Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Россияне наконец-то осознали глубину нынешнего кризиса

03:16, 21 января 2016

Индекс потребительской уверенности по итогам IV квартала 2015 года опустился до минус 26%. По данным Росстата, для последнего квартала это худшее значение с 2000 года. За последние 16 лет пессимизм был выше только в кризисный 2009 год, а также в начале 2015-го, после девальвационного шока. Однако в прошлом году, уже к весне, настроение населения быстро выправилось – люди решили, что все худшее позади.

Панику декабря 2014 – января 2015 годов сменила эйфория от того, что катастрофы не произошло, плюс сказались принятые правительством меры – отсутствие задержек в выплате зарплат в госсекторе, массовых увольнений. Опросы это фиксировали: по данным ВЦИОМ, с конца 2014 года количество респондентов, ощущавших лично на себе негативное влияние кризиса, с каждым месяцем росло, но одновременно снижалось число тех, кто готов был признать кризис. Эйфория достигла пика в мае 2015 года, после чего началось «отрезвление».

Как сказал «Ведомостям» директор Центра конъюнктурных исследований ВШЭ Георгий Остапкович, вялотекущее снижение индекса началось еще в конце 2012 г., после того как экономика стала резко снижать темпы роста. Об этом же RATA-news два года назад говорила руководитель отдела изучения потребления и уровня жизни «Левада-Центра» Марина Красильникова. По ее мнению, потребительские настроения в России вообще не восстановились после кризиса 2008 года – в отличие от 1998 года, когда уверенный рост оптимизма начался почти сразу и уже к началу 2000 года превысил докризисный уровень индекса потребительских настроений (ИПН). А после 2008 года и без того слабый рост настроений практически затормозился уже в 2010 году, страна начала все глубже погружаться в стагнацию.

Оценка населением своих материальных перспектив на ближайший год за минувшие 16 лет была хуже текущей лишь дважды: в начале 2009 г., на пике кризиса, и в начале 2015 г., на фоне валютной паники. На отрезвление повлиял в том числе рост расходов при спаде доходов: платные парковки, налог на недвижимость по кадастровой стоимости, сбор за капремонт – если власти еще говорят о моратории на рост налогов на бизнес, то ограничивать платежи домохозяйств не планируется. С каждым из четырех кризисов в постсоветский период удавалось разобраться в течение года – такие же надежды были и в начале текущего кризиса. Но в конце 2015 – начале 2016 стало ясно, что спад доходов продолжится.

Согласно исследованию «Левада-Центра», в декабре 2015 года об ухудшении своего материального положения заявили 48% россиян, об улучшении – только 5%. При этом 82% отметили, что Россия находится в состоянии экономического кризиса. 62% уверены, что кризис будет затяжным и продлится весь следующий год или дольше. В декабре 44% россиян, которые планировали крупные покупки, решили отложить траты. Для сравнения, в декабре 2011 года так ответили 31% опрошенных. Кроме того, в этом году социологи не отметили даже привычного декабрьского покупательского бума. Марина Красильникова говорит, что в 2015 году россияне все больше экономили на потребительских расходах. Причем, эта экономия поднималась «снизу вверх» – от людей с малым доходом до респондентов с высоким доходом. И сейчас лишних денег стараются не тратить уже все слои населения.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно