Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Рискованный рост провозных емкостей

08:28, 23 мая 2011

Пока авиакомпании во всем мире наслаждаются ростом количества пассажиров, который поддерживается увеличением мирового ВВП, несколько факторов могут подтолкнуть рынок воздушных перевозок к переизбытку провозных емкостей. Подобная ситуация вероятна уже в следующем году.

Эти факторы включают неопределенности цен на нефть и показателей ВВП на ключевых рынках, значительно увеличивающееся количество новых поставляемых воздушных судов (ВС), а также амбициозные планы по экспансии в основных сегментах рынка, реализация которых ожидается уже этим летом.

IATA в одном из своих финансовых мониторингов утверждает, что провозные емкости как на пассажирском, так и на грузовом рынках сейчас растут быстрее, чем объем перевозок. Следовательно, избыток емкостей начинает представлять потенциальную угрозу прибыльности. В ассоциации убеждены, что ключевым показателем в среднесрочной перспективе станет динамика цен на нефть, а также вопрос, насколько этой динамике удастся замедлить экономический рост, а вместе с ним и спрос на перевозки.

В краткосрочной перспективе аналитики играют на повышение. «Я не думаю, что провозная емкость будет значительной проблемой в первых трех кварталах 2011 года, – говорит финансовый аналитик Bankhaus Metzler Юрген Пипер, – но главный вопрос в том, смогут ли авиакомпании получить столь же приятные макроэкономические условия в следующем году». К росту индустрии на 5-6%, который рассматривался как наиболее вероятный сценарий развития в 2012 году, надо отнестись более критически, считает г-н Пипер.

Авиационный аналитик Unicredit Уве Вайнрайх убежден, что авиакомпаниям не позднее августа этого года необходимо пересмотреть их агрессивную политику увеличения провозных емкостей на двух наиболее важных дальнемагистральных рынках: трансатлантическом и на маршрутах из Европы в Азию.

Некоторая корректировка происходит уже сейчас, хотя вызвана она растущими ценами на нефть, а не снижающимся спросом. Delta Air Lines, American Airlines и United Continental заявили, что будут увеличивать свои провозные емкости медленнее, чем предполагалось. (United может вывести более старый, менее топливоэффективный флот.) Обратная сторона этого решения заключается в том, что перевозчики больше не верят в повышение тарифов до необходимых им уровней и заполнение кресел. Пока данная тенденция относится только к рынку США, но если скептики окажутся правы, она распространится на весь авиационный рынок в следующем году.

Высокие цены на нефть и неопределенность экономической ситуации добавили рынку сложностей, но в среднесрочной перспективе увеличивающийся поток новых ВС и заказы новых самолетов, возможно, усугубят проблему. Авиакомпании могут повторить ошибки прошлого – чрезмерного заказа во время роста рынка, который заканчивается слишком большим количеством дорогих машин во время спада индустрии.

По подсчетам IATA, авиакомпании будут получать в среднем около 120 новых самолетов каждый месяц в этом году. В 2010 году этот показатель был на уровне 100 ВС. Эти цифры включают также региональные машины больших размеров. Впрочем, в IATA верят, что более старая техника, которая пока находится на хранении, будет отправлена на переработку, поскольку она менее топливоэффективна. В ассоциации отмечают, что новые поставки могут привести к избыточности провозных емкостей, а это окажет давление на показатели прибыльности.

Согласно данным компании Center for Asia Pacific Aviation, из 10 авиакомпаний, на долю которых придутся основные поставки новых машин в этом году, шесть работают на рынках с наиболее слабыми прогнозами темпов развития перевозок. В Европе это Ryanair, Turkish Airlines, Alitalia, EasyJet, Air France и Lufthansa; только три перевозчика из Азии – Air China, China Southern Airlines и All Nippon Airways и один латиноамериканский – LAN Airlines. Но шесть европейских перевозчиков в сумме вместе со своими партнерами получат более 200 ВС в этом году (для сравнения – Emirates получит 12 машин).

Авиакомпании по-прежнему увеличивают свои портфели заказов, особенно в Европе и Азии, несмотря на тот факт, что объем заказов уже равен 40% флота, который сейчас работает на рынке, а это практически исторический пик. Lufthansa в марте последней из основных перевозчиков добавила к своему листу заказов дополнительные ВС, заказав 25 Airbus A320 NEO, пять A321 NEO и пять Boeing 777F. Для Airbus этот заказ – знак поддержки. Lufthansa – первая европейская авиакомпания, которая заказала NEO. Первый самолет NEO будет поставлен в 2016 году. До Lufthansa А320 NEO купила International Lease Finance Corp. (ILFC) – компания заказала 100 ВС данного типа. Бразильская TAM стала первым латиноамериканским заказчиком NEO, подписавшись на 22 А320 NEO.

Активность по обновлению флота наблюдается и в широкофюзеляжном сегменте. Уже в марте Boeing получил заказы на машины такого типа и подписал меморандум о взаимопонимании с Cathay Pacific, Air China (на Boeing 747-8), Hong Kong Airlines (Boeing 787, 777), Lufthansa и «Аэрофлотом». Turkish Airlines, Cathay Pacific и Iberia добавили в свои портфели заказов машины от Airbus. Некоторые решения по покупке новых самолетов стимулировались растущими ценами на нефть. Так, Iberia, например, согласилась купить восемь A330-300 (с опционом еще на восемь машин), чтобы заменить A340, отметив, что новые самолеты будут на 15% более эффективными.

Но Iberia также осведомлена о проблеме чрезмерного увеличения емкостей на рынке, отмечают представители индустрии. Это стало одной из причин, по которым авиакомпания сохраняет гибкость в решении о том, сколько А330 она покупает сейчас и какую часть флота А340 она выведет.

Как говорят представители Airbus, помимо цен на нефть авиакомпании подталкивают к новым заказам подозрения, что они не смогут получить слоты на новые ВС, если будут тянуть с заказами слишком долго. Хотя Boeing и Airbus увеличили объем производства узко– и широкофюзеляжных машин, количество слотов на ближайшее время ограничено.

Во время последнего роста цен на нефть авиакомпании соперничали, пытаясь найти новые слоты для поставки самолетов, и этот факт стимулирует их активность сейчас, в период восстановления рынка, считает один из представителей авиационной индустрии. Но вегодня играет свою роль и выход из кризиса. Например, у ILFC – одного из крупнейших лизингодателей в мире – осталось всего несколько слотов на поставку самолетов Boeing и Airbus, и сейчас компания рассчитывает увеличить свой портфель заказов, поскольку задача выживания перед ней уже не стоит. (Авиатранспортное обозрение)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно