Калуга

Центробанк разочарован результатами страхования ответственности туроператоров

Центробанк разочарован результатами применения в России вмененных видов страхования, к которым относится страхование ответственности туроператоров. Об этом сообщил заместитель председателя Банка России Владимир Чистюхин, выступая на конференции по страхованию в среду. По его словам, невозможно заставить страховщиков страховать непрозрачный бизнес, риски которого они не могут оценить.

С точки зрения г-на Чистюхина более эффективной может оказаться модель добровольного страхования ответственности при обязательном раскрытии информации для потребителей. Тогда люди смогут сами выбирать партнеров, ответственность которых застрахована и с которыми они захотят иметь дело.

В числе стратегических задач страхового надзора Владимир Чистюхин видит «поддержание финансовой устойчивости в сегменте и сохранение рыночной дисциплины». По его словам, количество страховых компаний за 9 месяцев текущего года сократилось на 15%.

По мнению пресс-секретаря Российского союза туриндустрии, систему страхования гражданской ответственности туроператоров по договору о реализации турпродукта надо менять кардинально. То, что она не работает, весь туристический рынок убедился в 2014 году, когда переживал череду банкротств. Буквально единицы из ушедших компаний смогли выплатить туристам полную компенсацию за несостоявшиеся туры, большинству просто не хватило страховых денег. Причем не только тем, кто при оформлении фингарантий кто всеми правдами и неправдами постарался минимизировать эту их объем, но и тем, у кого эта сумма казалась весьма приличной. Например, «Нева» была застрахована на 454 млн. 200 тыс. рублей, но ее клиенты получили максимум по 15% от стоимости тура, да и то далеко не все. Клиенты «Лабиринта» получали в качестве компенсации символические 2-2,5 тыс. рублей. То есть механизм фингарантий вообще не работает.

Известные страховые компании, отдавшие летом 2014 сотни миллионов рублей, теперь просто отказываются страховать ответственность турфирм. Во-первых, этот сегмент бизнеса оказался для них крайне убыточным. Во-вторых, даже крупные страховщики не готовы взять на себя туроператорские риски, тем более что не могут перестраховать такие суммы. Проблема рикошетом затронула даже небольшие туристические компании. которые не ставят чартеров и работают на сравнительно небольших финансовых оборотах.

А без фингарантий сведения о турфирме не вносятся в единый федеральный реестр, то есть она не имеет права заниматься операторской деятельностью. Получается замкнутый круг. В результате операторы готовы оформить фингарантии в любой страховой компании, которая соглашается. Доходит до того, что, например, туроператор из Калининграда подписывает договор со страховой компанией их Челябинска, лишь бы соблюсти формальность и попасть в реестр. Понятно, что надежность такого договора сомнительна. Систему надо менять кардинально.

РСТ давно предлагает страхование каждого тура – по аналогии с медицинской страховкой, которую получает каждый выезжающий за рубеж. То есть такое страхование «жизни и здоровья» каждого тура. Однако страховщики на это не идут, у них свои резоны.

Варианты решения проблемы предлагали и сами туроператоры. Директор по международному туризму компании «Де Визу» Алексей Лебедь путем простого арифметического расчета вычислил, сколько должна стоить страховка туриста, чтобы полностью защитить его от всех возможных невзгод, включая банкротство турфирмы.

Но на законодательном уровне это даже не обсуждается. Не предусматривает изменение системы фингарантий и подготовленный ко второму чтению проект отраслевого закона, предусматривающий повышение ответственности турбизнеса по реализации турпродукта.

Версия для печати