Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Рыцарский замок в марийской глубинке

00:13, 19 октября 2012

«Ещё издалека виднеется высокий терем или замок, обнесённый толстой каменной стеной и своим видом переносящий наше воображение в мрачные эпохи варварских рыцарских времён. Крестьянство смеётся над тем, что замок никогда не кончится своей постройкой...». Можно подумать, что написано это о какой-нибудь средневековой французской или испанской твердыне. Между тем, дело происходит в конце XIX века в Нижегородской губернии, и пишет корреспондент местных «Ведомостей» о замке, который возводился Василием Петровичем Шереметевым прямо на берегу Волги, в старинном, некогда принадлежавшем Макарьеву Желтоводскому монастырю селе Юрино. Сегодня село находится на территории Республики Марий Эл. От её столицы Йошкар-Олы до Юрина около 200 километров.

«Богаче Шереметевых не будешь», – говорили когда-то в народе. Вся слава знаменитого рода ассоциируется обычно со старшей, графской ветвью, родоначальником которой был первый русский граф, фельдмаршал Борис Петрович Шереметев. Но у него было ещё два брата, второй по старшинству из которых, Василий, и стал первым в нижегородской, Богородско-Юринской ветви. Внук Василия Петровича, Василий Сергеевич (между прочим, именно ему завещал граф Николай Петрович Шереметев свой московский Странноприимный дом) и купил поместье, в котором ныне высится уникальный по размерам и архитектуре замок. Купил, кстати, и купчая сохранилась, у личности уникальной: Ольги Александровны Жеребцовой, в девичестве Зубовой, сестры последнего екатерининского фаворита, активно участвовавшей в заговоре против императора. Поместье унаследовал сын Василия Петровича, Сергей – лихой рубака, отличившийся в Бородинском сражении, отчаянный кутила и очень крутой на расправу барин. Но он в 1866 году умер бездетным, и Юрино перешло к его племяннику Василию Петровичу, женатому на сестре прославленного «белого генерала» Михаила Скобелева. Красавице подобало жить в романтическом дворце, и для неё-то и решил Шереметев возвести на волжском берегу замок, подобного которому сегодня в России не найти.

В строительстве, начавшемся в конце 1860-х годов, участвовали сразу несколько архитекторов – иностранцы Мюллер, Барланд и Корт и русский Малиновский. Строился дворец на протяжении почти полувека и ныне представляет собой весьма обширный по размерам (более ста комнат!) и весьма причудливый по стилистике комплекс. Он включает, как и подобает замку, крепостные стены, башню-донжон (фото), церковь в столь же «рыцарском» стиле, переходы, галереи, служебные пристройки и, разумеется, великолепный, но сегодня несколько запущенный парк. Между прочим, вспомним записки нижегородского корреспондента, ансамбль до сих пор не считается оконченным.

Незадолго до первой мировой в Юрино, к его последнему владельцу Петру Васильевичу Шереметеву приехал его шестиюродный брат, граф Сергей Дмитриевич Шереметев, хозяин Кускова, Останкина и Остафьева. Со вкусом изданные записки Сергея Шереметева об этом путешествии сегодня можно приобрести в Юрино. Удивительное дело, замку тогда не исполнилось и полувека, но он казался, и об этом пишет граф Шереметев, пережившим не одно столетие и не одну историческую бурю. Может быть, причиной тому были многочисленные родовые сокровища, которыми буквально был набит замок? В «Скобелевском зале», например, размещалась богатейшая коллекция оружия разных эпох. «Восточный кабинет» оформленный в азиатско-персидском стиле, украшали уникальные малахитовые колонны и расписные плафоны.

Юринским сокровищам более или менее повезло – в разгар революционных потрясений из Нижнего прибыл специальный пароход, на котором они, в первую очередь великолепная коллекция живописи, отбыли в музей. Не повезло только сгоревшей в начале 1920-х древней деревянной церкви, стоявшей рядом с каменной.

А замке открылся дом отдыха, в своё время принимавший весьма известных персон. Но рекреационных ресурсов шереметевского замка надолго не хватило – деньги на его поддержание и реставрацию уникальных интерьеров если и выделялись, то весьма скупо.

Кое-что, и даже довольно многое, за последние годы сделано. Отреставрирована церковь с могилой последнего владельца, восстановлена парадная винтовая лестница, она же зимний сад, с огромным стеклянным куполом над ней (фото). Принимает туристов, за чисто символическую цену, очень симпатичный и обустроенный музей, в котором особенное внимание привлекает огромная, толстенного стекла бутылка, именуемая «халявой». В тех комнатах, что приведены в порядок, открыты кафе и небольшая гостиница на 50 мест. Цены от щадящих 100 рублей за место в 10-местной комнате без удобств до 1800 рублей за одноместный номер.

Но когда бродишь по давным-дано заброшенным анфиладам, в которых лишь угадывается былая роскошь, сам по себе возникает вопрос: а что дальше? Вопрос актуальный не только в России. Лично мне вспоминались и отреставрированный, но заброшенный (а что делать с такой громадиной в глубинке?) дворец Потоцких в украинском Тульчине, и сказочный по красоте замок с регулярным парком французского короля Франциска I на родине Александра Дюма, в городке Вилле-Котре, он тоже, как стыдливо и туманно в таких случаях говорят специалисты, «законсервирован» (читай – заколочен). Заброшена и большая часть шереметевского замка.

   

Но в той же Франции таких замков – не счесть, а ничего похожего на замок в Юрино в России просто нет. «Широким туристическим массам» он практически неизвестен. Круизные теплоходы, готовящиеся к шлюзованию перед приходом в Чебоксары, обычно проходят Юрино глубокой ночью. А если бы даже и днём... Как у классика: видит око, да зуб неймёт – соответствующего причала в Юрине сегодня нет. Построить его вроде бы не проблема, так как туризмом в Марий Эл в последнее время занялись всерьёз. Все понимают, что постоянный, а не наполовину случайный, как сейчас, турпоток добавил бы средств и на обустройство замка, и на улучшение дороги, ведущей из Йошкар-Олы в сторону Юрина. Тем более что на полпути находится вполне соответствующая критериям начала XXI века база отдыха «Раздолье» – отличный двухдневный экскурсионный маршрут «наклёвывается» сам собой. Да и в график движения круизных теплоходов замок Шереметевых при желании вполне можно было бы «вписать».

Но, как вполголоса рассказывают местные жители, ещё неизвестно, что может статься и с самим замком, и с его парком. В ближайшие годы намечено поднять на несколько метров уровень Чебоксарского водохранилища, а берег, на котором стоит замок, к высоким никак не отнесёшь. От многих специалистов доводилось слышать, что не стоит горячку пороть – вон сколько старинных «дворянских гнёзд» пребывают в состоянии значительно худшем, их просто, в отличие от юринского замка, надо срочно спасать. В чём-то, возможно, они и правы. Но разве для того, чтобы, по пословице, перекреститься, надо обязательно ждать раскатов грома?

 

Юрий Тимофеев, специально для RATA-news

 Фото автора

 
Обсудить в telegram

вам может быть интересно