Калуга

Полеты на душу населения

По данным мировой статистики, частота пользования воздушным транспортом (ЧПВТ) в стабильных условиях прямо зависит от уровня экономики страны, который, в свою очередь, может быть оценен через уровень ВВП на душу населения. В развитых странах Европы, с уровнем ВВП в $12-20 тыс. на человека, ЧПВТ находится в пределах 0,8-1,1 полета в год на душу населения. В США и Канаде, где ВВП на душу населения - $25-30 тыс. - до 1,8-2,0 полетов в год. В развивающихся странах, в зависимости от уровня ВВП и особенностей географического положения - в пределах 0,05-0,5 полетов в год. В СССР, за счет государственного регулирования тарифов на авиаперевозки, ЧПВТ поддерживалась на уровне около 0,6 полетов в год, т.е. несколько более высоком, чем в странах с рыночной экономикой при том же объеме ВВП на душу населения.

 В России в 1990 г. было перевезено около 90 млн. пассажиров (по СССР в целом 138 млн.). Сокращение в 1991-96 годах примерно вдвое объема ВВП страны, либерализация цен и прекращение государственного регулирования тарифов на авиаперевозки привели к сокращению ЧПВТ в России до 0,2 полета в 1996- 97 гг. Пассажиропоток в 1997 г. упал до почти 26 млн. пассажиров. В то же время, в связи с развитием международных связей, пассажиропоток на международных (дальнее зарубежье) авиарейсах с 1990 по 1997 год вырос примерно на 25%. Его доля в пассажирообороте на воздушном транспорте превысила в 1997 году 35% , в 1990 году - около 12%. В 1997 г. и первой половине 1998 г. наметилась некоторая стабилизация объемов авиаперевозок. В 1997 г. авиакомпании ГА закончили год с прибылью. Августовский кризис резко переломил эту тенденцию. В целом за 1998 г. перевезено всего 22,4 млн. пассажиров (снижение к 1997 г. - 13%). При этом по международным линиям снижение составило лишь 6%.

 По прогнозам ФАС на восстановление уровня перевозок 1997 г. потребуется, как минимум, два года, при условии, что не будет новых кризисов и в экономике страны будет обеспечена относительная стабильность. После 2000 - 2001 гг., базируясь на умеренно-оптимистическом прогнозе (рост ВВП до 2005 г. в 0.5 - 1.5 % в год, после 2005г. - 2 - 4 %), можно ожидать и соответствующего роста авиаперевозок. (Россия-Он-Лайн)

Версия для печати