Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам
Интервью

Сергей Ромашкин: «На рынке останутся агентства, которые найдут верный баланс между выездным и внутренним туризмом»

06:35, 22 декабря 2014

Операторы по внутреннему туризму дождались своего звездного часа. Но вряд ли они могли предполагать, что он настанет в столь необычных политических и экономических условиях. О том, как видят ситуацию в компании «Дельфин», много лет специализирующейся на отдыхе в России, рассказывает генеральный директор Сергей Ромашкин.

- Нынешний год на исходе. Как вы его оцениваете с точки зрения турбизнеса?

- Он был очень сложным для российского туризма, а прошедшая неделя – по-настоящему драматичной. Временами происходящее напоминало поле боя. Хотя наша компания работает в рублевой зоне, нам было тревожно. В условиях таких колебаний курса валюты множество компаний просто остановили работу. Очевидно, что в этой ситуации последуют банкротства. Рынок внутренних туров устоял, продажи не снижались, но мы – часть туристической отрасли и, конечно, беспокоимся за наших друзей и партнеров.

 

- Многие говорят, что внутренний туризм в этом году вырос на 25-30 процентов. Вы согласны с этой цифрой?

- Да, средний рост по нашей компании примерно такой. Пляжные направления – Сочи, Анапа – выросли даже больше, на 35-40%, экскурсионные туры по Золотому кольцу на 10-12%, Подмосковье – на 9%. Факторов роста несколько. Падение курса рубля, охлаждение отношений с Европой, рост патриотических настроений, рекламный эффект Олимпиады в Сочи. Но вообще мы росли и в прошлом, и в предыдущие годы. Это не кратковременное «озарение» туристов и реакция на текущие события, это еще и общий рост внутреннего туризма в России.

 

- Насколько реально сохранить эти темпы в будущем году?

- Прогнозы в России делать трудно. С одной стороны, факторы, перечисленные выше, продолжают влиять на выбор туристов. С другой – растет и общая неуверенность, снижаются реальные доходы, увеличиваются цены на предметы первой необходимости.

Конечно, я рад, что туристы развернулись в сторону отдыха в России. Но любой туризм, внутренний или выездной, возможен только в стабильной, растущей экономике. Люди должны быть уверены в своих доходах, в надежности национальной валюты и в завтрашнем дне. Если этого нет, если доходы падают, цены растут, если люди обеспокоены, они никуда не поедут. Будут экономить и отдыхать на даче… Пока мы заложили в планирование рост в 2015 году на 10-12%.

 

- Какова ситуация в Сочи? Изменилась ли позиция отелей, в том числе новых, по отношению к операторам?

- Что касается сочинских отелей, то здесь «каждый несчастлив по-своему». Хотя, в целом, сезон в Сочи удался. Гостиницы, расположенные в прежних границах города, в так называемом старом Сочи, были хорошо загружены весь год, и ни о каком кризисе здесь речь не идет. А вот отели, построенные к Олимпиаде в Имеретинской низменности, трудно входили в сезон, запаздывали с договорной компанией, меняли менеджеров и управляющих, медленно реагировали на наши предложения и даже на заявки о бронировании номеров. Здесь загрузка летом была невысокой. Нам понятно, что сезон для этих гостиниц был, конечно, трудный, но надеемся в следующем году улучшить положение.

Ошибкой считаю маркетинговую привязку всех новых прибрежных отелей к Имеретинской низменности, она же долина, бухта, «Имеретинка», то есть у нее много вариантов названия. Но по сумме запросов в «Яндексе» этот «бренд» примерно в 50 раз слабее Адлера и в 100 раз – Анапы. Наши туристы не понимают, где это место. На мой взгляд, гораздо лучше звучал бы «Олимпийский парк», например. Ошибкой были и завышенные цены на входе в сезон, низкие скидки для туроператоров, и суровые штрафные санкции при аннуляции, и попытки взимать с операторов деньги за испорченную туристами мебель и т.д.

Изменения, конечно, происходят, наша настойчивая переговорная работа в течение года дает результаты. К 2015 году, надеюсь, большинство договоров будут приведены к нормальному формату. Понятно, что в ряде сетевых отелей этот процесс сильно формализован и окончательное решение, например, может приниматься юристами в европейском головном офисе сети. Это требует времени, и мы готовы ждать.

 

- Туры «Дельфина» можно купить в сотнях городов России. Как себя сейчас чувствуют регионы?

- Наши продажи выросли во всех 600 городах, где есть агенты компании. Регионы всегда были более ориентированы на внутренний туризм, чем Москва, и я надеюсь, что это им поможет в ситуации спада на выездном рынке. Наращивая долю внутренних туров, можно компенсировать отток туристов за границу. Каков правильный баланс для конкретной компании, как продавать – вот о чем надо думать руководителю.

 

- Стали ли турагентства охотнее продавать туры по России?

- Конечно, турагенты реагируют на меняющийся спрос, и даже приверженцы Коста-Дорады вынуждены заниматься сегодня внутренним туризмом. В этом году мы получили несколько тысяч новых партнеров. Причем независимые агентства на изменение ситуации реагируют быстрее, чем сетевые. Многие агентства не готовы продавать внутренние направления: необычно, сложно, непонятно. Есть сети, изначально заточенные на выезд, им еще труднее, туристы к ним приходят только за зарубежными турами. В целом сегодня внутренние туры продают менее 70% турагентств по всей России. В Москве, а это самый «выездной» город, даже меньше 40%. Но выбора, похоже, нет, турагентствам надо разворачиваться к внутреннему туризму, иначе не выжить. На рынке останутся только те агентства, которые в новой ситуации найдут правильный баланс между выездным и внутренним туризмом.

Кстати, многие менеджеры, не бывавшие на наших курортах лет 15-20, до сих пор живут устаревшими представлениями о них и психологически не готовы к изменениям. Они сами не отдыхают в России и не умеют предлагать ее туристам. Кроме того, продавец не должен внутренне критиковать выбор туриста или примеривать его на себя. Вам нравится Франция – отдыхайте там, а туриста отправьте в Крым, если он об этом просит.

 

- Есть предположение, что после новогодних праздников начнется очередная волна ухода турфирм, активизируются процессы слияния-поглощения. Коснется ли это рынка внутреннего туризма?

- Боюсь, не все операторы выездного туризма переживут зиму. На падающем рынке надо очень быстро сокращать затраты, закрывать убыточные направления, уменьшать численность компаний. Похоже, пока скорость этих изменений явно недостаточна, но это взгляд со стороны, детали мне неизвестны. В сегменте внутреннего туризма ситуация противоположная: кризиса нет, рынок растет, наши направления прибыльные, мы ориентируемся на развитие, расширение компании. Каких-то подвижек среди лидеров внутреннего туризма или банкротств я также не ожидаю.

 

- Минувшим летом на внутренний рынок вышли два крупных выездных оператора. Почувствовали вы их присутствие? Чего ждать следующим летом, когда за ними последуют десятки других выездных компаний?

- Конечно, мы с интересом следим за этим процессом. Вероятно, в следующем году таких компаний станет еще больше. Пока обострения конкуренции не произошло, наш рынок прирос миллионами туристов. Думаю, что и в следующем году работы хватит всем. Я бы сказал, что операторы вышли на новое для них направление в удачное время и у нас всех есть возможность работать на растущем рынке.

 

- Планируете ли вы увеличивать число пакетных туров? Придется ли операторам по внутреннему туризму пересматривать свою технологию?

- Наши IT-технологии и финансовые возможности, конечно, позволяют продавать пакетные туры. Но надо смотреть на экономику продаж, на риски, на потребности туристов. Чем закончился «пакетный демпинг» на выездном рынке – всем хорошо известно. Нас также настораживает финансовое положение авиаперевозчиков, с которыми мы контактировали. Мы в компании пакетную тему обсуждаем, но решение на 2015 год пока не принято.

 

- А хватит ли емкости отечественных курортов для увеличения турпотока?

- В туризме две беды: демпинг и овербукинг! Мало туристов – горим, демпинг, много – не знаем, куда их расселить. Но, думаю, летом такие истории маловероятны. Емкость наших летних курортов в Краснодарском крае и Крыму позволяет принимать на 25-30% больше туристов. В абсолютных цифрах – плюс 5-6 млн. человек. И даже в этом случае дефицита мест не будет.

 

- Как складываются отношения с крымскими средствами размещения? Каких изменений вы ждете на этом направлении в новом сезоне?

- Транспортные проблемы не позволили всем потенциальным туристам добраться до Крыма. Дешевых авиабилетов было мало, телерепортажи с Керченской переправы также не добавляли оптимизма. Но даже в этих условиях общий российский поток в Крым остался на уровне прошлого года, хотя операторские продажи снизились на 35%. Очевидно, больше поехало «дикарей», решивших, что теперь для поездки в Крым турбизнес им не требуется. Изменилось и распределение туристов по побережью. Южный берег оказался в лучшем положении, а до западного – Евпатория, Песчаное – доехало значительно меньше туристов – слишком далеко. Конечно, этот сезон был исключительно сложным для всех участников рынка. И в этих условиях результат можно считать удовлетворительным.

Сейчас в Крыму здравницы окончательно переходят под российскую юрисдикцию, идет их интеграция в российское правовое поле – прикрепление к тем или иным ведомствам, перерегистрация юрлиц и т.д. Это несколько тормозит наш договорной процесс, но практическая работа не останавливается. Большинство руководителей и специалистов остались на своих местах, мы хорошо знаем друг друга. Будем работать, ждем восстановления наших объемов по Крыму в 2015 году, в том числе за счет организации собственной авиаперевозки. Переправа тоже улучшила свою работу и многому научилась за этот год. Думаю, в следующем году туристам будет легче добраться в Крым. А он по-прежнему, в среднем, дешевле отдыха в Краснодарском крае, и в 2015 году это даст ему некоторое преимущество. Для нас Крым – одно из важнейших направлений, и мы постараемся вместе с крымскими партнерами ежегодно наращивать турпоток.

 

Беседовала Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно