Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Французское консульство сорвало начало майских праздников

08:07, 2 мая 2006

Дважды за последние дни – 28 и 29 апреля - представители российского турбизнеса пикетировали французское консульство в связи с невыдачей виз туристам. Французы не впервые ставят наших предпринимателей в такую экстремальную ситуацию, но на этот раз она была усугублена весьма недипломатичной позицией консула Франции мадам Новак, которая в ответ на слова президента РСТ Сергея Шпилько об огромных убытках турбизнеса сказала, что эти проблемы ее не волнуют. Однако российские фирмы не сочли возможным промолчать в такой ситуации. Сама по себе акция у ворот посольства беспрецедентна: турфирмы впервые вышли на улицу, чтобы попытаться отстоять свои права и защитить интересы своих клиентов. Во всяком случае, поднять соответствующую «волну» в СМИ и создать определенное общественное мнение по отношению к посольству Франции турбизнесу удалось.

Между тем по вине французского консульства положение во многих российских фирмах сложилось действительно драматическое. По состоянию на субботу, например, в компании «Туртранс вояж» «зависли» четыре автобусных группы, которые должны были 29 апреля отправиться в Европу. «Ост-Вест» не смог отправить три группы и один рекламный тур, в DSBW не уехали 41 человек (автобус) плюс 15 индивидуальных туристов, в компании «Анкор» - порядка 90 человек, в «Интерс» - столько же, в компании «Ланта Тур вояж» - 50 человек, в «Орфее» - 40, в компании «Голд Турс» - 70, в «Экспресс Лайне» - 20 и т.д. Всего, по подсчетам туроператоров, во Францию в эти дни не уехало порядка 1,5 тыс. человек. Среди не менее половины – жители регионов, многие из которые успели прибыть в Москву. Их приходилось расселять в московских гостиницах или буквально снимать с поездов или самолетов, следующих в столицу.

Признавая за сотрудниками французского консульства право на забастовку, российские турфирмы требуют соблюдения и своих интересов, и главное, прав своих клиентов. Начнем с того, что консульство оставило паспорта туристов у себя, следовательно, людей нельзя было «перебросить» на другие, безвизовые направления. Кроме того, даже если 2 мая туристы получат визу, она будет неактуальной, ведь во французском консульстве с некоторых пор визу дают на очень жесткий срок – «от» и «до». Если туристы не получили визу 30 апреля, то сейчас они получат ее заведомо просроченной. Все турфирмы получили квитанцию об оплате визового сбора, на которой стоит дата выдачи паспортов, однако консульство не выполнило своих обязательств. Более того, оно сознательно дезинформировало туристов, официально заявив информационным российским агентствам, что все, кто сдал документы вовремя, визу получили. Из этого следовал простой вывод, что без виз якобы остались самые нерадивые. Это внесло дополнительную нервозность во взаимоотношения операторов, турагентств и клиентов.

Однако оскорбительнее всего оказалось открытое нежелание консульской службы разрешать возникший конфликт и, как следствие, полная непредсказуемость ситуации. По словам президента компании «Туртранс вояж» Дмитрия Фоминцева, его фирме не удалось отправить 160 человек, это – огромные убытки, если учесть, что тур в среднем стоит порядка 700 евро. «При этом с нами никто из французского посольства не хочет даже разговаривать, мы находимся в полном неведении относительно дальнейшего развития ситуации и просто не знаем, что предпринять». На неуважительное отношение со стороны консульских работников жаловались многие. А 20 туристов (студенты и преподаватели Московского авиационного института) компании «Голд Турс» получили формальное подтверждение этой грубости: их паспорта вернули с жирной печатью «Отказано в визе во Францию». Как сказал директор этой фирмы Ольга Крылова, за много лет работы с этой страной она не припомнит такого случая.

Что будут делать компании с туристами, которые не уехали во Францию? В принципе, повторим, такая ситуация для российского рынка, к сожалению, не новость, и опыт разрешения подобных конфликтов с клиентами у руководителей турфирм есть. Хотя по законодательству они не несут ответственности за проблемы, вызванные консульством, большинство из них возьмут убытки на себя и в той или иной форме возместят туристам несостоявшийся отдых. Большинство руководителей турфирм договорились с клиентами о переносе поездки на другие сроки или на замену страны. Не сразу, но обязательно будут и иски, считает президент компании «Ланта-тур вояж» Людмила Пучкова. В данном случае, подчеркивает генеральный директор юридического агентства «Персона Грата» Георгий Мохов, исход дела во многом будет зависеть от того, указана ли виза среди перечня оказываемых компанией услуг в договоре. Если да, то суды почти в 100% случаев относят такие конфликтные ситуации к рискам самой турфирмы. Если нет, как это бывает в договорах операторов, то размер компенсационных выплат туристу определяется исходя из реально понесенных расходов.

Дальнейшее развитие ситуации на французском направлении будет зависеть оттого, как поведет себя консульство во вторник: будет ли оно наверстывать упущенное, оформляя документы и за прошедшие дни и на ближайшие даты, или проведет очередной формальный рабочий день, который только усугубит проблему. На 2 и 3 мая есть вылеты групп туристов и старты автобусных программ. Если не удастся отправить этих туристов, праздники будут сорваны окончательно.

Российский союз туриндустрии направил письма в адрес министров иностранных дел России и Франции с просьбой помочь в решении конфликта. 2 мая турфирмы вновь выйдут к французскому посольству. Они планируют встретиться с консулом и предложить ей свой вариант решения проблемы.

Обсудить в telegram

вам может быть интересно