Калуга

Россияне не планируют отказывать себе в отдыхе

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел в конце января – начале февраля сразу три опроса на тему материального положения россиян и их потребительских планов на 2014 год. Судя по результатам, наши граждане трезво оценивают экономическую ситуацию в стране, что не мешает им сохранять оптимизм: наиболее активная часть населения не видит пока оснований для решительного пересмотра своих жизненных планов.

Как сообщает ВЦИОМ, более 70% россиян удовлетворительно оценивает материальное положение своей семьи. Правда, этот индекс вообще поражает завидной стабильностью: он рос с 34 до 53 пунктов в 2005-2008 годы, с 44 до 67 пунктов в 2009-2012 годы, и в начале 2014 года остается на высоком уровне (65 пунктов). Оптимизма у граждан России явно прибыло: доля тех, кто благоприятно оценивает свое положение, выросла за последние пять лет более чем на 50% – с 22% в 2009 до 38% в 2013 году. За то же время снизилась доля тех, кому трудно – с 64% до 51%. Однако, как видим, доля эта совсем не малая.

По мнению большинства россиян (60%), материальное положение их семей не изменится в ближайший год. И лишь 15% опрошенных уверены, что оно улучшится. Причем, доля таких оптимистов снизилась на треть: в прошлом году их было 22%. Чаще других сегодня на улучшение своего материального положения рассчитывают молодые люди в возрасте 18-24 лет (25%), мужчины (18%), а также жители средних городов (19%). Скептиков, не ждущих ничего хорошего от будущего, примерно столько же, сколько оптимистов – 17%.

Россияне гораздо выше стали оценивать свою покупательскую способность: если в 2004 году более 40% опрошенных жаловались на то, что денег хватает только на покупку продуктов, то в 2014 году их стало почти вдвое меньше (22%). Вдвое выросло число тех, кто не испытывает проблем с приобретением одежды и мелкими покупками (с 32% в 2004 году до 60% в 2014 году). Более крупные покупки – телевизор, холодильник, предметы мебели – без труда могут совершить сейчас 15% населения.

В 2012 году основные траты в России пришлись на покупку мобильных телефонов (15%), ремонт квартир (11%), приобретение компьютеров (7%), телевизоров, стиральных машин, путевок (по 6%), автомобилей (5%), видеокамер (5%), холодильников (4%). А в 2014 году россияне, в первую очередь, планируют потратить часть накоплений на проведение ремонта (16%) и поездку на отдых (12%). Причем, если денег на отпуск хватать не будет, от планов отдохнуть откажется лишь 35% опрошенных. Еще 32% постараются «ужаться» и накопят нужную сумму, а 25% – готовы даже занять недостающие деньги. Понятно, что планы не всегда совпадают с их воплощением. Так, согласно ВЦИОМ, нынешние новогодние праздники за рубежом провел лишь 1% россиян, хотя ранее, в ходе сентябрьского опроса, о своем намерении отправиться за границу заявляли 3% опрошенных.

И все-таки важнейший результат первых опросов в 2014 году – отсутствие у россиян панических настроений, ожидания кризиса. Они заметно спокойнее стали относиться, например, к экономическому положению в стране: 58% характеризуют его сейчас как «среднее», хотя за прошедшие 10 лет этот показатель испытывал самые резкие колебания и порой падал очень низко. Не переживали и не готовы пока сильно переживать россияне по поводу роста курса доллара и евро. Если в 2002 году – даже без особых поводов – «валютное» беспокойство испытывали 62% опрошенных, то в 2013 году – лишь 29%. Этот вопрос волнует, в первую очередь, людей средних лет (34% 35-44-летних), высокообразованных (34%), москвичей и петербуржцев (38%), респондентов с высоким достатком (37%). Трезво реагируют россияне даже на угрозу потери работы, хотя она им представляется сейчас гораздо более серьезной, чем год назад: соответствующий индекс вырос с 34 пунктов (4 квартал 2012) до 40 пунктов (4 квартал 2013 года). А это, между прочим, столько же было в конце 2008 года. Тем не менее, сейчас уверенность в возможности равноценного трудоустройства после увольнения среди наших граждан, по данным ВЦИОМ, остается достаточно высокой.

Добавило оптимизма и недавнее исследование холдинга «Ромир». По мнению его экспертов, нынешнее замедление темпов роста – это не кризис потребления, а, скорее, свидетельство зрелости многих рынков, которые уже не могут расти на 20-30% в год. В последнем квартале 2013 года экономический негатив в новостном поле излишне преобладал над позитивными новостями, и, как полагает «Ромир», могло сложиться впечатление, что и весь год оказался неудачным. Но с учетом инфляции, которая в 2013 году составила, по данным Росстата, 6,5%, можно говорить о росте реальных расходов на повседневное потребление в размере 2,8%. Эти показатели: 9,5% номинального роста и 2,8% – реального в точности совпадают с данными Росстата по изменению оборота розничной торговли. Исследователи подчеркивают, что речь идет о росте потребления – и в реальном, и в номинальном выражении. Его темпы существенно снизились по сравнению с 2009-2012 годами, но все-таки это рост потребления, а не его сокращение.

Как полагают эксперты «Ромир», потребительский сектор остается вероятным локомотивом общего экономического роста на 2014 и 2015 годы, особенно в условиях затягивающихся сырьевой и инвестиционной пауз. Однако рост этот будет носить не общий, фронтальный, а сильно избирательный характер. И за него надо будет очень сильно побороться. 2014 год – время активного изменения структуры спроса, поведения и предпочтений потребителей, усиления конкуренции.

Версия для печати