей, и для турбизнеса. VFS Global заинтересована в этом не меньше, чем вы
«На рынке детского отдыха никакого кризиса нет»
Александр АНИСИМОВ
«Лидерлайф Турс»
коммерческий директор
Некоторые родители через месяц-два после возвращения ребенка из лагеря уже покупают путевку на следующее лето – чтобы занять место в интересующей смене. Мы даем существенные скидки на раннее бронирование и агентам, и прямым клиентам. Из-за специфики продукта предлагаем гибкие условия по оплате
«Каждый кризис дает алтайскому туризму новый шанс»
Сергей ПЛОТНИКОВ
«Алтайское туристическое бюро»
директор
Есть надежда, что кризис серьезно обновит ряды турбизнеса. Любители и непрофессионалы, спонтанно открывшие турфирмы для жены или дочери, уйдут с рынка, что уже происходит. Либо жизнь заставит их стать профессионалами. Скидочная политика тоже должна уйти в прошлое
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100