РАТА-новости
Дубай октябрь
 
Митт 15.11
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Пак 09.11
 
 
 
Туртранс 13.07
 
Грекотель 31.07
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Ноябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
303112345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930123
 
музей-москва-сити Метрополь - Туры на Байкал Грекомания с 1 сентября  www.travelnn.ru  TripAggregator A&A с 10 мая
 
 
Главная№3937ТИЦ для региональных принимающих туроператоров – партнер или конкурент?

ТИЦ для региональных принимающих туроператоров – партнер или конкурент?


Число туристско-информационных центров в нашей стране быстро растет. Но далеко не везде им рады. Например, в Хакасии туроператоры всерьез встревожены тем, что недавно созданный ТИЦ берет на себя функции принимающей компании. Турфирмам и без того приходится бороться за каждого туриста, а тут вдруг появляется сильный конкурент с административным ресурсом. «Получая бюджетные средства на офис, зарплату, транспорт гораздо легче вести бизнес и обслуживать клиентов. К тому же ТИЦ могут предоставлять услуги с большой скидкой – опять же за счет бюджетных денег. Вряд ли это можно ли считать добросовестной конкуренцией», – рассказали RATA-news хакасские туроператоры.

 

Главное назначение ТИЦ – способствовать развитию и популяризации туризма в своем регионе. Он может сам зарабатывать на выполнение этой миссии или выполнять государственное задание за счет субсидий из местного бюджета. На долю последних приходится не менее трети от общего числа ТИЦ по стране. При этом туроператорская деятельность функционалом ТИЦ не предусмотрена – но и не запрещена.

 

Например, государственное автономное учреждение Калужской области по туризму «Туристско-информационный центр “Калужский край”», судя по информации на официальном сайте, не только выпускает путеводители, собственную газету GoKaluga!, организует инфотуры для операторов и журналистов, представляет область на выставках, но и работает как туроператор. Туроперейтингом занимаются также ТИЦ Казани, ТИЦ «Сиверко» в Великом Устюге, ТИЦ «Горная Шория. Шерегеш», ТИЦ Тольятти, ТИЦ на базе «МДС-тур» в Удмуртии, а также НТК «Якутия» и еще десяток компаний.

 

По словам заместителя директора калужского ТИЦ Алексея Каргашина, недовольство рынка при появлении игрока, который использует бюджетный ресурс в собственных коммерческих интересах, вполне закономерно. «Но это вопрос не столько юридический, сколько этический. К самой идее ТИЦ он отношения не имеет, хотя дискутируется в течение всего времени существования туристско-информационных центров. Мы, например, сознательно не переходим дорогу туроператорам, не дает агрессивной рекламы. Стараемся вести свою основную деятельность так, чтобы все ощущали пользу от нее. Здесь многое зависит от добросовестности руководства ТИЦ, от того, как оно выстроит отношения с местным бизнесом. Но и бизнес должен уметь отстаивать свои интересы. И законодательный запрет ТИЦ на ведение туроператорской деятельности вряд ли поможет», – полагает Алексей Каргашин.

 

Гендиректор ТИЦ Казани Наталья Абрамович согласна с коллегой: ТИЦ должен уметь встроиться в действующий рынок, доказать свою эффективность. «Бюджетные деньги предназначены, прежде всего, на маркетинг, продвижение региона, создание имиджа территории. Результаты этой работы одинаково важны для всего рынка», – заметила она. Директор ТИЦ в Угличе Юлия Воронова видит два главных условия работы в любом регионе – профессиональный баланс и консенсус: «Каждый регион или город уникален. Везде задание для ТИЦ и условия его выполнения формулируются по-своему. Невозможно выработать единый рецепт взаимодействия турофиса с властью и бизнесом. Но я считаю, что, выходя на сложившийся рынок, ТИЦ должен четко обозначить правила игры. Мы, например, сразу сказали туроператорам, что не будем заниматься групповыми туристами».

 

Пока картина складывается очень пестрая и противоречивая. На сайте Ростуризма можно найти свежий (по данным на конец октября 2015 года) перечень ТИЦ в России. Он насчитывает почти 140 организаций с самым разным юридическим статусом – бюджетные муниципальные, государственные учреждения, некоммерческие партнерства, культурные или досуговые центры. Некоторые вообще созданы на базе местного туроператора. Функционал отличается не меньшим разнообразием. Судя по предоставленным в Ростуризм данным, кто-то оказывает информационные, маркетинговые, экскурсионные услуги, а кто-то – полный комплекс туристического обслуживания. На сайтах самих ТИЦ выбор еще богаче: здесь можно найти и такие неожиданные предложения, как, например, юридическое посредничество между турфирмой и туристом или даже предоставление обаятельной спутницы для одиноких путешественников. На такой креатив идут не от хорошей жизни. Финансирование, как правило, минимально, используется исключительно на выполнение бюджетного задания, так что «на жизнь» приходится зарабатывать самим.

 

Очевидно, что проблема – в отсутствии четких стандартов. По сути туристско-информационным центром сейчас может назваться любая компания, это не зарегистрированный товарный знак. А если каждый понимает под этим что-то свое, проблемы неизбежны и рынок не застрахован от недобросовестных участников. По словам директора ТИЦ в Самаре Ольги Шандуренко, сейчас, когда создание подобных организаций набирает обороты, становится своего рода модой, надо определить статус центров на законодательном уровне и оговорить условия, при которых их деятельность не пресекалась бы с туроператорами: «Мне кажется, ТИЦ должен быть бюджетным учреждением и получать господдержку. А для коммерческой деятельности их надо наделять специальными полномочиями, оговаривая перечень возможных услуг».

 

Исполнительный директор «Национальной ассоциация туристско-информационных организаций» (НАИТО) Михаил Ушаков также полагает, что местная администрация должна разделять маркетинг, который невозможен без субсидирования, и туроперейтинг, который, хотя и не запрещен, не должен поощряться за бюджетные деньги. «Как показывает опыт, доверие рынка к туристско-информационным центрам, перешедшим эту грань, сразу снижается. ТИЦ, на мой взгляд, может быть, в крайнем случае, турагентом, но не оператором», – пояснил он.

 

НАИТО была создана в конце 2013 года Министерством культуры, Ростуризмом и крупнейшими ТИЦ страны для формирования положительного туристического имиджа регионов. В организацию входит 25 членов, которые поддерживают с другими ТИЦ партнерские отношения. Сейчас это единственное профессиональное объединение туристических офисов России.

 

С сентября 2015 года действуют ГОСТы оказания услуг ТИЦ, но до настоящей унификации далеко. Как полагает Михаил Ушаков, она не только трудно реализуема, но и вряд ли возможна вообще. Это проблема многих стран, потому что у разных регионов разные потребности. У нас это усугубляется еще и размерами страны, разнообразием культур, неравномерным экономическим развитием регионов. К тому же туризм везде подчиняется разным министерствам – где-то культуры, где-то экономики, где-то физкультуры и спорта. Соответственно по-разному формируются бюджеты и региона, и ТИЦ. «Все эти условия в итоге влияют на выбор организационно-правовой формы туристско-информационного центра. Нет смысла причесывать всех под одну гребенку. В любом случае унификация не должна привести к ломке сложившихся успешных форм работы», – считает г-н Ушаков.

 

Вопросов по работе ТИЦ много, поэтому все очевиднее необходимость конференции или съезда всех участников движения. Его проведение запланировано на осень будущего года. Однако руководители некоторых центров считают, что процесс надо ускорять. Кризис обостряет противоречия, и мириться с нынешней размытостью понятий турбизнесу все тяжелее. В некоторых регионах туроператоры готовы выступить с инициативой законодательного ограничения деятельности туристско-информационных центров.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал 3 Фукуок
Карлсон израиль 23.10
Visit Japan - виза
 
 
Говорят профессионалы
 
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
«Операторы «Мостурпула» работают на общие цели и хотят, чтобы власть их слышала»
Татьяна КОЗЛОВСКАЯ
ассоциация «Мостурпул»
руководитель
И еще интересная «деталь». Министр культуры РФ Владимир Мединский своим приказом с 1 января 2015 года отменил для детей входную плату в федеральные музеи. Но в ответ на это музеи Московского Кремля в два раза, до 4 000 рублей, увеличили стоимость экскурсии и сократили количество детей в группе...
«Задача TUI в России – стать туроператором номер один по семейному отдыху»
Тарас ДЕМУРА
TUI Russia
генеральный директор
Трудно поверить, что из миллиона туристов, которые ежегодно принимают на Алтае, нельзя "набрать" 50 тысяч, которые отправятся туда через туроператора! Мы порой воюем за 30 туристов в Таиланд, а тут речь о тысячах. TUI Group каждый год отправляет в Мурманск 12 международных круизов, на которых россиян вообще нет
«В России вероятен кризис въездного туризма, но его можно предотвратить»
Сергей ШПИЛЬКО
Российский союз туриндустрии
президент
Любая недостающая или некачественная услуга в составе турпродукта портит впечатление от поездки в целом. И, рано или поздно, зарубежные партнеры просто не будут поставлять группы без гарантий соблюдения всех требований, в том числе по транспорту, переводу и посещению наиболее известных объектов показа
«Средненькие исходные данные наших гостевых домов мы превратили в серьезные преимущества»
Светлана МАРКОВА
гостевые дома «Усадьба Добролюбово» и «Медвежий угол»
директор
«Повышенную душевность» поощряем финансово. Зарплата администраторов доходит до 50 тысяч рублей, горничных – до 35 тысяч. Так что и в «Добролюбово», и в «Медвежьем углу» сотрудники порой получают больше, чем их коллеги в Москве. И мы можем себе это позволить
«Есть люди, которые по складу характера не подходят для отельного бизнеса, но не всегда это вовремя понимают»
Марина СКОКОВА
Hilton Moscow Leningradskaya
генеральный менеджер
Когда я пришла в «Ленинградскую», было неожиданно услышать от коллег: «Как хорошо, что у нас теперь генеральный менеджер - россиянка!». А дело, в том числе, в отсутствии барьера – не только языкового, но и ментального. Иногда ведь надо и «по душам» поговорить
«На следующий год мы заложили рост по туристам на уровне 5-7%, потому что существует инерция бизнеса»
Сергей РОМАШКИН
Дельфин
генеральный директор
Выездные туроператоры пришли в отели и авиакомпании с большими объемами, сформировали у себя и у них завышенные ожидания. Любой рынок, где все убеждены в росте, начинает безосновательно дорожать, риски растут для всех участников. Если реальный спрос окажется хуже ожиданий - потерь не избежать
«Глубина продажи услуг санатория "Знание" достигает двух с половиной лет»
Дмитрий БОГДАНОВ
санаторий «Знание»
генеральный директор
«Я всё о том же: нет смысла стоять пустыми, ищите и привлекайте свою аудиторию. Даже несмотря на то, что следующий год предполагается очень непростым, для тех, кто действительно захочет прибавить 25-40% к выручке, а по доходности и побольше, это абсолютно реальная задача»
«Число российских туристов на Шпицбергене за год выросло втрое»
Тимофей РОГОЖИН
Центр арктического туризма «Грумант»
руководитель
Многие туристы и в зимних, и в летних турах называли его "доступной Арктикой". И действительно, это самый близкий и доступный вариант путешествия в Арктику. Мы это выражение думаем использовать как слоган. Потому что другие места арктической России – это либо дорого, либо нет сервиса, либо нужна хорошая физическая подготовка
«Люди хотят ездить по своей стране и будут это делать независимо от ситуации»
Илья КОСТРИКИН
«Магазин путешествий»
директор
Мы – та шоколадка, которая лежит в магазине возле кассы, и ее купят даже в кризис. Неправильно думать, что дешевые туры по стране выбирают только бедные люди. Среди наших клиентов большая доля тех, кто уже побывал во многих странах. И они едут по России не потому, что это дешево, а потому что интересно
«Сельский туризм бывает настоящий, самобытный, но в большинстве случаев он, к сожалению, шашлычно-водочный»
Светлана ПАНТЮХИНА
проект «Искры надежд для российских деревень»
эксперт
Айсула Такина из крошечной деревни Иодро, творит настоящие шедевры, создала уникальную коллекцию одежды, стала победителем многих конкурсов. Сегодня во всех сувенирных лавках и магазинах Алтая можно найти изделия из войлока, кости, керамики, дерева, изготовленные местными мастерами. Эти вещи дороже, чем обычная сувенирная штамповка, но они того стоят
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100