Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Плох не овербукинг, а отсутствие для него законодательной базы

02:35, 19 сентября 2017

«Справедливая Россия» собирается внести в Госдуму законопроект, который ужесточит наказание авиакомпаний за овербукинг. Об этом сообщил автор законопроекта, первый заместитель председателя комитета по энергетике Игорь Ананских. По его словам, пассажиру, которого не пускают на борт самолета под надуманными предлогами, авиакомпания должна выплатить компенсацию в размере десятикратной стоимости билета. Первый заместитель главы экономического комитета Совета Федерации Сергей Калашников считает такой размер компенсации оправданным и полагает, что парламент поддержит инициативу «эсеров».

Одновременно депутат от Общероссийского народного фронта (ОНФ), член комитета Госдумы по транспорту и строительству Александр Васильев обратился к министру транспорта РФ Максиму Соколову с просьбой предоставить информацию о том, какая работа проводится ведомством по нормативному урегулированию овербукинга. По его словам, в России все чаще фиксируются случаи продажи авиабилетов в количестве, большем, чем посадочных мест в самолете, регулярно сообщается о пострадавших пассажирах, которые не смогли улететь запланированным рейсом, что влечет для них дополнительные временные и финансовые издержки. При этом авиаперевозчики, как правило, не предоставляют таким пассажирам адекватную компенсацию.

Как пишет политик, в нашем законодательстве нет норм, «прямо регулирующих отношения, возникающие в связи с применением в договоре условия об овербукинге, а существующие меры ответственности перевозчика при возникновении подобных ситуаций не являются достаточным сдерживающим фактором для него (как и достаточной компенсацией для пассажира)».

Напомним, законопроект, предусматривающий легализацию в России овербукинга, то есть продажу заведомо большего количества билетов на авиарейс, разрабатывается Минтрансом с лета 2015 года. Однако в нем до сих пор не определены такие основополагающие моменты, как размер компенсаций или количество допустимых для овербукинга билетов.

По словам пресс-секретаря РСТ Тюриной, подготовленный Минтрансом проект не оговаривает права пассажиров: «В нынешнем положении, когда овербукинг формально не узаконен, но и не запрещен, пассажиры порой оказываются бесправными. В расчете на то, что клиент не знает своих прав, авиакомпании нередко пересаживают его на рейс, который удобен перевозчику, а не пассажиру». Однако и закон о легализации овербукинга, по мнению г-жи Тюриной, не решит этой проблемы, поскольку предлагает всем стандартную компенсацию в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

Между тем в мире накоплен большой опыт урегулирования таких ситуаций. Например, по законам ЕС, если у авиаперевозчика есть причина ожидать, что некоторым клиентам будет отказано в посадке на рейс, он должен выявить пассажиров, желающих отказаться от своей брони добровольно – в обмен на дополнительные бонусы. «При этом размер компенсации зависит от дальности полета и может составлять от 250 до 600 евро. Подробно оговариваются и компенсации в случаях различных неудобств пассажира, связанных с отказом в посадке на рейс», – пояснила Ирина Тюрина.

«Наша авиакомпания не использует овербукинг как инструмент управления продажами. Но когда он случается в силу каких-либо производственных причин, мы как европейский перевозчик руководствуемся четко прописанным регламентом. Вся информация представлена на нашем сайте», – подтвердила RATA-news директор по продажам авиакомпании Aegean Airlines в России Татьяна Афанасьева.

Генеральному директору компании Biletix Александру Сизинцеву предложение депутатов о десятикратной компенсации стоимости билета пассажира, пострадавшего в результате овербукинга, не кажется решением проблемы. «Здесь больше популизма, чем толку. Эта инициатива не учитывает специфику работы авиакомпаний. Надо понимать, что овербукинг – не массовое явление в нашей стране, не сознательное пренебрежение перевозчиков интересами пассажира ради собственной выгоды. В большинстве случаев, это вынужденная мера, когда перевозчик, например, по каким-то причинам меняет борт на меньший. В любом случае наказание, предлагаемое депутатами для авиакомпаний, совершенно несоразмерно их “проступку”», – пояснил он.

Если уж депутаты хотят действительно урегулировать ситуацию, надо думать не о штрафах, а о четкой системе поддержки авиапассажиров в данной ситуации, полагает г-н Сизинцев. Возможно, это будет специальный закон и нормы об овербукинге, которые четко распишут права пассажиров, обязанности авиакомпаний, штрафы, компенсации.

Возникновение самой стратегии сверхлимитных продаж связано с маркетинговой политикой, которую проводили авиакомпании США в 1950-е годы, задолго до того, как овербукинг стал одним из главных инструментов управления доходами. Грамотный учет сверхлимитной вместимости на рейсе увеличивает прибыли от продажи билетов на 5-20% в зависимости от точности прогноза пассажирского спроса. В конце 1990-х годов в США были разработаны меры по предоставлению достойных и гибких условий добровольного отказа от бронирования, которые включали значительные денежные компенсации, материальное вознаграждение, полис или ваучер для будущего перелета. Так Alaska Airlines и United Airlines предоставляют ваучеры в размере $300-400 на будущие перелеты пассажирам, добровольно готовым отказаться от бронирований при сверхлимитных продажах. На рейсах этих перевозчиков возросло количество добровольцев, среди которых есть пассажиры с гибким рабочим графиком, студенты или пенсионеры.

Авиаэксперты полагают, что просто копировать чужой опыт нет смысла. России придется вырабатывать свой вариант решения проблемы. Эксперты ОНФ отмечают, что, прежде всего, на законодательном уровне следует закрепить максимально возможное количество билетов для продажи по системе овербукинга, а также случаи полного запрета такой продажи, например, на рейсы с низкой частотностью.

 

Светлана Ставцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно