Интурмаркет 2020 02.10

Сибирские чартерные программы снова «подрезали»

Кризисное состояние спроса на зарубежные поездки заставляет туроператоров корректировать полетные программы, в частности, на сибирском рынке. Это касается и посленовогоднего периода.

RATA-news уже сообщала о сокращениях чартерных программ, которые произошли на рынке после старта зимнего сезона в Новокузнецке, Барнауле и Томске в ноябре. Теперь объявлено об отмене прямых чартеров в Камбоджу из Новосибирска. Последний завозной рейс запланирован на 15 января. Заказчиком программы выступил «Анекс тур» на Boeing 757-200 «Катекэавиа», она стартовала 23 октября с шагом в 10-11 ночей. Камбоджа была единственным новым направлением на сибирском рынке в этом зимнем сезоне.

Также в Новосибирске отменили короткую чартерную цепочку в Дубай на Royal Flight, которую на время зимних каникул ставил Coral Travel. В Барнауле и Томске с конца января перестанут выполнять рейсы во вьетнамский Нячанг, а в Иркутске программу полетов по этому направлению после Нового года «проредят». В первых двух городах перевозкой занимается «Катэкавиа», в третьем – Pegas Fly, но во всех случаях блоки мест на рейсах изначально имел пул операторов – «Анекс тур», «Пегас Туристик», Coral Travel и «Санмар». Последние два, входящие в холдинг OTI, вышли из программы с вылетом из Барнаула и Томска даже на тех рейсах, которые остались в расписании до середины января.

Директор «Анекс Туризм Новосибирск» Туратбек Абдразаков пояснил RATA-news, что во всех случаях причиной отмены программ послужила низкая глубина продаж. Туристы бронируют путевки в самый последний момент. «Люди в буквальном смысле сидят на чемоданах и до последнего ждут горящих туров, – рассказал собеседник. – Один из последних примеров: рейс на Пхукет из Новосибирска, вылет в 22.30, а люди еще днем покупают путевки. Мы обзваниваем турагентства, некоторые открытым текстом говорят: если цена снизится, туристы полетят, нет – останутся дома. Это какой-то шантаж. Поэтому, если нет продаж, мы снимаем рейсы. Будем ориентировать туристов на вылеты из Новосибирска».

Но, с другой стороны, понять можно и потребителей, считает Туратбек Абдразаков. Они видят, что доллар растет, а значит и расходы в стране отдыха тоже. Им трудно принять решение о поездке. Заранее покупают путевки только те, кто хотят гарантированно попасть в тот или иной отель или не имеют возможности подвинуть даты поездки. На всех рейсах ситуация похожая – процентов 30-35 мест заполняются заранее, остальные – ближе к вылету.

Немного иная ситуация с Камбоджей – из-за особенностей туристического рынка этой страны. Из Новосибирска в Пномпень рейс выполняется раз в 10-11 ночей, отелей в Сиануквиле мало и они пользуются популярностью у туристов из соседних стран Юго-Восточной Азии, которые приезжают в Камбоджу играть в казино. Кроме того, приближается китайский Новый год, время ажиотажного спроса на отдых. «Партнеры у нас спросили, будем ли мы сейчас закрывать февраль – отельерам нужна гарантия, что туристы приедут, иначе им выгоднее принять других клиентов. Камбоджийский рынок еще развивается, поэтому такое отношение. Был даже прецедент, когда мы не могли заселить своих туристов в гостиницу, потому что их места были чуть раньше отданы большой группе китайцев, а нам решили отказать, предложив вернуть деньги или разместить туристов через два дня, – объяснил Туратбек Абдразаков. – У нас продаж на февраль мало. Поэтому мы решили пока рейсы снять, а следующей осенью обязательно вернемся к этой теме. Надеемся, что экономическая ситуация в России улучшится и люди не перестанут отдыхать».

По мнению директора новосибирской компании «Глобус-тур» Елены Лукьяновой, ситуация на рынке сейчас напоминает «нулевые» годы, когда все региональные потоки были ориентированы на Новосибирск. В первую очередь это касалось туристов из Кемерово, Новокузнецка, Барнаула, Томска. «Тогда операторы организовывали трансферы для клиентов из этих городов, – рассказала собеседница RATA-news. – Сейчас эконом-туристам немного облегчит жизнь появление скоростных поездов в Барнаул и Томск, к ним подстыковываются автобусы, следующие из «Толмачево». Это не так удобно, как прямые рейсы, но дает возможность сохранить географию полетов хотя бы из нашего города. Мы в этом году почти все свои программы, в том числе и Камбоджу через Бангкок, делаем на регулярных рейсах. По ним в этом сезоне перемен почти не было. У S7 Airlines в декабре одна частота в ОАЭ, на время каникул будет две, а затем до марта вновь одна. Единственное в этом сезоне изменение в плюс – с 14 декабря S7 увеличивает объем перевозки из Новосибирска на Пхукет. Рейсы выполнялись раз в 14 дней, а теперь станут еженедельными».

Региональные агентства признают сокращение полетных программ адекватным решением – никто не хочет терять деньги. «Несмотря на то, что рынок сложный, направлений мало, он более здоровый, чем при большом количестве рейсов и колоссальных потерях. Плюс декабрь до Нового года – самый низкий сезон в году, на который наслоились экономические и политические сложности», – считает Елена Лукьянова.

Но если в Новосибирске после отмены Камбоджи остальной ассортимент прямых направлений сохранится, то в соседних регионах туристы лишаются выбора. В Барнауле после Нового года можно будет улететь только в Бангкок, в Томске – на Пхукет. Изначально заявленные объемы перевозки сократятся больше чем вдвое, в каждом городе «оптимизированы» по две цепочки. Однако и здесь агенты относятся к происходящему с пониманием. «Хорошо, что в Барнауле останется хотя бы рейс в Бангкок и еще несколько направлений будут доступны с вылетом из Новосибирска, – сказала RATA-news директор барнаульской компании «Алтайтурист» Наталья Гордеева. – Происходит оптимизация с учетом реального спроса, убирают прямые направления из регионов, но это гораздо лучше, чем пересаживать туристов в последний момент, либо вообще отменять поездки».

По мнению менеджера иркутского агентства «Синдбад» Ирины Рыбниковой, отмена части рейсов во Вьетнам в их городе после Нового года тоже выглядит логичной. «Заявок в целом меньше, чем в прошлом году, и рейсы в Нячанг заполняются похуже, потому что сейчас там не самый комфортный сезон». В расписании иркутского аэропорта, помимо чартерной программы во Вьетнам, которая потеряет около 15% изначально заявленного объема, пока сохраняются рейсы Pegas Fly в Бангкок (раз в неделю) и на Пхукет (дважды в неделю). Если корректировок больше не будет, то с октября по начало апреля прямыми чартерами с вылетом из Иркутска за весь зимний сезон смогут воспользоваться более 35 тыс. человек.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Версия для печати