Турбизнес Курильских островов может растерять клиентов из-за подорожания авиабилетов
Октябрь и ноябрь для турбизнеса Курильских островов выдались крайне нервными. Правительство региона пересмотрело схему субсидирования авиаперевозок по области, что привело к троекратному повышению розничных цен, в том числе на полеты из Южно-Сахалинска на Кунашир и Итуруп. Если раньше билеты по этим направлениями стоили 5,3 и 5,1 тысяч рублей в одну сторону, то сейчас – более 16 тысяч. Это может жестко ударить по компаниям, которые занимаются приемом на Курилах и ориентируются на доставку туристов самолетами.
На направлениях работает авиакомпания «Аврора», которая прежде получала дотации из регионального бюджета, чтобы поддерживать цены на приемлемом для потребителей уровне. В нынешнем году, по сообщениям средств массовой информации Сахалинской области, перевозчик запросил на эти цели неподъемную сумму 1,147 млрд. рублей. Поэтому в конце октября власти области решили, что с 2017 года перестанут субсидировать авиакомпанию напрямую. Билеты станут продавать по экономически обоснованным тарифам, жители области должны покупать их по полной стоимости, а потом получать компенсацию части расходов в органах соцзащиты. О туристах и людях, которые приезжают в регион на работу вахтовым методом, в этой схеме не упоминается.
По иронии судьбы, когда в Сахалинской области обсуждалась эта горячая тема, в RATA-news вышло интервью с директором компании «Гидрострой-тур» Мариной Евгеновой, которая занимается приемом туристов на Итурупе. Она рассказала, что остров за последнее время не только преобразился, но и стал доступнее для жителей России и гостей из-за рубежа благодаря новому всепогодному аэропорту в Курильске. Полеты в период летней навигации ежедневные, риски не вылететь снизились почти вдвое, а цены на билеты вкупе с перелетом до Сахалина и стоимостью тура выглядели хоть и не дешево, но вполне приемлемо.
Новости об изменении схемы субсидирования тарифов повергли нашу собеседницу в шок: «Билет для туриста в 2017 году из Южно-Сахалинска в Курильск будет стоить 33 400 рублей туда-обратно. А ведь многим надо еще долететь из Москвы или других городов. Немногие смогут себе это позволить. Выход для турфирм может быть один – закрываться».
Владелец частного кемпинга на Итурупе Виталий Рудаков также уверен, что высокие цены на перелеты негативно повлияют на посещаемость острова: «Разница, мягко говоря, ощутимая. Мало того, что с билетами сложно и в этом сезоне были проблемы с морским транспортом, так теперь еще и перелет так подорожал».
Последние две-три недели эта тема стала одной из самой горячих и обсуждаемых в Сахалинской области. Авиакомпания «Аврора» на время даже закрыла продажу билетов по субсидированным направлениям. А 9 ноября выставила на сайт новые цены – именно те, которых все так боялись.
Судя по сообщениям сахалинской прессы, после волны возмущений власти приняли решение «придержать коней» и сначала предложили через соцзащиту выдавать жителям области специальные «талоны» на покупку билетов в кассах – по сниженной цене. Через несколько дней и вовсе заговорили о том, чтобы вернуть сахалинцам и курильчанам возможность летать по сниженным ценам, предъявив в кассе паспорт, а также не лимитировать число таких билетов. Окончательную цену изменить только соразмерно уровню инфляции, подняв до 5 950 рублей в одну сторону – как для полетов на Итуруп, так и на Кунашир.
Как сообщил 16 ноября официальный сайт Сахалинской области, губернатор Олег Кожемяко предложил обеспечить авиабилетами по сниженной цене и туристические компании, которые отправляют на Курилы организованные группы. Ничего не говорится только про индивидуальных туристов, не имеющих прописки в регионе.
Тем временем на сайте «Авторы» билеты на Итуруп по 5 100 рублей в одну сторону можно купить только на декабрьские даты. С января 2017 года перелет из Южно-Сахалинска в Курильск и обратно при покупке онлайн доступен за 16 490 рублей. Оно и понятно – сайту паспорт с правильной пропиской не предъявишь.
Анна Вальцева, RATA-news