РАТА-новости
Special с 16 октября
 
Шарджа с 30 августа
 
 

Благотворительный концерт «Таланты турбизнеса» – регистрация зрителей онлайн!

 
 

ПУТЕШЕСТВИЯ RATA-news

 
 
Квинта Катар
 
 
Ванд Китай
 
 
Грекотель 05.10
 
АРХИВ RATA-news
Предыдущий год
Предыдущий месяц
Ноябрь
Следующий год
Следующий месяц
пнвтсрчтптсбвс
2930311234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293012
 
КС Групп музей-москва-сити Грекомания с 1 сентября  Форум туриндустрии ноябрь
 
 
Главная№3357Для остановки турпотока в Египет необходимо решение, а не рекомендации

Для остановки турпотока в Египет необходимо решение, а не рекомендации


Юристы продолжают анализировать взаимоотношения власти, турбизнеса и туристов в связи с ситуацией в Египте. Рекомендации МИД РФ и Ростуризма, указания Роспотребнадзора ясности в дело не вносят, а наоборот, вызывают все больше вопросов. Сегодня свою позицию высказывает адвокат Сергей Топурия, имеющий 17-летний опыт юридической практики в сфере туризма.

 

Информационное письмо Ростуризма, в котором российским гражданам рекомендуется воздержаться от поездок в Египет, а туроператорам и турагентам – приостановить продвижение и реализацию туристских продуктов и отдельных туристских услуг в Египет до нормализации обстановки в стране, вызывает недоумение. Особенно разъяснения, что туристы имеют безусловное право требовать расторжения договора о реализации туристского продукта с полным возвратом денежной суммы, равная общей цене туристского продукта, а после начала ее часть в размере, пропорциональном стоимости не оказанных туристу услуг.

 

Необходимо отметить, что, в соответствие с частью второй ст. 14 закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении угрозы безопасности жизни и здоровью туристов, а равно опасности причинения вреда их имуществу уполномоченный федеральный орган исполнительной власти информирует туроператоров, турагентов и туристов (экскурсантов) о данной угрозе, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах массовой информации.

 

В соответствие с частью третьей той же статьи в случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

 

Однако одного информирования об обстоятельствах, свидетельствующих о возникновении угрозы безопасности, со стороны МИД, Ростуризма и Роспотребнадзора недостаточно для того, чтобы потребовать расторжения договора. Поскольку, в соответствие с частью четвертой статьи 14 отраслевого закона, наличие указанных обстоятельств подтверждается соответствующими решениями федеральных органов государственной власти, принимаемыми в соответствии с федеральными законами. То есть в пределах полномочий вышеуказанных органов власти должно быть принято решение (а не выданы рекомендации, информационные письма или заявления), порождающее юридические последствия и являющееся основанием для изменения или расторжения в судебном порядке договора оказания туристских услуг.

 

На сегодняшний день соответствующего решения нет, следовательно, нет и оснований для ограничения выезда граждан России в какую-либо страну (исчерпывающий перечень ограничений изложен в статье 15 закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»), нет и оснований для приостановления продвижения и реализации туристских продуктов, а также отдельных туристских услуг в Египте – поскольку вмешательство в предпринимательскую деятельность не в пределах предоставленных законом полномочий недопустимо и может трактоваться как превышение полномочий органа государственной власти.

 

Более того, половинчатые меры Ростуризма, наносят ущерб интересам исключительно туроператора, поскольку отсутствие решения о прекращении рейсов в Египет делает невозможным возврат денег по заказанным и заранее оплаченным полетным программам: у «Аэрофлота» – в размере 10%, у «Трансаэро» – в размере 15%, у остальных авиакомпаний (в среднем) – в размере 7-8% от стоимости всей полетной программы плюс обязательная предоплата авиабилетов за 7-16 ночей до вылета рейса в зависимости от страны временного пребывания.

 

Получается, что авиакомпании могут продавать билеты в Египет через агентов и в интернете, туристы могут заказывать отели через интернет, а туроператоры продавать туры в Египет не могут.

 

Половинчатые меры ущемляют интересы туроператоров еще и потому, что Ростуризм пока не обратился через МИД России к правительству Египта с просьбой содействовать возврату денежных средств, оплаченных принимающей стороне за размещение и наземное обслуживание туристов.

 

Учитывая опыт 2010 года, отметим, что эти денежные средства вряд ли будут возвращены. При массовой аннуляции туров у операторов нет никакой возможности одномоментно вернуть клиентам деньги. Чтобы в этой ситуации не допустить нарушения прав туристов, необходимо рекомендовать им перенести даты выезда, а не склонять к расторжению договора с требованием возврата денежных средств.

 

Уже во второй раз возникает беспрецедентная ситуация, когда, в случае возникновения форс-мажорных обстоятельств, одна из сторон принудительно обязывается возвращать денежные средства другой стороне – заказчику турпродукта, что противоречит мировой практике, Гражданскому кодексу РФ (пункт 3 статьи 401) и всем остальным специальным нормам российского права.

 

Более того, сами положения части 5 статьи 14 отраслевого закона противоречат не только мировой практике, но и статье 32 закона «О защите прав потребителей». В ней предусмотрен только один случай расторжения договора по инициативе самого потребителя (в нашем случае – туриста) с обязанностью для потребителя оплатить фактически понесенные расходы исполнителя (туроператора): если расторжение происходит не в результате неправомерных действий исполнителя.

 

Заявление же Роспотребнадзора о возможности вывоза туристов за счет компенсационного фонда «Турпомощи» вообще вызывает большие сомнения, поскольку это объединение создано на случай оказания помощи туристам при невозможности исполнения обязательств со стороны туроператора в обычных условиях. А вывоз российских граждан в случае политического обострения в стране временного пребывания регулируется статьей 5 закона «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». Там сказано: в случае, если на территории иностранного государства возникает чрезвычайная ситуация, Российская Федерация гарантирует принятие дипломатических, экономических и иных предусмотренных международным правом мер по обеспечению безопасности российских граждан, пребывающих на территории этого иностранного государства.

 

Таким образом, для полноценной реализации своих рекомендаций по ограничению турпотока в Египет МИД РФ, Ростуризму и Роспотребнадзору необходимо обратиться в тот орган государственной власти, в полномочия которого входит принятие соответствующего решения. Насколько нам известно, принять такое решение может только высшее руководство страны.

 
 

 

Еще материалы этой рубрики:

 
 

Читайте также в этом номере:

 
 
 
 
 
Корал промо
Visit Japan - тренинг
 

 
Говорят профессионалы
 
«В турбизнесе очень много неконтролируемых рисков»
Елена ВОРОПАЕВА
Олимп Консалт
директор
«Основная причина продажи бизнеса не изменились, а стоимость сильно снизилась – 10-11 лет назад средняя цена агентства была порядка 2-3 млн рублей, с тех пор они дешевели на 10-15% ежегодно, и сейчас, по сути, продаются по стоимости мебели и оргтехники. Средний чек – около 600 тыс. рублей»
«У отельеров есть привилегия – работать 24 часа в сутки»
Корнелия БРИНКМАН
Marriott Novy Arbat, Courtyard City Center
генеральный менеджер
«Не все молодые люди готовы отказаться от вечеринок с друзьями ради внепланового заезда, причем обращаться с клиентом как с единственным, даже если он сегодня трехсотый по счету заселяется. Этому нужно учить. Поэтому много внимания уделяем стажерам, делаем ставку на них»
«У нас в префектуре Тоттори можно увидеть настоящую Японию»
Дина ДЕРГУНОВА
Frigate Aero Tours
директор по туризму
Отели, открытые иностранцами, востребованы еще и потому, что многие гости Японии сталкиваются с языковой проблемой: в маленьких городках сложно с английским. Москвичи не ожидают встретить россиян и обычно интересуются, как мы сюда попали. Но больше всех удивляются сами японцы
«Российские турагентства выкупают блоки мест на круизы в Арктику и Антарктику»
Марина ВЛАСОВА
Poseidon Expeditions
генеральный директор
Сейчас, кстати, самое время предлагать такие круизы. Еще несколько лет назад клиенты удивлялись, когда мы в ноябре говорили, что мест на Новый год в Антарктику уже нет. А сегодня российский рынок привык, что эти путешествия нужно бронировать за год-полтора
«Приход Hilton в регионы заставляет встряхнуться местные гостиницы»
Владимир ИЛЬИЧЕВ
Hilton Worldwide в России и СНГ
управляюший директор по развитию
Не скрою, мы подталкиваем туристов к прямому бронированию на наших сайтах. Ведь при обращении к онлайн-сервисам участники программы лояльности бонусных баллов не получают. К тому же, на наших официальных ресурсах цена на 2-3% ниже
«Ключевой тренд рынка хостелов – стирание границ между форматами»
Наталья РОЗЕНБЛЮМ
Top Hotel Experts
управляющий партнер
О каком бы населенном пункте ни шла речь, для развития хостелов там изначально должна быть и деловая, и туристическая жизнь. Если в город едут только в командировку, то люди ограничиваются старыми гостиницами и общежитиями
«Инфофлот» – это супермаркет, который предлагает более 3 тысяч речных и морских круизов
Андрей МИХАЙЛОВСКИЙ
«Инфофлот»
гендиректор
У нас более 6 тысяч агентств по всей стране. Думаю, достичь такого результата удалось, потому что мы сами начинали как агентство, нам знакомы все трудности, которые стоят на этом пути. Соответственно мы знаем способы их преодоления
«Отель к открытию мы собирали, словно дебютантку на бал»
Светлана МИХАЛЕВСКАЯ
Holiday Inn Express Moscow Paveletskaya
генеральный менеджер
В стандартах бренда Holiday Inn Express прописан принципиально новый формат сервиса. Например, у нас нет разделения на офисные функции и работу в сфере F&B. То есть, любой сотрудник должен уметь и заселить гостя, и кофе ему налить, и суп разогреть
«Чемпионат мира по футболу – отличный шанс для развития въездного туризма в России»
Сергей ВОЙТОВИЧ
«Свой ТС»
директор
На второй неделе ноября: стартует 7 ноября в Лиме, далее 9 ноября Буэнос-Айрес, 10 ноября Монтевидео и 14 – Сан-Пауло в Бразилии. Мы сможем представить местным туроператорам программы и пакеты для туристов и болельщиков, рассказать об облегченном порядке въезда в нашу страну по паспорту болельщика (Fan Id)
«О Японии стали чаще говорить в позитивном контексте, и это идет на пользу туризму»
Айри МОТОКУРА
московский офис JNTO
директор
Сейчас на сайтах операторов не так много пакетных туров в Японию, если сравнивать с объемом предложений по другим азиатским странам. Но если турфирма готова сделать хорошие турпакеты, мы разделим с ней рекламный бюджет. В этом году уже провели совместную рекламную кампанию с дальневосточными операторами
«Электронная путевка практически готова, часть ее функционала начнет действовать в 2018 году»
Игорь КОЗЛОВ
Комитет ассоциации «Турпомощь» по инновациям
руководитель
Скорее всего, электронная путевка будет БСО. И пункт в проекте постановления правительства – остается. Однако для этого нужно будет пройти очень большой путь по переработке технологической и нормативно-законодательной части электронной путевки. Так что, вряд ли это случится в 2018 году
«Выхода из кризиса можно ждать долго, а сменить обстановку и отдохнуть людям хочется сейчас»
Яна МУРОМОВА
«Анекс тур»
заместитель генерального директора
Агенты, которые уверены в себе, умело взаимодействуют с туристами, воспользуются множеством предложений со стандартной и повышенной комиссией и будут зарабатывать. Агенты, самая сильная сторона которых – скидки, а не знания и профессионализм, такой продукт реализовать не смогут
«Надо не противостоять глобальным конкурентам, а использовать их потенциал»
Тарас КОБИЩАНОВ
«Русский Экспресс»
генеральный директор
«К ним приходит клиент и говорит: вот здесь, в условном «Букинге» есть по хорошей цене отель, вот в другой системе – по выгодной цене билет. Нужен еще и трансфер и экскурсии, нужна страховка. Надо помочь с открытием визы. Формально агентства не могут сами составить пакет из отдельных услуг, не нарушив законодательство»
«Наши круизы по сибирским рекам уникальны, но мы всего лишь вспомнили хорошо забытое старое»
Михаил КОРНЫШЕВ
«Ника»
исполнительный директор
В любых круизных презентациях карта России всегда начинается с Калининграда, а заканчивается в Перми. Я каждый раз тяну руку, чтобы спросить: а где следующий слайд – реки от Урала до Дальнего Востока? И все смеются. Потому что знают, что рек там очень много, а вот судов почти нет и работать сложно
«Главная ошибка владельцев загородных объектов – когда личные интересы важнее рентабельности бизнеса»
Антон БАСИН
«Фанталис»
Исполнительный директор
На берегу ставить баню нам не разрешили. Тогда мы срубили плот, зарегистрировали его как плавсредство. Представляете, сидите вы на бережку, и вдруг по озеру к вам из темноты неслышно выплывает реальная баня, освещенная фонариками. Впечатление – незабываемое. Да и окунаться после парилки в чистейшее озеро – особое удовольствие
«В Sport Inn Hotel нам повезло с уникальной инфраструктурой, за которую мы и уцепились»
Александр ЕЛИСЕЕВ
Sport Inn Hotel

Успешность проектов в Сочи зависит от того, насколько удастся консолидировать усилия гостиниц. Мы, например, 26 мая, пока не начался горячий сезон, планируем провести волейбольный матч для отельеров и компаний-партнеров – организаторов экскурсий, туров и т.д. Неформальное общение – хороший путь для решения бизнес-задач
«Семейную атмосферу отеля должны ощущать не только гости, но и сотрудники»
Павел ЙИНДРА
Marriott Moscow Tverskaya 4*
генеральный менеджер
И еще один момент, о котором почему-то иногда забывают: чтобы люди работали с душой, их нужно хорошо кормить. Мы не просто уделяем особое внимание качеству питания для сотрудников, но и регулярно устраиваем «вечеринки для своих». И шеф-повар специально готовит что-нибудь вкусненькое – побаловать коллег
«Палатка и костер – два главных элемента романтики, которые особенно запоминаются детям»
Дмитрий КАЗЬМИН


«По моим ощущениям, у людей смещается интерес с "матрасного" отдыха в сторону активного. Многие родители настроены на то, чтобы ребенок продолжал развиваться и в неучебное время. Поэтому спрос на игровые, языковые, тематически и подобные лагеря, думаю, будет расти»
«Отели Краснодарского края должны научиться конкурировать с Турцией и Египтом»
Светлана РУБЦОВА
«Интеллект Отель»
директор
Больное место – организация питания. Мы видим, как пересекаются потоки грязной и чистой посуды, не хватает блюд или качество их приготовления низкое. И если на этапе проекта можно внести допустимые корректировки, то в работающем отеле недостатки приходится исправлять другими способами - в зависимости от ситуации...
«Для подавляющего большинства сибиряков самый желанный отдых – на море»
Елена ЛУКЬЯНОВА
«Глобус-тур»
директор
Первое, что вызывает вопросы - хранение персональных фондов. Меня как руководителя компании смущает, что деньги мы должны перечислить в общественную организацию, а прямых договорных отношений с банком у нас не возникнет. А ведь речь идет о больших деньгах.
 
Консультации РАТА-новости
 
 
 
 
Rambler's Top100

Rambler's Top100