Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Сколько стоит спасти туриста

08:07, 18 августа 2006

Активный (или, как говорят в других странах, приключенческий) туризм, в том числе горный, в России становится все более популярным.

Это связано и с ростом благосостояния людей, и с модой на "опасные" виды спорта, позволяющие испытать недостающие в повседневной жизни острые ощущения, и с определенной пресыщенностью людей традиционным туризмом экскурсионно-пляжного типа. При этом все чаще в горные походы и на восхождения отправляются не только прошедшие подготовку спортсмены, но и любители, с большим спортом никак не связанные. Достаточно найти турфирму, которая предложит маршрут и предоставит инструктора, либо просто группу таких же энтузиастов с большей или меньшей степенью подготовки, раздобыть необходимое снаряжение, запастись продуктами и - вперед.

Однако желание почувствовать опасность зачастую не означает готовность с ней встретиться: среди причин несчастных случаев в горах одна из наиболее распространенных - недостаточная подготовка и недисциплинированность. Иными словами, любители горной романтики не всегда умеют позаботиться о собственной безопасности.

Конечно, от трагедии не застрахованы и профессионалы. "Горы всегда таят в себе опасность, - говорят опытные альпинисты. - Хотим мы этого или нет, горы всегда будут оставаться для человека чем-то чужим, созданным не для его существования..." Но именно желание почувствовать собственную уязвимость - один из мотивов, подвигающих людей на поход в горы - туда, где "человеку открывается иная - метафизическая - перспектива на мир". Там, "где кончается зона земледелия, ...куда не добирается скотоводство, ...где нечего делать и грибникам, начинается божья делянка: среди вечных снегов нельзя жить, но можно молиться". В горах, по словам Александра Гениса, "люди учатся торжественной бесцельности". Однако "практическая теология" гор требует жертв - и жертвы "горным богам" приносятся с поистине ритуальной регулярностью.

Так, маршрут восхождения на высочайшую вершину мира - Эверест - буквально усеян трупами, рассказывает руководитель проекта "Альпиндустрия - Клуб 7 Вершин" Александр Абрамов. На то, чтобы снимать погибших с маршрута, как правило, не хватает ни сил, ни средств, ни желающих. В России, где возможности для активного отдыха поистине необъятны (у любителей горного спорта популярны Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Ингушетия, Краснодарский и Ставропольский края, Мурманская область, Алтай, Хибины и другие горные районы России), вопрос безопасности любителей экстрима стоит особенно остро. И, как выясняется, практически никак не решается.

Возникновение организованной индустрии горных путешествий на Кавказе в начале XX века породило профессии проводников, наблюдателей, спасателей для обслуживания туристов. Возникла необходимость прокладывания троп, строительства приютов и хижин вдоль туристских маршрутов, напоминают мастер спорта по альпинизму, спасатель международного класса С. Егорин и чемпион СССР по альпинизму 1966 г. Б. Лунёв. Уже в 1901 г. возникло Русское горное общество, а в 1903 г. - Владикавказское горное общество. Вопросы безопасности и разбор несчастных случаев в разных горных системах подробно освещались в географических изданиях, трудах, сборниках горных обществ.

Смутный период 1915-1924 гг. практически свёл на нет все достижения в области горного туризма и альпинизма предыдущей эпохи. Приюты и хижины пришли в упадок или были разрушены, кадров для работы в горах не стало.

С середины 20-х годов, момента зарождения альпинизма и горного туризма в СССР, возникает проблема оказания помощи, спасения и контроля в горах, т.к. среди десятков любителей горной природы появились и многочисленные группы иностранцев с непредсказуемыми маршрутами и не подчиняющиеся никаким правилам и постановлениям. Бесконтрольно, нигде не регистрируясь, действовали и первые отечественные спортивные группы в горах.

В 1929 г. возникло "Общество пролетарского туризма и экскурсий" (позже - Центральный совет по туризму и экскурсиям) с отделениями в союзных республиках. Началось строительство турбаз и альплагерей. В целях безопасности была введена классификация горных маршрутов, а степень подготовки альпинистов с 1934 года стала оцениваться значками "Альпинист 1 и 2 ступени" и "Мастер Советского альпинизма". К 1940 году в стране действовало около 40 альпинистских лагерей, подготовивших более 100 тысяч альпинистов. Регулярно работали школы инструкторов, и достаточно чётко была налажена работа горноспасательных пунктов на Кавказе.

Развитие массовости в альпинизме и горном туризме, естественно, сопровождалось несчастными случаями. Для их предупреждения и профилактики в 1958 г. были созданы постоянно действующие альпинистские Контрольно-спасательные пункты - КСП. Работа КСП заключалась, главным образом, в координации и руководстве действиями спасательных отрядов альплагерей (состоящих из самих же альпинистов). Еще через 15 лет была образована система туристских Контрольно-спасательных служб - КСС. Система КСП помогла упорядочить выпуск альпинистских групп на восхождения. Все группы на восхождениях имели радиосвязь (5 сеансов в день, плюс аварийное и контрольное прослушивания), группы наблюдения и взаимодействия. В случае крупных аварий КСП имело право организовать и привлекать на спасательные работы любых спортсменов из альплагерей. Уже в это время "головной болью" спасательных служб становятся так называемые "дикари" - люди, чьи горные "вылазки" никем не контролировались. Впрочем, более или менее успешно с обеспечением безопасности туристов КСС справлялась.

С развалом СССР в области горного туризма, как и во многих других, воцарился полный хаос. Деятельность КСП и КСС была прекращена, а новые службы (Российский корпус спасателей с 1990, ГКЧС с 1992 и МЧС с 1995) проблемой безопасности горных туристов и альпинистов целенаправленно не занимались.

Работа спасателей МЧС стала существенно отличаться от работы спасателей в СССР, отмечают Егорин и Лунёв. Во-первых, акцент был перенесен с профилактики несчастных случаев на собственно спасение. В 90-х впервые в перечне профессий появилось слово "спасатель". Во-вторых, от спасателей стали требоваться универсальные навыки: сегодня профессионалов МЧС, специализирующихся на работе в горах, практически не готовят. Некоторые субъекты Федерации ведут работу по подготовке профессионалов этого профиля, однако на федеральном уровне подобной задачи не стоит. В итоге складывается такая ситуация, что "не везде физически успевают быть спасатели, не на всех ЧС оказать помощь", говорят специалисты.

Кроме того, МЧС не может "не пустить" любителей экстрима на опасный маршрут и контролем деятельности турагентств не занимается. "Мы за них не отвечаем", - сказали в пресс-службе ведомства. На вопрос: "Кто отвечает?" - специалисты отвечают одинаково: "Никто".

Изучением маршрутов и анализом несчастных случаев занимается Туристско-спортивный союз России. Как рассказал исполнительный директор этой организации Александр Моисеев, в рамках ТССР действуют маршрутно-квалификационные комиссии (МКК) по каждым видам спорта, которые, в том числе, контролируют прохождения спортсменов по маршрутам. Однако деятельность ТССР в области обеспечения безопасности горных туристов, во-первых, ограничивается контролем за соблюдением контрольных сроков (МКК, на основе предоставляемых им данных, смотрят за тем, прошли ли туристы в указанные сроки отрезок маршрута), а во-вторых, распространяется лишь на спортсменов, оформивших маршрутные книжки. Таких людей, как сообщил главный редактор и учредитель специализированной газеты для любителей активных путешествий "Вольный ветер", мастер спорта по туризму, действительный член Национальной и Международной академий туризма Сергей Минделевич, в России не более 5% от общего числа "самодеятельных" путешественников (300 тысяч человек из примерно 6 миллионов). Остальные, по его словам, "брошены на произвол судьбы".

Туристам, отправляющимся в горы, как поясняют в пресс-службе МЧС, лишь "рекомендуется" зарегистрироваться в поисково-спасательных формированиях ведомства, однако закона, обязывающего их это делать, не существует. И хотя министерство никогда не отказывает в помощи ни своим, ни иностранным гражданам, возможности эту помощь оказать у спасателей объективно не велики. "Протяженность горного маршрута может превышать 200 км, и где именно искать пропавших людей, часто никто не знает", - говорит Минделевич. Основная проблема - отсутствие связи: зона покрытия обычной мобильной связи часто ограничивается населенными пунктами, а что уж говорить о высокогорных районах. На Эльбрусе, по словам эксперта, эту проблему не так давно удалось решить, и теперь у заблудившихся на одной из популярнейших вершин туристов есть возможность связаться с внешним миром. Однако это - скорее, исключение. Как правило, сообщить о несчастном случае у туристов просто нет возможности.

По мнению Минделевича, работу спасателей, вынужденных порой неделями разыскивать пропавших без вести туристов или альпинистов, могло бы значительно облегчить распространение переносных буев международной космической системы спасения "КОСПАС-САРСАТ", использующейся сегодня для поиска и спасения потерпевших аварию морских, воздушных и сухопутных объектов. Буй системы позволяет передать сигнал на спутник, откуда данные о потерпевших через несколько минут поступают в радиоцентр. В переносном варианте (весом 1 кг) подобный буй был создан еще 10 лет назад, рассказывает Минделевич, однако по закону продавать его нельзя, в том числе и туристам. Организацией же проката подобных буев, хотя бы на базе ПСС МЧС, по его словам, "никто не занимается".

Не лучше обстоит дело и с другим вариантом решения проблемы связи - карманными радиостанциями. Надежность связи, которую можно было бы установить с помощью переносных радиостанций, как признает эксперт, хуже, чем буев системы "КОСПАС-САРСАТ", однако "подать сигнал бедствия в пределах радиовидимости", в принципе, возможно. Стоимость такого оборудования, как утверждает главный редактор "Вольного ветра", составляет около 300 долларов, и позволить его себе может не каждый турист. Прокатом же радиостанций, опять-таки, никто не занимается.

В итоге - МЧС вынуждено проводить дорогостоящие и не всегда эффективные поисковые операции, причем даже не на деньги страховых компаний, а на средства бюджета, то есть налогоплательщиков. По данным Минделевича, только аренда вертолета стоит около 50 тысяч рублей в час. А арендовать их приходится порой не на одни сутки. Только площадь Эльбруса, по его словам, соизмерима с площадью Москвы: быстро найти людей в таких условиях просто невозможно. Таким образом, "контролем за безопасностью горных туристов не занимается никто", резюмирует эксперт. То же самое сказали в пресс-службе МЧС.

Надо признать, впрочем, что какое-то время назад это ведомство выступило с инициативой ввести особое лицензирование турагентств, занимающихся "экстремальным" отдыхом. "Должна быть нормативно-правовая база, определяющая порядок и ответственность фирм, организующих отдых в горах, за безопасность туристов, - утверждал тогда начальник Всероссийского центра мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций МЧС России Владислав Болов. - Это касается и альпинизма, и туризма, и горных лыж". Участники рынка выступили резко против, опасаясь, что их обяжут покупать очередную лицензию - и инициатива, как и многие другие, зависла в воздухе. Ни обязательного страхования туристов-экстремалов, хотя бы иностранных (спасаемых пока что на деньги российских налогоплательщиков), ни обязательной сертификации туристских маршрутов в России до сих пор нет.

Да и имеющееся законодательство (в частности, федеральные законы "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и "О защите прав потребителей") помогает не всегда. Так, еще в прошлом году Зеленоградской районный суд Москвы вынес решение по иску выпускника Российской международной академии туризма Александра Коробова, получившего тяжелейшую травму в Альпийском центре "Актру" (Алтай), принадлежащем томской фирме "Промальп". Причиной травмы, сделавшей инвалидом молодого парня, как постановил суд, стала халатность руководства центра и низкая квалификация инструктора. За некачественное оказание услуги фирму обязали выплатить более одного миллиона рублей (около 650 тысяч - пострадавшему). До сих пор, как рассказал главный редактор "Вольного ветра", ни рубля из этой суммы «Актру» Александру Коробову не заплатила; по словам судебных приставов, у фирмы, продолжающей по-прежнему принимать любителей гор в своем лагере, якобы нет денег. Изувечив своего клиента, ни сама фирма, ни ее сотрудники никакого наказания так и не понесли и продолжают работать как ни в чем не бывало. (РИА «Новости»)

Обсудить в telegram

вам может быть интересно