Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Ждать ли сюрпризов от потребительского спроса

08:50, 21 октября 2013

В сентябре-октябре 2013 года руководство России дало четко понять своим гражданам, что ждать улучшения экономической ситуации им в ближайшее время не стоит. Но вряд ли это стало новостью для большинства россиян: нынешнее положение в экономике уже отразилось на их потребительском поведении. По данным Росстата, индекс потребительской уверенности в России в III квартале 2013 года снизился до минус 7% (против минус 6% во II квартале). Больше всего «потеряли» люди в возрасте 50 лет и старше. Меньше всего, как и следует ожидать, – молодежь 16-29 лет. Предел роста потребительского спроса констатировала на днях также глава Центробанка Эльвира Набиуллина. Между тем, независимые институты, в частности, служба социологических исследований «Левада-Центр» фиксировала ухудшение ситуации задолго до этих официальных заявлений.

По словам руководителя отдела изучения уровня жизни «Левада-Центр» Марины Красильниковой, потребительские настроения так и не восстановились после кризиса 2008 года – в отличие от 1998 года, когда уверенный рост оптимизма начался почти сразу и уже к началу 2000 года превысил докризисный уровень индекса потребительских настроений (ИПН). А после 2008 года и без того вялый рост настроений практически затормозился уже в 2010 году. «О том, что люди не видят положительных перспектив, мы говорим уже с 2010 года. Страна все глубже погружается в стагнацию», – пояснила она RATA-news. Последний, сентябрьский опрос подтвердил грустную тенденцию. Незначительный рост ИПН в сентябре по сравнению с августом лишь компенсировал снижение индекса на протяжении всех летних месяцев.

Между тем потребительские настроения, измеренные показателем ИПН, несмотря на свою субъективную природу, обладают весьма объективным эффектом. Этот эффект, по словам Марины Красильниковой, выражается в объемах розничного товарооборота, то есть в совокупных расходах населения на товары и услуги (в том числе туристические). Расчеты показывают, что рост ИПН на 1% приводит к увеличению розничного товарооборота страны на 0,3% при неизменном уровне доходов населения. Соответственно падение индекса, отражающее ухудшение настроений, приводит к ускоренному сокращению потребительских расходов. «Динамика ИПН обладает еще одним замечательным свойством – она заранее показывает, предупреждает об ухудшении макроэкономической ситуации. Например, неуклонное снижение ИПН наблюдалось за полгода до кризиса 1998 и 2008 годов», – заметила собеседница RATA-news.

Эта информация очень важна для любого бизнеса, тем более с такими высокими рисками, как туризм. По словам главы московского Комитета по туризму и гостиничному хозяйству и президента РСТ Сергея Шпилько, особенность момента в том, что на экономическую неопределенность в турбизнесе сейчас накладывается фундаментальная перестройка рынка, связанная с индивидуализацией путешествий, уходом клиентов в интернет. «Ошибка большинства туркомпаний в том, что они считают спрос на путешествия неизменным, и достаточно его просто поделить, распределить, «оторваться» от конкурентов, чтобы удержаться на рынке. А на самом деле спрос уже не тот, что несколько лет назад», – полагает г-н Шпилько. Туристические компании живут в краткосрочной перспективе, ориентируясь не столько на макрореалии, сколько на коллег-конкурентов. Сергей Шпилько уверен, что если бы анализу внешней конъюнктуры уделялось больше времени, не случилось бы краха «Капитал тура», «Ланты-тур вояж» и многих других операторов.

Аналогично ведут себя инвесторы в гостиничной отрасли, считает заместитель председателя Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Георгий Мохов: «Часто они не интересуются ситуацией ни на потребительском, ни на гостиничном или туристическом рынке. Им просто хочется в каком-то конкретном месте построить свою гостиницу. Это не может не удивлять». Генеральный директор управляющей компании «Сеть магазин горящих путевок» Сергей Агафонов согласен, что большинство турагентств живет сегодняшним днем. «Однако на уровне управляющей компании, несомненно, идет всеобъемлющий анализ, оцениваются угрозы рынка. Мы, например, учитывая ситуацию, провели диверсификацию, расширили спектр предлагаемых туристам услуг», – сказал он RATA-news.

Наблюдения за потребительскими настроениями, их регулярные измерения в совокупности со многими другими экономическими и социальными показателями дают основу для предвидения возможных перемен. Расходы на туризм и отдых относятся к категории так называемых высокоэластичных товаров, куда также входят, например, автомобили. Как пояснила Марина Красильникова, высокий уровень эластичности означает, что при изменении доходов населения потребительские расходы на такие товары и услуги будут меняться быстрее, чем, например, на питание. Сейчас, на протяжении долгого времени, потребительские настроения меняются мало, доходы тоже увеличиваются незначительно. «Поэтому нет оснований ожидать ускоренного роста объемов продаж, в том числе и на туристическом рынке. Однако такое положение трудно назвать стабильностью. Ведь затишье перед бурей никто не называет покоем. Но, с другой стороны, всегда есть вероятность, что гроза пройдет стороной», – резюмировала собеседница.

Туризм и отдых, как полагает специалист «Левады-Центра», ждут не самые худшие с точки зрения спроса времена: «В нашей стране чаще, чем в так называемых развитых странах, на которые многим хочется равняться, люди едут отдыхать и путешествовать еще и затем, чтобы доказать свой высокий социальный статус».

Если говорить о социальной природе потребления, то отдых остается вторым после домашней электроники важнейшим приоритетом массового российского потребителя. Как показали результаты исследования, проведенного «Левада-Центром» для ЦМИ Сбербанка РФ, сейчас три четверти взрослых городских жителей рассматривают регулярные поездки на отдых как признак богатства, лишь каждый пятый считает такие траты для себя привычными. Между тем, в своем потребительском поведении человек обычно ориентируется на уровень, хотя бы на ступеньку превышающий его собственный. Не следует забывать, что доля выезжающих на отдых за рубеж, остается в России небольшой – примерно 7% населения, из них 4% путешествуют часто или постоянно, остальные – не чаще 1 раза в пять лет.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно