Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Сергей Зенкин: «Возможная отмена виз – серьезная опасность для развития внутреннего туризма»

07:47, 19 августа 2013

«Роза ветров» 17 августа отметила 25-летие. Компания появилась на свет в далеком 1988 году, когда еще не было никаких турфирм, а были сплошные кооперативы. RATA-news с удовольствием поздравляет с юбилеем одного из старейших членов Российского союза туриндустрии. Почему кандидат философских наук пошел в туризм? Когда было легче заниматься туристическим бизнесом – тогда или теперь? Почему была сделана ставка на внутренний туризм? Почему продажа билетов на спортивные состязания только через интернет – порочная практика? Обо всем этом рассуждает создатель и руководитель «Розы ветров» Сергей Зенкин (фото).

 

– Сергей Николаевич, мне несколько раз попадались книжки, обычно о философии, с вашими предисловиями. Почему кандидат философских наук и сотрудник РАН пошел в туризм?

– Да, в 1988 году я работал старшим научным сотрудником РАН. Два события подтолкнули меня к турбизнесу. По заказу общества «Знание» я написал тогда книжку о перестройке. Речь в ней шла о том, почему, в первую очередь, сама компартия будет против перестройки. В то время это было непонятно – ведь перестройку инициировал первый секретарь ЦК. И, даже несмотря на положительные отзывы, в том числе и КГБ, редакция испугалась и книгу не опубликовала. Это был серьезный удар, так как я потратил на работу около полугода. Параллельно проводил социологические исследования в Абхазии на тему повышения эффективности туристической отрасли: как привлечь больше туристов и улучшить сервис. И когда все написал и сделал, оказалось, что это никому не нужно. Мне стало обидно, и я решил, что смогу реализовать эти рекомендации сам.

17 августа 1988 года мы с друзьями открыли кооператив, а уже в 1989 году обслужили 26 тысяч туристов в Абхазии. Это был серьезный прорыв. Я нашел, где можно сделать бизнес. Тем более что стало неинтересно заниматься философией в официальной структуре РАН, хотя у меня была хорошая зарплата, статус, я был доцентом. Все бросил. И даже мои друзья думали, что я поступил нелогично, рисковал.

 

– Как сегодня чувствует себя первая в России частная турфирма?

– Сегодня мы холдинг, куда входит операторская компания, офисы продаж и 200 агентств франчайзинговой сети, работающих в регионах. В штате – около 140 сотрудников. В выездном туризме наши приоритеты – Италия, Греция, Швейцария, Франция, Австрия, США, Таиланд и Израиль. Входим в число лидирующих операторов по внутреннему туризму. Мощно развивается экскурсионное направление, в частности, очень радует прием в Москве. Мы обслуживаем туристов все семь дней в неделю, всегда можно присоединиться к сборной экскурсионной группе в удобное для клиента время и в любой день. Важнейшее для нас направление – спортивные туры для болельщиков на различные соревнования международного уровня. Конечно же, индивидуальные туры. А среди наших корпоративных клиентов – ведущие торговые, финансовые, косметологические компании.

 

– Когда делать бизнес было проще, тогда или сейчас?

– Конечно, первый период был самым интересным. Да и работать было проще. Все идеи были новыми, возможности были огромные, спрос колоссальный. А сейчас на любом предприятии четверть сотрудников – финансовая служба и юридическая поддержка, то есть непроизводственные затраты, а кадры это дорогие. На рынке все давно структурировано, происходит последний дележ. Нужны очень большие деньги, везде очень большие риски.

 

– Что дает государству это усложнение? Страховку от потенциальных банкротств?

– Это не предохраняет от банкротств. Это просто несовершенство нашего правового поля. Почему огромная часть бизнеса зарегистрирована в оффшорных зонах, где все проще? Даже госструктуры имеют счета в оффшорных зонах. Потому что тогда судебные тяжбы проходят на основе английского права. Мы лишились всего круизного флота, так как все наши суда зарегистрированы в оффшорных зонах. Это все не здорово. И в бухгалтерии то же самое – сложности, сложности. Огромная отчетность, требуется множество бумаг. Нормальному человеку сложно разобраться, приходится привлекать дорогостоящих специалистов.

Мне кажется, все это связано с избытком бюрократии и несовершенством критериев ведения бизнеса, попыткой все отследить и все проверить. Сегодняшняя бухгалтерия приводит к тому, что государство всегда может любого предпринимателя зацепить и при желании – посадить.

 

– Как это отражается на турбизнесе?

– Это отражается на любом бизнесе, но у нас еще и очень низкая доходность. Мы несем гигантские ненужные затраты на сопровождение бизнеса. Это все надо упрощать, тогда деньги пошли бы на зарплаты, обучение, новые технологии. А мы их тратим на бухгалтерию. Сейчас для ведения бизнеса нужны совсем другие деньги, рентабельность резко упала, вплоть до нуля, многие живут за счет оборотки. Банки боятся туристического бизнеса, как огня, не понимают, как можно существовать при такой низкой доходности. Если я сегодня покупаю лес для производства мебели или металл, могу его дать в качестве залога. В туризме у нас нет залогов. А раз нет залога, не можешь и кредит взять.

Сейчас мы делаем упор на развитие внутреннего туризма. Каждую весну уходит 1,5-2 млн. долларов на депозиты в российские базы. Их где-то надо взять – или их своих оборотных средств, или кредитоваться. Весь мир этот процесс кредитует. Такая же ситуация со спортивными программами. Например, «Роза ветров» – одна из уполномоченных структур по продаже туров на чемпионат мира 2014 года по хоккею. Так вот, к декабрю мы должны будем на 100% оплатить все пакеты, хотя сам чемпионат пройдет в мае. И понятно, что продажи начнутся только после сочинской Олимпиада, то есть в марте. Такая же ситуация с чемпионатом мира по футболу в следующем году в Бразилии. Пакеты на групповой турнир, а мы надеемся, что наши все-таки туда пройдут, будут от четырех-пяти тысяч долларов, на полуфиналы и финал – от десяти. Без поддержки банка сложно сделать большой объем по таким программам. Поэтому выиграют те компании, которые имеют большую оборотку, или те, у кого есть родственные структуры, способные поддержать эту программу. Банки говорят: да, хорошая программа, но мы не понимаем этого бизнеса и не будем рисковать.

Или еще пример. Мы участвуем в тендерах. Чтобы по ним работать, нужно сначала внести 25-30% стоимости проекта на счет правительства в качестве залога, потом отработать заказ на свои деньги, и только в конце тендера ты начнешь получать по нему оплату. Например, сейчас у нас тендер с московским правительством по развитию экскурсий на промышленные предприятия для московских школьников. Тендер сложный, большой, я должен на свои деньги обслужить его, и только в декабре, если все будет хорошо, получу деньги от города. А если тендеров несколько? Понятно, что нужны кредиты, а банки опасаются.

 

– Вы упомянули, что решили сделать ставку на внутренний туризм. Почему?

– В 1998 году «Роза ветров» ставила чартерные цепочки на всех основных направлениях выезда. Кризис тогда сильно ударил по компании, но нас поддержал туризм по России. Мы оставили за собой внутренние направления, индивидуальные туры за рубеж и нишевой продукт – спортивные туры. С тех пор во внутреннем туризме мы чувствуем себя превосходно.

Правда, в этом году многие наши агентства говорят, что интерес к турам по России снижается: «выездной» демпинг влияет и на внутренний рынок. Если можно в Грецию улететь за 200 долларов, зачем покупать Сочи? Плюс есть проблема соотношения цены и качества услуг – дорогой транспорт, дорогое размещение. Это проблема всего южного побережья России. Там очень короткий сезон, и местные бизнесмены стремятся за 3-4 месяца обеспечивать себе доход за год. Они живут сегодняшним днем, нет продуманной политики дальнейшего существования. Ведь если отменят визы, люди поедут за рубеж и отдыхать, и лечиться. Это серьезная опасность для развития внутреннего туризма, здесь нужно принимать серьезные меры.

А вот экскурсионные туры по России набирают темп. Сегодня многие хотят путешествовать по стране, несмотря на цены. У нас серьезно растет спрос на сборные экскурсионные программы по Москве, причем не только для детских групп, но и для взрослых. Мешает только инерция – к экскурсионным турам в Питер все привыкли, а к Москве пока нет.

 

– Москва ведь тоже недешевая…

– В Москве можно найти услуги по любой цене, город большой, есть и дешево, и дорого. Задачей последних лет было изменить отношение к столице. Раньше турагентства спрашивали: а что там делать? Сейчас начинают понимать, что это красивый город, здесь есть, что смотреть. Вся периферийная экскурсионка довольно однообразная – монастыри, церкви и соборы. Современных объектов мало. А народу надо показать еще и интересный город, динамичную столицу. И с культурной, и с промышленной точки зрения. Поэтому обновленный планетарий вызывает огромный интерес, современные музеи. Даже Москву-Сити люди хотят увидеть. Интерес этот будет расти, и прием в Москве будет расти.

Чтобы его развивать, надо чаще приглашать не только представителей регионального турбизнеса, но и педагогов по внеклассной работе, больше делать промо-туров. Слава богу, московский Комитет по туризму поддерживает нас, приглашает турагентства. Совместно с Мостурпулом (объединением туроператоров, предлагающих туры в Москву – RATA-news) мы сделали интересные новые программы – «Московские уроки». Это фактически выездные уроки для школьников из регионов. Не только по литературе, истории, но и физике, математике, другим дисциплинам.

 

– В России легитимно работает около двух тысяч операторов по выезду, в том числе крупных – всего пара десятков. Что будет с остальными, если рынок укрупняется и структурируется?

– Да, трудно воевать, когда на рынок выбрасываются пакеты за 200 евро. Будет дальнейшее укрупнение рынка и ничего другого. Поэтому чем раньше ты найдешь свою нишу, где будешь давать уникальный продукт, тем лучше для тебя. Мы, например, сегодня лучшие во всем, что касается спортивного туризма. 20 с лишним лет занимаемся выездом болельщиков на соревнования, еще в 1992 году вывозили болельщиков на Олимпиаду в Альбервиль.

 

– Однако право обслуживать Олимпиаду в Сочи вы не получили?

– Мы считали, что достойны этого. Мы на этом рынке 25 лет, знаем все – региональных партнеров, территорию. Что очень важно, знаем болельщиков – какие пакеты, соревнования они предпочитают, как их обслуживать. К сожалению, выбран монопольный туроператор по Играм – компания Jet Set Sports. При этом мы каждый день получаем десятки обращений от желающих поехать в Сочи. Сложно объяснять людям, что российское правительство запретило российским туроператорам работать на этом направлении. Запретило включать в пакет билеты на соревнования, продавать билеты, запретило называть это олимпийскими программами. Они думают, что все смогут самостоятельно купить туры через интернет. Но это же сложный продукт с кучей составляющих, как люди сами смогут сформировать свои пакеты? Олимпиада в Лондоне показала, что полный переход на реализацию билетов через интернет – ошибка. Каждый день на трибунах пустовало до 60 тысяч мест. Обычных касс не было, билеты – только через сеть, но не все могли их купить. То же самое было в мае на чемпионате мира по хоккею в Стокгольме. Пустые трибуны. И наши пошли по тому же пути. Якобы, чтобы не было спекуляций.

На мой взгляд, это не борьба со спекуляциями, это стремление к монополии. Вместо того чтобы выбрать 5-10 уполномоченных туроператоров и через них работать. Раз нет конкуренции, значит, будет монополизм. Под такие программы должны ставиться чартеры, дополнительные поезда. Кто сейчас будет заказчиком? Кто будет определять, когда эти пакеты формировать? Мы потом будем еще анализировать после Олимпиады в Сочи эти ошибки. Увидим, как было недогружено здесь, не закрыто там…

Мы предлагали Jet Set стать его дилером по продаже туров на Олимпиаду, так как выступали в качестве генеральных спонсоров Олимпийских Комитетов России, Белоруссии, Узбекистана, были уполномоченные агенты ФИФА. Но нам ничего не ответили. Вообще это тема горестная немножко. Наши большие соревнования – Универсиада, Чемпионат по легкой атлетике – становятся политическими событиями. Вместо того чтобы принимать нормально туристов.

Впрочем, сейчас мы сосредоточены на других соревнованиях. «Роза ветров» – один из уполномоченных партнеров по России чемпионата мира по хоккею, который пройдет в Минске в мае 2014 года. Пошли заявки на ЧМ по футболу в Бразилии. Бразилия – сложная страна, в разных городах играются матчи. Многим проще пойти к туроператорам и купить готовый пакет, чем пытаться бронировать через интернет. Это та ниша, где профессионалов никто не заменит.

 

Евгения Кареева, специально для RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно