Интурмаркет 2020 02.10

«Федеральная пассажирская компания» сделала важный шаг навстречу турбизнесу

«Федеральная пассажирская компания» (АО «ФПК») заключила прямые договора с двумя немецкими туроператорами. И оба в рамках этого сотрудничества уже отправили поезда из Москвы по Транссибирской магистрали: Lernidee Erlebnisreisen GmbH набрал 21 вагон, а Eurasia Trains & Tours – 12 вагонов. Эту информацию RATA-news подтвердили руководители компаний Нурлан Мукаш и Хельмут Мохель.

Оба туроператора давно работают с российским рынком, но прежде заказывали железнодорожные составы для своих групп через посредника – «РЖД Тур». О сложностях работы с этой компанией RATA-news рассказывала неоднократно – в основном, с позиции российских туроператоров. Как оказалось, немало проблем возникало и у зарубежных партнеров. Новость о том, что «ФПК» пошла на прямое сотрудничество, пусть пока с немецкими компаниями, российские операторы восприняли с надеждой, они готовы реализовать многие отложенные планы по развитию железнодорожного туризма.

Очевидно, что заключение прямых договоров стало возможно с приходом в 2016 году нового руководителя АО «ФПК». Петр Иванов долгое время возглавлял ГУП «Мосгортранс», а затем был заместителем председателя правительства Московской области, курировал вопросы транспорта и дорожного строительства. Руководство ОАО «РЖД», дочерней структурой которой является «ФПК», поставило перед г-ном Ивановым задачу развития перевозок, улучшения их качества, создания комфортных условий для путешественников. А для этого требуется, в том числе, грамотное взаимодействие с партнерами, в частности, из турбизнеса.

Туроператоры уверены: если бы «ФПК» напрямую принимала от них заявки на вагоны и поезда, то решила бы сразу несколько задач. И прежде всего – значительно повысила бы свою доходность: в отсутствие дорогостоящего посредника в лице «РЖД Тур» туристические компании активнее потянулись бы к ФПК бы со своими заказами.

Теперь российские туроператоры надеются, что и они смогут заказывать поезда напрямую у «ФПК» по рыночным ценам. Как сказала RATA-news глава рабочей группы по железнодорожным пассажирским перевозкам Совета регионов РСТ, руководитель проекта «Ретропоезд» Сусанна Старцева, «РЖД» предоставляет не только перевозку, но и много различных сервисов. Опытный туроператор может включить в свой продукт все эти опции и создать более комфортную среду путешествия. «Когда «РЖД» в лице «ФПК» взаимодействовало с турсообществом через единственную уполномоченную структуру, использовать все возможности было сложно: уровень создаваемого продукта нередко определялся набором желаний и знаний этой самой структуры, а ее компетенция оставляла желать лучшего. Это отражалось и на стоимости поездки, то есть на ее доступности для потребителя», – пояснила г-жа Старцева.

Идей у организаторов железнодорожных туров много. «Мы бы вернулись ко всем нашим ранее существовавшим проектам, которые разрабатывали в формате интерактивных путешествий. Особенно хочется отметить маршрут туристического поезда по Золотому кольцу из Самары. Его логистику мы до мелочей продумывали самостоятельно. Вернули бы программу Самара – Арзамас – Нижний Новгород – Арзамас – Самара. Когда мы ее организовали в 2012 и в 2013 году, железнодорожный вокзал Арзамаса впервые увидел сразу столько туристов», – рассказала RATA-news генеральный директор самарской компании «Профцентр» Елена Мартыненко.

Сусанна Старцева надеется, что в новых условиях удастся возродить паровозные туры выходного дня из цикла «Железнодорожный вальс»: Бологое – Осташков – Торжок; Муром –Дивеево – Козельск – Оптина Пустынь; Тула – Рязань. «Хотелось бы также привлечь и РЖД, и турсообщество к реализации новых проектов «Классные вагоны», «Умная Россия». С этими предложениями мы уже обратились в «ФПК». Возможно, удастся реализовать мечту – запустить именно ретропоезд, как это делают во многих европейских странах», – сказала собеседница.

По словам директора екатеринбургского «Детского бюро путешествий» Натальи Ларионовой, возможность прямых договоров с «ФПК» позволит удешевить детские поездки. «Мы ежегодно ставим по три поезда из 18 вагонов Екатеринбург – Великий Устюг. Новые условия позволят снизить цены, а значит желающих отправиться в такие туры станет больше. Возродили бы поезда в Тобольск, по Уралу – «Урал Великий». Мы уже сейчас взялись бы за постановку зимних поездов в наш «Парк сказов» в Екатеринбурге», – рассказала она RATA-news.

Отвечая на вопрос RATA-news о перспективах заключения прямых договоров с российскими туроператорами, в «Федеральной пассажирской компании» пояснили: «Мы открыты для любого сотрудничества. Примером может служить реализуемый в этом году на базе Куйбышевского филиала совместный проект АО «ФПК» и региональных туроператоров – «Вагон знаний». В дневных поездах между городами Самара, Пенза, Уфа и Саратов по доступным ценам с экскурсионно-познавательными целями перевезено уже более 4 тысяч детей».

Директор ТИЦ Самарской области Ольга Шандуренко подтвердила RATA-news, что местный филиал «ФПК» активно взаимодействует с турбизнесом и даже стал двигателем многих туристических проектов на территории Поволжского региона. «Сейчас мы обсуждаем развитие этого сотрудничества, в частности, создание специальных маршрутов не только для школьников, но и для пенсионеров, студентов и других категорий туристов», – сказала г-жа Шандуренко.

«Если у туроператоров возникает необходимость решения каких-либо вопросов по поводу туристических железнодорожных перевозок, они всегда могут напрямую обратиться в центральный офис АО «ФПК» в Москве для получения консультаций, рекомендаций и организации взаимодействия», – подчеркнули в «Федеральной пассажирской компании».

 

Светлана Ставцева, Ирина Тюрина, RATA-news

Версия для печати