РАТА-новости
Карлсон 15.05-15.06
 
ТурТрансВояж 24.06.2019
 
Мостурфлот с 18.07
 
 
 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Ванд Китай
 
 
 
 
Grecotel май
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Июль
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930311234
 
музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября 
 
 
Главная№3402Ждать ли сюрпризов от потребительского спроса

Ждать ли сюрпризов от потребительского спроса


В сентябре-октябре 2013 года руководство России дало четко понять своим гражданам, что ждать улучшения экономической ситуации им в ближайшее время не стоит. Но вряд ли это стало новостью для большинства россиян: нынешнее положение в экономике уже отразилось на их потребительском поведении. По данным Росстата, индекс потребительской уверенности в России в III квартале 2013 года снизился до минус 7% (против минус 6% во II квартале). Больше всего «потеряли» люди в возрасте 50 лет и старше. Меньше всего, как и следует ожидать, – молодежь 16-29 лет. Предел роста потребительского спроса констатировала на днях также глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Между тем, независимые институты, в частности, служба социологических исследований «Левада-Центр» фиксировала ухудшение ситуации задолго до этих официальных заявлений.

 

По словам руководителя отдела изучения уровня жизни «Левада-Центр» Марины Красильниковой, потребительские настроения так и не восстановились после кризиса 2008 года – в отличие от 1998 года, когда уверенный рост оптимизма начался почти сразу и уже к началу 2000 года превысил докризисный уровень индекса потребительских настроений (ИПН). А после 2008 года и без того вялый рост настроений практически затормозился уже в 2010 году. «О том, что люди не видят положительных перспектив, мы говорим уже с 2010 года. Страна все глубже погружается в стагнацию», – пояснила она RATA-news. Последний, сентябрьский опрос подтвердил грустную тенденцию. Незначительный рост ИПН в сентябре по сравнению с августом лишь компенсировал снижение индекса на протяжении всех летних месяцев.

 

Между тем потребительские настроения, измеренные показателем ИПН, несмотря на свою субъективную природу, обладают весьма объективным эффектом. Этот эффект, по словам Марины Красильниковой, выражается в объемах розничного товарооборота, то есть в совокупных расходах населения на товары и услуги (в том числе туристические). Расчеты показывают, что рост ИПН на 1% приводит к увеличению розничного товарооборота страны на 0,3% при неизменном уровне доходов населения. Соответственно падение индекса, отражающее ухудшение настроений, приводит к ускоренному сокращению потребительских расходов. «Динамика ИПН обладает еще одним замечательным свойством – она заранее показывает, предупреждает об ухудшении макроэкономической ситуации. Например, неуклонное снижение ИПН наблюдалось за полгода до кризиса 1998 и 2008 годов», – заметила собеседница RATA-news.

 

Эта информация очень важна для любого бизнеса, тем более с такими высокими рисками, как туризм. По словам главы московского Комитета по туризму и гостиничному хозяйству и президента РСТ Сергея Шпилько, особенность момента в том, что на экономическую неопределенность в турбизнесе сейчас накладывается фундаментальная перестройка рынка, связанная с индивидуализацией путешествий, уходом клиентов в интернет. «Ошибка большинства туркомпаний в том, что они считают спрос на путешествия неизменным, и достаточно его просто поделить, распределить, «оторваться» от конкурентов, чтобы удержаться на рынке. А на самом деле спрос уже не тот, что несколько лет назад», – полагает г-н Шпилько. Туристические компании живут в краткосрочной перспективе, ориентируясь не столько на макрореалии, сколько на коллег-конкурентов. Сергей Шпилько уверен, что если бы анализу внешней конъюнктуры уделялось больше времени, не случилось бы краха «Капитал тура», «Ланты-тур вояж» и многих других операторов.

 

Аналогично ведут себя инвесторы в гостиничной отрасли, считает заместитель председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Георгий Мохов: «Часто они не интересуются ситуацией ни на потребительском, ни на гостиничном или туристическом рынке. Им просто хочется в каком-то конкретном месте построить свою гостиницу. Это не может не удивлять». Генеральный директор управляющей компании «Сеть магазин горящих путевок» Сергей Агафонов согласен, что большинство турагентств живет сегодняшним днем. «Однако на уровне управляющей компании, несомненно, идет всеобъемлющий анализ, оцениваются угрозы рынка. Мы, например, учитывая ситуацию, провели диверсификацию, расширили спектр предлагаемых туристам услуг», – сказал он RATA-news.

 

Наблюдения за потребительскими настроениями, их регулярные измерения в совокупности со многими другими экономическими и социальными показателями дают основу для предвидения возможных перемен. Расходы на туризм и отдых относятся к категории так называемых высокоэластичных товаров, куда также входят, например, автомобили. Как пояснила Марина Красильникова, высокий уровень эластичности означает, что при изменении доходов населения потребительские расходы на такие товары и услуги будут меняться быстрее, чем, например, на питание. Сейчас, на протяжении долгого времени, потребительские настроения меняются мало, доходы тоже увеличиваются незначительно. «Поэтому нет оснований ожидать ускоренного роста объемов продаж, в том числе и на туристическом рынке. Однако такое положение трудно назвать стабильностью. Ведь затишье перед бурей никто не называет покоем. Но, с другой стороны, всегда есть вероятность, что гроза пройдет стороной», – резюмировала собеседница.

 

Туризм и отдых, как полагает специалист «Левады-Центра», ждут не самые худшие с точки зрения спроса времена: «В нашей стране чаще, чем в так называемых развитых странах, на которые многим хочется равняться, люди едут отдыхать и путешествовать еще и затем, чтобы доказать свой высокий социальный статус».

 

Если говорить о социальной природе потребления, то отдых остается вторым после домашней электроники важнейшим приоритетом массового российского потребителя. Как показали результаты исследования, проведенного «Левада-Центром» для ЦМИ Сбербанка РФ, сейчас три четверти взрослых городских жителей рассматривают регулярные поездки на отдых как признак богатства, лишь каждый пятый считает такие траты для себя привычными. Между тем, в своем потребительском поведении человек обычно ориентируется на уровень, хотя бы на ступеньку превышающий его собственный. Не следует забывать, что доля выезжающих на отдых за рубеж, остается в России небольшой – примерно 7% населения, из них 4% путешествуют часто или постоянно, остальные – не чаще 1 раза в пять лет.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал риксос 21.05
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«Туристу надо предлагать то, что он не сможет организовать самостоятельно»
Дмитрий ФОМИНЦЕВ
«ТурТрансВояж»
генеральный директор
Дама приехала на этот праздник с нашей группой, а на следующий год мы встретили ее там уже в качестве жены винодела – она принимала наших туристов вместе с ним! Еще одна туристка встретила свою любовь – итальянца – в Венеции, где группа провела всего 9 часов.
«Выиграет тот, у кого хорошие цены, сервис, скорость и технологии»
Светлана ДРОЗДОВА
«Русский Экспресс»
директор департамента FIT
«Рынку именно в секторе индивидуального туризма не хватало доступных технологий, позволяющих работать оперативно. "Русский Экспресс" их предложил: агентам стало удобнее. Они доверяют нам своих драгоценных вип-клиентов»
«У нас отличная команда – многие работают больше 10 лет, а некоторые с открытия гостиницы»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Azimut Hotel Olympic
генеральный директор
Скорее всего, это результат стабильного спроса на поездки в Москву со стороны россиян. И у нас много возвратных гостей. В прошлом году сеть Azimut обновила программу лояльности, и это принесло плоды. Хотя, люди, конечно, едут к нам не из-за бонусных баллов, а ради высокого уровня сервиса
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей
«То, что мы придумали для продажи экскурсий в Серпухове, может пригодиться любому малому городу»
Юрия ЯЩУК
Золотые купола
директор
Если город предлагает разные сборные экскурсии и их можно выбрать на этапе планирования поездки, это может повлиять на заполняемость отелей, ресторанов, продажу сувениров и т.п. Такой подход способен превзойти эффект событийного туризма
«Устраивая массовую раздачу сувениров, экспоненты сами привлекают на стенды нецелевую аудиторию»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставка – затратная вещь, так поставьте на эти три дня профессионалов, которые могут нормально отвечать на вопросы, давать нужную информацию. Только в этом случае есть вероятность, что посетители станут вашими партнерами
«Мы первые, кто предложил российским туристам отпраздновать Новый год в Назарете»
Анастасия СТАРИКОВСКИ
Hotel Ramada Nazareth
директор международных продаж
Назарет – одно из самых святых мест в мире, здесь вырос Иисус Христос. В городе много церквей, например, потрясающе красивый храм Благовещения с уникальной мозаикой, изображающей Мадонну с младенцем. Атмосфера в городе в период новогодних и рождественских праздников особенная
«Посещение отраслевой выставки профессиональными игроками не утратило актуальности»
Артем ЧЕРНЫШОВ
MITT
директор
Выставки отражают состояние рынка в целом. Рубль падает, туристов стало меньше. У нас перегрет рынок, количество агентств, туроператоров явно избыточно. Понятно, что они открывались в жирные времена, но сейчас ситуация изменилась
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100