Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Октай Сафар-Заде: «Нет ничего лучше профессиональной конкуренции»

01:09, 22 мая 2012

Московская гостиница «Альфа» прошла официальную сертификацию на уровень 4* и получила предложение о запуске собственного бренда. Об истории объекта и о секретах его успеха RATA-news рассказывает Октай Сафар-Заде (фото), который руководит «Альфой» уже 30 лет.

 

– Октай Юнисович, когда 1 апреля 1980 года открылись двери гостиницы, она называлась просто «А». Как «А» превратилось в «Альфу»?

– Наш корпус планировалось построить к Олимпийским играм в Москве. Однако Центральный союз по туризму и экскурсиям, куратор всех гостиниц в СССР, постановил расширить проект до размеров Олимпийской деревни. Так появились другие здания и целый комплекс «Измайлово». Кстати, он попал в книгу рекордов Гиннесса как самый большой гостиничный комплекс, аналогов которому в мире на тот момент не было – 5 тысяч номеров на 10 тысяч человек. В начале перестройки четыре корпуса стали акционерными обществами. Мы же по-прежнему на 100% профсоюзная собственность.

А когда в советское время было принято решение покинуть «Измайлово» и образовать самостоятельное юридическое лицо, мешало, как ни странно, не руководство, а… банк, отказавшийся открывать расчетный счет на название «А». После долгих препирательств назвали гостиницы «Альфа», «Бета», «Вега», «Гамма», «Дельта». Без изменений оставили лишь корпус Е – концертный зал.

 

– У каждого гостиничного объекта с богатой историей есть важные вехи в развитии. Какие вспоминаются?

– Конечно, с ностальгией думаешь о советском времени. Стабильное законодательство, размеренная жизнь. Когда я только пришел, сначала на должность директора ресторанной службы, загрузка отеля была 105-107% ежедневно. На смену уезжающим ломились новые жильцы с чемоданами, врываясь в наполовину убранные номера. Тогда, помнится, проживание с трехразовым питанием стоило 5 рублей за номер в сутки.

Потом началась перестройка, вынудившая вдвое сократить штат. Поначалу это было несложно, в больших коллективах всегда есть стружка, которую легко снять. От нерадивых работников избавляешься с облегчением. Но позже пришлось резать по живому, увольнять хороших сотрудников. А ведь многие из них работали в «Альфе» с первого заложенного в строительство камушка…

Запомнился дефолт 1998 года и непростой период после него. Мы упорно сопротивлялись переделке номеров под офисы, зная, что рынок рано или поздно восстановится. Многие отельеры начали выбрасывать мебель, ломать стены, превращать здания в рабочие помещения, чтобы иметь возможность их содержать. Но мы всегда помнили: откупить назад номера, отремонтировать их, приобрести новые шкафы и кровати несложно. А вот хорошую команду на улице не найдешь. И оказались правы.

Следующая веха – капитальный ремонт гостиницы. Начали с номеров. Пусть общие зоны не впечатляют, но если на входе каждого посетителя встречает сотрудник в форменной одежде, улыбается и тепло приветствует – на холлы и коридоры клиент не обратит внимания. Но если не понравится комната, кровать будет неудобной, сантехника ржавой, а занавески старыми, гость больше не вернется. Со временем взялись за замену лифтов, реновацию лобби, и к сегодняшнему дню «Альфа» обрела полностью новый облик.

 

– На примере «Альфы» можно проследить становление российского гостиничного бизнеса в целом. Что для вас было самым трудным?

– Увольнять. Я люблю людей, и массовые сокращения в перестроечный период были очень травматичны во всех смыслах. Мы даже толком не успевали рассчитываться с людьми из-за инфляции: выплачиваешь сотню, а назавтра ее стоимость равна рублю. Да и не в деньгах дело. Помню, как в профкоме при сокращении сотрудника рыдали обе стороны – и представители профсоюза, и работница. Вот это больно: прощаться с прекрасными людьми, которых не можешь себе позволить держать в штате, чтобы за их счет оставить других… Наверное, самый тяжелый момент в моей жизни.

 

– Сейчас гостиница преуспевает. В чем секрет?

– Главное в работе любого отеля – профессионализм и доброжелательность. Если эти качества есть у каждого сотрудника, вплоть до горничной и официанта, то успех обеспечен. Еще важно то, что мы очень многое делаем сами. Свой кондитерский цех, своя типография. Гостиница одной из первых в Москве обзавелась собственной прачечной. Очень давно работает ателье. Все покрывала, занавеси, постельное белье и большую часть униформы шьем сами. Истинное достояние – хозяйственники-профессионалы, великолепные инженеры, десятки лет отслужившие в комплексе и знающие все колесики этого механизма, как свои пять пальцев. Программное обеспечение, разработанное нашим отделом АСУ, сегодня используют и другие гостиницы, в том числе зарубежные.

В общем, у нас много того, чего нет больше нигде. Например, администраторы на каждом этаже, которые всегда готовы прийти на помощь гостю. Опять же, на всех этажах небольшие сауны, полностью окупившиеся уже через семь месяцев после установки. И все потому, что мы руководствуемся принципом: нерешаемых вопросов в комплексе нет. Какая бы проблема ни возникла у клиента – ее надо уладить. Не было службы консьержей – сейчас ее организовали. Долгие годы работали без беллмена, встречающего гостей, – появился. Не предлагали услугу чистки обуви – создали… Мы работаем над имиджем максимально комфортного и удобного отеля.

 

– Но не ограничиваетесь этим, замахнулись на большее?

– Да, после реконструкции нас часто спрашивают: почему всего три звезды? И мы замахнулись на четыре звезды. Готовились к этому долгое время, объем работ, конечно, гигантский. Любое нововведение с учетом большого номерного фонда превращается в целую эпопею. Например, для повышения звездности нужны телефонные трубки в ванных комнатах. Просто купить тысячу дополнительных трубок – не решение вопроса, это еще и проводка слаботочной коммуникации, укладка проводов, штробление, работа электриков…

Или, например, вместо двух полотенец на постояльца нужно три. Закупить недостающие – мало, их нужно стирать, гладить. Своя прачечная работает идеально, но с возросшим объемом просто не справится. Значит, придется искать компанию, которой можно будет без опаски отдавать белье. И так далее. Сложнее всего, пожалуй, полностью кондиционировать гостиничный комплекс. Это колоссальное вложение средств, зато и комфорт совершенно другого уровня.

 

– У вас много собственных наработок, технических и организационных. Поэтому не рветесь под крыло международного оператора?

– Честно говоря, думаем об этом. Хотелось бы отметить, что по финансовым показателям «Альфа» достигла устойчивых результатов. Также у нас высок процент постоянных клиентов -корпорантов и индивидуальных гостей. Неудивительно, что иностранные бренды нами интересуются. Уже прошли переговоры с IHG, Hyatt, WindhamHotelGroup, рассматриваем и другие предложения. Более того, нам предложена возможность, учитывая успех «Альфы», развивать собственный бренд на территории России и даже Европы, то есть создать сеть отелей с таким названием.

Да, вступление в сеть зачастую оправдано. Например, слава «Best Western Измайлово» за неполный год уже прогремела. Но при этом отель несколько утратил свою значимость как «Веги», а нам бы не хотелось терять свое лицо. Хотя я очень благодарен Валерию Максимову за то, что он так «держит» свою «Вегу». Не отстают и другие сегменты холдинга. Алексей Павлович Воробьев вернулся возглавлять «Гамма-Дельта» и наверняка быстро превратит ее в феноменально успешный комплекс. Так что можно смело прогнозировать, что через несколько лет «Измайлово» расцветет. По крайней мере, я в этом не сомневаюсь.

 

– Чувствуете ли конкуренцию?

– Сейчас да. И это самое вкусное ощущение. Знаете, как на самом деле легко работать, когда такие профессионалы под боком? Если работаешь на правах равного среди сильных, рутина понемногу затягивает. Но как только буквально в ста метрах оказывается Best Western, выросший из «младшего брата», это стимулирует. Последнее время куда ни придешь, постоянно слышишь: «Альфа? Да что «Альфа», вон «Вега» – это да!» И понимаешь, что если не добиваться постоянных улучшений, не внедрять новые и успешные проекты – бизнес заглохнет. Еще важнее то, что конкуренция эта грамотная. Недавний пример: группа отказалась от брони в «Альфе» – ушла в «Вегу». Почему? Говорят, стоимость ниже. Спрашиваю Валерия Максимова: почему у тебя цены другие? Отвечает: не в цене дело, клиентов устроила конфигурация конференц-зала «Веги» и количество мест, которые «Альфа» сегодня предложить не может. А ведь вполне мог ответить, мол, не твое дело, по какой цене хочу – по такой и продаю. Так что нынешняя конкуренция, особенно внутри комплекса «Измайлово», не жлобская, а сугубо профессиональная. Этакий оселок, который постоянно тебя затачивает, затачивает… И это здорово.

 

Кристина Голубева, RATA-news H&R

Обсудить в telegram

вам может быть интересно