Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

РСТ призвал бизнес активнее участвовать в создании объединения туроператоров и компенсационного фонда

09:19, 21 сентября 2012

В соответствии с поправками в отраслевой закон, которые вступили в силу 5 мая 2012 года, в России создается некоммерческое объединение туроператоров, при котором будет сформирован компенсационный фонд. Он позволит в случаях финансовой несостоятельности туроператора возвращать туристов в Россию и оплачивать гостиничные услуги. На сегодня есть протокол об учреждении организации под условным названием «Ростурпомощь». Его учредителями выступил 31 туроператор. До 3 ноября объединение должно быть зарегистрировано, а до 3 мая 2013 года все компании, которые планируют заниматься выездным туризмом, должны вступить в эту организацию. Соответственно туроператорам предстоит в оставшееся время определиться со своим отношением к ассоциации и фонду. Этой злободневной теме и было посвящено расширенное заседание Правления и Регионального совета Российского союза туриндустрии, состоявшееся 19 сентября в рамках выставки «Отдых-2012». В его работе принял участие глава «Ростурпомощи» Эдуард Кузнецов.

 Президент РСТ Сергей Шпилько подробно разъяснил позицию союза по принятым поправкам в закон, которые вносят серьезные изменения в жизнь туроператоров и вызывают в профессиональной среде немало разнотолков. РСТ, напомним, поддерживает идею страхования каждой турпутевки, однако сейчас нет возможности ее реализовать. Есть другой вариант оказания оперативной помощи туристам в сложной ситуации – создание объединения операторов и компенсационного фонда. Этот шаг – спорный, рискованный, но актуальный и необходимый в нынешних условиях нарастания массовых потребительских конфликтов в туризме. «У этого проекта есть несомненный плюс – власти не удалось полностью снять с себя ответственность за туристов в случае форс-мажора и переложить ее на туроператоров. Есть очевидный минус – например, неограниченное членство в ассоциации, что может способствовать недобросовестным действиям отдельных компаний», – сказал Сергей Шпилько.

На сегодня создаваемый фонд и ассоциация – способ защиты не только туристов, но и турбизнеса. Но реально таковыми они смогут стать только в том случае, если работа по разграничению полномочий государства и бизнеса будет доведена до конца. В любом случае, как заметил президент РСТ, туриндустрии стоит с благодарностью отнестись к тем своим коллегам, которые выступили учредителями объединения, ведь это накладывает на них серьезные финансовые и другие обязательства. Г-н Шпилько также отметил высокий уровень профессионального и человеческого доверия туристического сообщества к Эдуарду Кузнецову, который возглавил вновь созданную ассоциацию туроператоров.

Эдуард Кузнецов пояснил, что принял предложение возглавить объединение, хорошо понимая проблемы выездного рынка: «Очевидно, что ситуация накаляется и надо принимать меры. Тем более что банкротство одного туроператора создает проблемы всему рынку: снижается доверие к турбизнесу, падают продажи у всех операторов, страдает репутация отрасли в целом. Уже сейчас мы представляем себе пути выхода из такого кризиса. Не всегда, например, нужен срочный вывоз туристов, иногда дешевле дать им несколько дополнительных дней для отдыха, договориться с отелями. Так поступают в Европе: это снимает напряжение и сохраняет репутацию отрасли. Есть также варианты минимизации фонда и, соответственно, расходов операторов». По словам г-на Кузнецова, уставные документы объединения ушли на регистрацию, к ноябрю процесс ее создания будет завершен.

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин напомнил собранию о том, что для запуска фонда предстоит разработать еще не менее 10 внутренних нормативных актов, и если турбизнес не будет в этом процессе участвовать, он рискует получить некачественные документы. Г-н Барзыкин также напомнил, что годовой взнос компаний в компенсационный фонд составит 0,1% от оборота, но не менее 100 тыс. рублей, годовой взнос на финансирование деятельности объединения операторов – 0,05%. При этом не стоит забывать, что у объединения операторов будет право регрессного требования к страховщикам, которые за счет фингарантий оператора-банкрота должны компенсировать понесенные затраты.

Представителям бизнеса также очевидно, что сроки поджимают, однако у них остается еще много вопросов по поводу вновь создаваемого объединения. «До сих пор непонятно, как объяснить туристам, что их ждет, какие изменения принесли поправки в закон. Неясно, за что отвечает МИД, Ростуризм?» – заметила руководитель Удмуртского отделения РСТ Елена Захидова. Она считает, что РСТ должен четче разъяснить сферы ответственности бизнеса и государства, различных его ведомств в решении потребительских конфликтов. По словам Юрия Барзыкина, объединение операторов оказывает экстренную помощь туристам только в случае «невозможности исполнения, неисполнения или ненадлежащего исполнения туроператором обязательств по договору о реализации турпродукта, включая оплату услуг по размещению и перевозке». Государство – во всех других случаях экстремальных ситуаций, например, революций, стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемий и т.д. Государство признает такое разграничение, однако его стоит более детально прописать в подзаконных актах, заметил Юрий Барзыкин. Эдуард Кузнецов пояснил, что даже в тех ситуациях, как, например, цунами, когда объединение не обязано помогать туристам, в его силах оказать всемерную поддержку властям, предоставив необходимую информацию, списки туристов и т.д.

Региональных туроператоров также волнует вопрос дифференциации взносов в компенсационный фонд, ведь риски тех, кто массово отправляет туристов на чартерах, несопоставимы с теми, кто пользуется регулярными рейсами. Однако пока взносы в фонд едины для всех, взносы же на содержание будут зависеть от объемов и профиля компании. По словам Сергея Шпилько, над этим еще предстоит поработать. «Градация должна быть. Это еще раз доказывает, что без совершенствования подзаконной базы этого закона толку от него не будет», – сказал он.

Директор компании «Олимпия-Райзен-Сибирь» Виктор Данн в связи с этим заметил, что не видит смысла в принятии законов, которые требуют постоянной и мучительной доработки. «Изначально сама постановка вопроса неверна, – пояснил он. – Государство не может решить проблемы отрасли и просто перекладывает ответственность на турбизнес. Средневековье какое-то – складчина, круговая порука! Я не против – давайте сложимся, но ведь этих денег все равно может не хватить. Нам доказывают, что взносы «всего» 0,1% и 0,05%, но эти деньги к нам уже не вернутся. Может быть, РСТ стоит убедить правительство, что туризм – это доходная отрасль, чтобы формировать нормальные законы, например, страховать каждую путевку?», – обратился он к руководству союза. По словам Сергея Шпилько, РСТ сейчас выполняет свою миссию гаранта безопасности на рынке, и его задача – минимизировать негативные последствия уже принятого закона. «У меня лично этот проект также вызывает и правовые, и финансовые вопросы. Если вы спросите, нравится ли мне проект объединения туроператоров, скажу – нет. Нравится ли он мне больше, чем вариант обязательного членства в саморегулируемой организации, который нам активно навязывался, отвечу твердо – да! И если мы не будем консолидированно работать над усовершенствованием уже принятого закона, то получим еще менее перспективный проект», – пояснил Сергей Шпилько.

Генеральный директор волгоградской компании «Круиз» Алексей Растегаев полагает, что вообще не было большой необходимости принимать новый закон. «Фингарантии – вполне рабочий вариант, его было бы достаточно для решения проблем с туристами, если бы страховые компании не тянули время, а подключались к их решению оперативно, заинтересованно. То же самое может произойти и с «Ростурпомощью». Прописаны ли сейчас конкретные сроки, в которые надо принимать решения и действовать?», – поинтересовался он. Эдуард Кузнецов заверил: «Сроки есть. Все решения должны приниматься в течение 24 часов».

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно