Интурмаркет 2020 02.10

В Крыму презентовали новую стратегию развития курортов

Через 10 лет состояние крымских курортов должно стать таким, чтобы Крым мог равных конкурировать с зарубежными курортами. Такую цель преследует новая стратегия развития отрасли, которую презентовали в Совмине республики. Новая концепция принципиально отличается от двух предыдущих не только тем, что будет финансово поддержана Киевом. Над ее разработкой трудились ученые Крыма, Украины и России. Они тщательно проанализировали нынешнее состояние курортной сферы автономии, чего никто не делал более 15 лет, и наметили пути ее дальнейшего развития.

Результаты мониторинга не стали неожиданностью: слабых сторон у крымского туризма пока больше, чем сильных. Одна из главных проблем: всего на 3% используется лечебный ресурс полуострова, хотя химический состав целебных грязей западного побережья гораздо лучше зарекомендовавших себя на мировом рынке продуктов Мёртвого моря. Пляжный отдых также используется далеко не в полной мере. В приморских регионах задействовано не более 2-3 км прибрежной полосы при возможных десяти и более. Расширить границы ученые предлагают посредством пляжных паспортов, введение которых поможет оценить весь потенциал пляжного направления.

По минимуму сегодня используются и культурно-исторические ресурсы Крыма. Хотя полуостров остаётся лидером на Украине по количеству памятников и объектов культуры (их здесь почти 13 тыс.), многие находятся в плачевном состоянии. Да и добраться до многих из них весьма проблематично. Развить культурно-исторический аспект, по мнению разработчиков стратегии, можно, подготовив детальные туристические и курортологические ресурсные паспорта и составив оценочные карты объектов. Эти материалы и документы по пляжному ресурсу планируют объединить в сводные информационные бланки, которые будут размещены в открытом доступе для проектных исследовательских институтов, органов местного самоуправления, туроператоров и других участников курортного рынка.

Единственной позитивной тенденцией крымской курортной отрасли, которую выявил мониторинг, стало увеличение количества отелей и улучшение комфортности баз размещения. Впрочем, уровень их сервиса не удовлетворяет потребностей даже так называемого среднего класса, который остается основным потребителем крымского продукта, а к приему вип-гостей Крым вообще не готов. Зато предложить услуги людям с достатком ниже среднего может частный сектор полуострова: количество соответствующих объектов размещения составляет около 10 тыс. Но при этом лишь 220 из них зарегистрированы как мини-гостиницы и мини-пансионаты. Относительную стабильность отрасли обеспечивает санаторно-курортный сегмент рынка, который насчитывает более 500 объектов размещения с потенциалом обслуживания до 120 тыс. человек. Но из-за устаревшей технической базы ежегодно каждое восьмое предприятие не работает. Кроме того, конкурентом оздоровительного отдыха стал отдых развлекательный. В итоге на санаторно-курортный комплекс приходится не более 45% процентов общего турпотока, и этот показатель ежегодно снижается. В ближайших планах профильного крымского министерства - развитие конгрессного туризма: в Крыму насчитывается 70 гостиниц с конференц-залами, вмещающими в общей сложности более 20 тыс. человек.

Сегодня в рекреационной отрасли автономии трудится 50 тыс. человек – 8% от трудоспособного населения Крыма и в 2,5 раза меньше, чем в 1985 г., на который пришелся расцвет крымского курорта. Положение планируют исправить и за счет привлечения большего количества курортников в маловостребованные пока регионы полуострова: Керчь, Бахчисарайский, Черноморский, Ленинский районы, Тарханкутский полуостров. Если стратегия оправдает ожидания, туротрасль Крыма даст 60% поступлений в сводный бюджет автономии против нынешних 6%. В основном эти доходы приносят Большая Ялта, Большая Алушта, Саки и Евпатория, имеющие наиболее стабильный поток туристов среди прибрежных регионов Крыма (Крымская правда).

Версия для печати