Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Главные новости

Инкаминг в шахматном духе

08:07, 17 июня 2002

По оценкам операторов, работающим на прием, в этом сезоне поток иностранных туристов в нашу страну увеличился на 30-50%. И вновь, как и год назад (RATA-news № 345 от 02.08.01), принимающие фирмы в ужасе от ситуации на рынке гостиничных услуг. Но на этот раз, похоже, положение еще более сложное. В Москве, например, из гостиниц туркласса нет мест ни в «Космосе» ни в «России» ни в «Украине». «Измайлово» до 25 июня полностью отдана участникам Юношеских олимпийских игр, «Интурист» вовсе сошел с дистанции. «Белград», как говорят операторы, задрал цены, к тому же, 5 этажей этой гостиницы закрыты на реконструкцию. В Питере на пределе работают «Санкт-Петербург», «Пулковская», «Прибалтийская», «Москва», «Советская», «Охтинская».

Проблема усугубляется еще и тем, что в мае-июне и в Москве, и, особенно, в Питере за места в гостиницах бьется не только туристический, но и корпоративный рынок: в обоих городах проходят выставки, симпозиумы и другие деловые мероприятия. Иными словами, принимающие фирмы вынуждены решать почти шахматные задачи, чтобы обеспечить проживание своим клиентам.

Впрочем, гостиницам тоже не легко. Казалось бы, они должны потирать руки, радуясь ажиотажу и подумывая о повышении цен. Но пока, как рассказал нам один из операторов, ему позвонили из московского отеля и слезно попросили «помочь», то есть снять группу, чтобы предотвратить овербукинг. Как известно, большинство отелей подстраховываются и допускают повторное бронирование некоторого количества мест - чтобы избежать пустующих номеров, если кто-то откажется от заказанных комнат либо просто не появится в гостинице в назначенный срок. Однако, видимо, нынешним летом все брони реализуются, и отели решают те же сложнейшие задачи, стремясь избавиться от овербукинга.

Мы обратились к московским принимающим фирмам, чтобы прояснить ситуацию с размещением туристов в гостиницах.

Заместитель генерального директора по приему компании «КМП-груп» Борис Молочник рассказал, что обычно пик загрузки московских и питерских отелей приходится на период с 25 мая по 25 августа. Но в этом году заявки пошли на заезды с 6 мая, и дальше их число увеличивалось, как снежный ком. «Сегодня мы вынуждены отказывать большинству групп, которые либо только сейчас возникают с заявками, либо меняют даты заезда, - говорит г-н Молочник. – Беремся обслуживать только тех, кто готов на любые варианты размещения - лишь бы приняли». Например, туристы из Италии, пожелавшие посетить Москву и Петербург с 15 по 20 июня, согласились на две ночи разместиться в 180 км от Питера – в Новгороде Великом, благо там есть гостиница «Береста» уровня 4*.

По мнению Бориса Молочника, в Москве не хватает не только гостиниц туркласса, но и отелей «домашнего» типа – вроде «Сретенской» и «Катерины». А вот к необходимости строить гостиницы в Питере г-н Молочник относится скептически: «Деловая жизнь в Петербурге вовсе не так активна, как в Москве, а значит, в межсезонье отели будут пустовать».

Ирина Волкова, директор по маркетингу компании «Академсервис ДМС», рассказала, что все, конечно, стараются предварительно забронировать места для групп - по цепочкам, с фиксированными датами. Но процент «материализации» заявок может быть разным: заявились 10 групп, приехали – 5. Стихийно же возникающие группы размещать очень сложно. В частности, «Академсервису» только что пришлось отказать группе из Израиля, планировавшей приехать 19 июня - нет возможности разместить туристов ни в Москве, ни в Питере. «В июле, надеюсь, станет полегче, - говорит Ирина. - Корпоративный рынок уйдет в отпуска, деловая активность снизится, а в Питере, к тому же, закончатся белые ночи, на которые традиционно очень большой спрос».

По словам генерального директора «Тари-тур» Марины Левченко, спрос на Россию в этом сезоне превзошел все ожидания компании. «Мы полагали, что после событий 11 сентября поток вряд ли увеличится, и надеялись, что он хотя бы останется на уровне прошлого года. Но уже в мае в Питере не хватало гостиниц. За последние 9 лет я такого не помню», - говорит г-жа Левченко.

Марина Левченко рассказала, что есть партнеры, которые присылают заявки заранее – в частности, для английской компании Trafalgar «Тари-тур» бронирует места на год вперед. Но много приходит заявок стихийных. Правда, Тайвань, например, к этому сезону заказывать места заранее не мог, у них возникли проблемы с перелетом. «Кроме того, - рассказывает Марина, - в мае у нас начался «китайский бум». Как известно, в этом году правительство Китая рекомендовало Россию для туристических поездок – и дисциплинированные китайцы восприняли это как руководство к действию. Они просят хорошие, насыщенные программы, но заявки присылают максимум за две недели». По словам Марины Левченко, в Петербурге с местами совсем беда, а групп, которые едут только в Москву, практически нет. Поэтому «Тари-тур» тоже приходится отказывать партнерам в приеме, если те присылают незапланированные заявки с заездом в определенные даты.

Компания «МОСКО» чаще принимает бизнесменов, чем туристов. И, по мнению заместителя генерального директора фирмы Марины Сапожниковой, проблемы с местами бывают не только в гостиницах туркласса. Аккуратно, месяца за 3-4, номера заказывают японцы, и с ними, как правило, особых трудностей нет, хотя в питерские белые ночи проблемы с размещением все же возникают. Европейцы же чаще появляются стихийно, и большинство просят «Золотое кольцо», «Рэдиссон». «С «Золотым кольцом» у нас договор на определенное количество ночевок, но мы не можем его реализовать, поскольку в гостинице просто нет свободных мест», - рассказывает г-жа Сапожникова.

Марина Сапожникова считает, что в Москве есть гостиницы либо не лучшие 3*, либо дорогие 5*, а единственный пример приличного уровня 4* с нормальной ценой – новый корпус «Катерины», но он не очень хорошо расположен.

Но трудности с размещением есть не только в Москве и Петербурге. На Золотом кольце, как известно, тоже не хватает гостиниц. По мнению Алексея Жегалова, генерального директора компании «ВИТ-информ», представляющей в Москве фирму «Владинвесттур», проблемы на Золотом кольце возникают, в основном, из-за Суздаля, поскольку этот город наиболее раскручен и включен в очень многие туристические маршруты. Правда, в начале июня там открылась новая частная гостиница «Сокол» на 64 месте уровня 3*+. Конечно, это несколько облегчило жизнь операторам. «Но, поскольку нового отеля нет ни в буклетах, ни в каталогах, ни мы, ни наши партнеры на него не рассчитывали и заранее места в нем не бронировали. В «Соколе» мы селим лишь те группы, которые появляются вне графика», - говорит Алексей. «Старые» суздальские гостиницы практически заняты с июня до начала сентября. Некоторые пробелы есть, но туда «Владинвесттур» старается селить индивидуалов. Пока есть свободные места в мотеле «Интурист-Кострома», но и там, по словам Алексея Жегалова, скоро все будет занято.

По мнению г-на Жегалова, если раньше российские фирмы, работающие на прием, конкурировали между собой, то теперь такой необходимости нет – дай Бог каждой компании «освоить» те заявки, которые поступают непосредственно к ней. Столкнувшись с нехваткой отелей, осенью западные операторы наверняка начнут забрасывать российских партнеров заявками, начнется ажиотаж. Это чревато ростом цен на гостиничные услуги, и такая тенденция уже наметилась. А если Россия повысит цены, то усилится конкуренция между странами как направлениями отдыха. «Насколько интерес к России будет соответствовать повышающемуся уровню цен, мы не знаем, - говорит Алексей Жегалов. – В нашей стране, в отличие от западных, не проводятся соответствующие маркетинговые исследования, никто не пытается просчитать рынок, спрогнозировать въездной поток. Принимающие фирмы работают почти наобум, а это не прибавляет очков российской индустрии гостеприимства».

Обсудить в telegram

вам может быть интересно