Алло, это «Красный телефон»?
На протяжении последних лет Турция для многих россиян прочно ассоциируется с недорогим и комфортным отдыхе на берегу теплого моря. Справедливости ради надо сказать, что подавляющая часть отдохнувших там туристов стараются туда вернуться вновь.
Что касается работы представителей турецких государственных органов, туристических фирм и отелей, то ее можно оценить весьма положительно. Помимо постоянной и обильной рекламы этого региона, на курортах страны наблюдается неуклонный рост уровня сервиса и набора предлагаемых услуг. Например, в этом году существенно было увеличено количество предложений по отелям 3* с программой all inclusive, увеличилось количество отелей 5* мах inclusive, ultra all inclusive и тому подобное. Однако самым привлекательным моментом для российских туристов по-прежнему является наличие на рынке большого числа спецпредложений, дающих возможность качественно отдохнуть по «очень смешным ценам». Во многом, это - вынужденная мера, вызванная, прежде всего, стремлением турецкой стороны поддерживать постоянный интерес к этому региону, а также неутихающей конкуренцией среди ведущих туроператоров. Еще одна причина снижения цен - наличие большого числа чартерных рейсов, количество которых явно превышает складывающийся спрос. Надо сказать, такая политика туроператоров по Турции откровенно избаловала потребителя. В периоды наступления активного сезона резко увеличивается число звонков от туристов, которые искренно возмущаются отсутствием предложений по цене билета, а также тех, кто, ожидая снижения цен, откладывает свой отъезд до последнего момента, что приводит к большим неудобствам в работе турфирм.
В публикуемой таблице приведены данные за июнь-июль 1998-2001 годов, где указана в процентах доля спроса по Турции в сравнении с общим спросом по рынку.
Год/декада | Июнь | Июль | ||||
1-10 | 11-20 | 21-30 | 1-10 | 11-20 | 21-31 | |
1998 | 11.1 | 11.1 | 11.1 | 10.1 | 12.4 | 13.6 |
1999 | 12.3 | 12.8 | 12.2 | 8.7 | 10.9 | 15.9 |
2000 | 12.3 | 12.7 | 12.3 | 12.6 | 11.8 | 13.9 |
2001 | 11.7 | 12.6 | 12.4 | 12.2 | 11.8 | 13.9 |
Комментируя эти данные, отметим, что на текущий момент произошла стабилизация спроса по Турции, и изменить эту картину смогут, скорее всего, только непредвиденные или глобальные обстоятельства. Например, в июле 1999 года таким фактором послужили многочисленные сообщения о землетрясении в стране. К концу июля спрос всегда стабильно возрастает, что связано с активизацией тех потребителей, кто еще не успел отдохнуть и возлагает последние надежды на август. Правда, к этому времени такие привлекательные моменты как дешевизна сходят на нет, но маховик спроса уже раскручен.