Интурмаркет 2020 02.10

«Синяя птица» обещает выплачивать туристам компенсации без привлечения страховой компании

Туроператор «Синяя птица», который на днях объявил о приостановке деятельности, намерен решить проблемы с туристами собственными силами, не прибегая к услугам страховой компании-гаранта. Как рассказал RATA-news генеральный директор компании Сергей Витославский, с сегодняшнего дня они начинают выплату компенсаций своим туристам в зависимости от даты выезда: «Те, кто должен отправиться в ближайшие дни, получат от нас деньги уже сегодня-завтра и с ними поедут в Белоруссию. У нас достигнуты договоренности почти с 40 средствами размещения, они примут людей. Это санатории и дома отдыха «Приозерный», «Ченки», «Веста», «Криница», «Ружанский», отель «Турист» в Бобруйске и многие другие».


Компания разместила информацию об этом на своем сайте и обзванивает клиентов. Как убедилась корреспондент RATA-news, офис туроператора работает, телефон отвечает, гендиректор доступен. На вечер понедельника 1 июля оповещено примерно 50-60% от общего числа туристов, так что людей, которые приедут в Белоруссию, не зная о ситуации и с неоплаченными путевками, по утверждению г-на Витославского, быть не должно.


Примерно 20-30% туристов отказались от туров вообще. Часть туристов заново бронирует туры через другие компании, которые клиентам «Синей птицы» предлагают скидки: «Пилигрим» - 10%, «Звездный путь» - до 12%, «КРиСТ» - 5%. Есть места в санаториях Белоруссии и у «Солвекс-трэвэл», и у «Розы ветров», они готовы предложить их пострадавшим туристам. До 95% всего потока в Белоруссию приходится на санатории, люди едут на лечение, им важно получить его вовремя и они готовы заплатить второй раз, рассчитывая на компенсацию от оператора или страховой компании.


Генеральный директор компании «Пилигрим» Игорь Пащук полагает, что самым сложным периодом для «Синей птицы» может оказаться первая половина июля. «Белоруссия в этом году очень хорошо продавалась и, в отличие от Крыма или Краснодарского края, отели здесь загружены на все 100%. Мы сняли брони «Синей птицы» из-за неоплаты, и все эти места были сразу же заняты», - пояснил он. Сергей Витославский согласен, что эти даты для него – самые тяжелые. «Но я бы этот горящий период сократил до 8-9 июля. Пока большинство объектов размещения идет нам навстречу. Надеюсь, нам удастся разместить 100 человек, которые должны выехать в это время. Всего на июль у нас продано примерно 350 путевок», - сказал он. По словам г-на Витославского, через «Пилигрим» «Синяя птица» бронировала примерно 15-20% своего объема, подавляющую часть составляли прямые договоры с белорусскими средствами размещения.


«С «Синей птицей» не работало крупнейшее объединение «Белпрофсоюзкурорт» (в него входят «Криница», «Белорусочка», «Приднепровский», «Нарочь», «Буг», «Летцы», имени В.И. Ленина, «Ченки», «Свислочь», «Нарочанский берег», «Неман-72» и «Лесные озера» - прим. ред.), с остальными были нормальные отношения», - подтвердил RATA-news директор компании «КРиСТ» Валерий Китель. По его словам, «Синяя птица» не раз бронировала туры через них. «В этот раз мы не сотрудничали. Но компания всегда порядочно вела себя на рынке, да и белорусы туристов просто так на улицу не выселят, так что не исключено, что конфликт удастся разрешить мирным путем», - полагает он.


По словам Валерия Кителя, проблемы у «Синей птицы» начались еще прошлой осенью. «Хотя Белоруссия остается одним из наиболее доходных направлений, оно переживает не самое простое время. Белорусские здравницы последние два года выставляют неадекватные цены. По опыту своей компании, скажу, что туры до 1,5 тыс. рублей в день на человека расходятся отлично, дальше идут проблемы с реализацией», - заметил он.


Генеральный директор компании «Звездный путь» Елена Бурцева согласна, что нынче Белоруссия уже «не та». «Прошло то время, когда она была исключительно выигрышна на фоне сильно подорожавших Кавминвод. После дефолта 2011 года все сильно изменилось, и это могло серьезно отразиться на «Синей птице» - монооператоре по Белоруссии. «Синяя птица» одной из первых начала заниматься этим направлением, года за два до нас. Еще у них было что-то по Закарпатью, немного Черногории, но при нынешней рентабельности турбизнеса выжить за счет одного направления невозможно», - полагает г-жа Бурцева.


По словам Сергея Витославского, Белоруссия никогда не была особо прибыльной: «Но, благодаря своим ценам и качеству, она интересна довольно большому количеству россиян, этот поток постоянно рос, и нам удавалось зарабатывать за счет оборота и объема. Однако рост остановился, мы почувствовали серьезный отток туристов - клиенты переориентировались на прямые отношения с санаториями».


«Сейчас на нашем рынке довольно жесткая конкуренция. У «Синей птицы» всегда были большие объемы, значительно больше наших, но в этом году их поток сократился, по моим оценкам, втрое», - сказал Валерий Китель.


Эксперты пока не готовы прогнозировать дальнейшее развитие событий. «Мне трудно понять, как один из ветеранов рынка мог попасть в такую ситуацию. Первые трения в наших отношениях возникли еще в мае 2013 года. «Синяя птица» должна была нам перечислить 1,5 млн. рублей, но время шло, а деньги не поступали. На сегодня долгов перед нами у компании нет, но нет и доверия. Не думаю, что кто-то из туроператоров захочет с ними после всего этого работать без предоплаты. Да и туристы задумаются», - сказал RATA- news руководитель «Пилигрима».


Однако игрокам рынка кажется непонятным само объявление о приостановке деятельности «Синей птицы» и последовавшее затем решение выплатить деньги из собственных средств. Если деньги так быстро нашлись, зачем заявлять о неплатежеспособности, портить имидж? RATA-news Сергей Витославский объяснил так: «Я спрогнозировал, что в этот конкретный момент мне может не хватить оборотных средств, и решил, что будет лучше проинформировать об этом заранее и Ростуризм, и Турпомощь».


Что в этих словах правда, а что – блеф, будет ясно в ближайшее время.

Светлана Ставцева, RATA-news

Версия для печати