Визы, РСТ, Россия, Заграница, Транспорт, Волонтерство, Туризм и закон, RTN Tech, Туристам,
Интервью

Галина Машухова: «Сибирский рынок все еще формируется»

09:21, 17 февраля 2014

За последние пять-шесть лет, с приходом больших операторов, выездной рынок Сибири изменился по составу игроков и вырос в разы по объему прямых чартерных программ. Сегодня крупные федеральные компании продолжают осваивать регионы, конкурируя не только в крупных, но и в небольших городах. Там, где вчера работал один оператор или вообще ни одного, сегодня представлены уже два, три и больше. Об особенностях этих рынков рассказывает директор новосибирского офиса Tez Tour Галина Машухова (фото).

- Офис Tez Tour в Новосибирске открылся в 2010 году, и вы сразу его возглавили. Насколько я знаю, в вашей карьере это первая турфирма?

- Турфирма – да. Но до этого я работала в отделе по туризму администрации Новосибирской области, а в 2001 году пришла в Новосибирскую ассоциацию туристских организаций, где 10 лет была исполнительным директором. Получила огромный опыт работы в туризме, причем и в законотворчестве, и в общении с операторами, агентами и потребителями. Когда в Сибирь пришли игроки федерального уровня, мне предложили возглавить офис Tez Tour в Новосибирске. Это было в мае 2010 года, в тот год мы поставили здесь свои первые цепочки в Анталию. Сегодня наша доля на рынке – около 20%. Предыдущий опыт мне очень помогает в работе: меня хорошо знают в регионе, у многих директоров турагентств, и не только в Новосибирске, есть мой телефон, и он звонит в любое время дня и ночи.

 

- Одна из главных проблем турбизнеса – кадры. А есть ли какие-то специфические сложности именно для региона?

- Про кадры – соглашусь. Подготовить менеджера в туризме, на мой взгляд, стоит ничуть не дешевле, чем летчика-испытателя. Причем учиться нужно быстро, постоянно повышая уровень и своего образования. Без этого ценность работника будет падать, потому что сегодня туристы порой знают больше, чем некоторые специалисты. А работа регионального офиса отличается только часовым поясом. Труднее всех Хабаровску. Неудобство в том, что из-за разницы во времени в первой половине дня бывает сложно решить какой-то оперативный вопрос. Но во всем есть плюсы: утром, пока столица спит, я имею возможность подготовиться к общению с центральным офисом, а вечером, когда у нас заканчивается рабочий день, могу задержаться и спокойно обсудить что-то с Москвой.

 

- Какие тенденции сегодня максимально точно характеризуют сибирский рынок?

- Не сказала бы, что сфера выездного туризма в Сибири сейчас сильно отличается от центральной части России. Есть и общие, сугубо российские особенности, и мировые тенденции, которые влияют на всех. Сейчас растут курсы доллара и евро, это одинаково касается и Москвы, и Новосибирска – цены на туры в рублях стали выше.

Про тенденции, связанные со спросом, всегда говорю с осторожностью, поскольку их в нашей специфичной отрасли сложно вычислить, а уж тем более – спрогнозировать. Дуновение ветра может перевернуть все на 180 градусов, а многое и вовсе случается не благодаря, а вопреки. Закрылся Египет – лучше продалась Турция, начались волнения в Бангкоке – стали больше интересоваться Гоа и т.д. Какое-то направление может накануне сезона казаться самым перспективным, а на деле получиться убыточным. Другое будет раскачиваться с трудом, а потом выровняется и принесет прибыль.

Да, мы можем предсказать, например, что на китайский Новый год в Таиланде будет сложнее подтверждать отели. Но есть куча факторов, которые влияют на туризм напрямую, а узнать о них заранее мы не можем: эпидемии, природные катаклизмы, политические кризисы, теракты и т.д.

С точки зрения возможностей по разлету Новосибирск становится все больше похожим на столичный город. За Уралом он самый продвинутый: здесь самые большие объемы прямых чартерных программ и в целом возможности для международных полетов. Из Новосибирска на отдых отправляются не только сибиряки, но и жители северного Казахстана, а по западным направлениям – дальневосточники.

 

- А туристы-сибиряки чем-то отличаются от других?

- По моим наблюдениям, они медленно раскачиваются, но если уж полюбят какое- направление, то крепко и до конца. Первый раз сибиряки обычно едут в Турцию или Таиланд, потом выбирают Испанию или Грецию, затем начинают комбинировать, менять сезоны. Раньше большинство отдыхало раз в год, теперь люди стараются разбить отпуск на две части, использовать майские или новогодние каникулы. В «Толмачево» каждый год прирастает пассажиропоток на международных рейсах, но увеличивается не только количество путешественников, но и количество поездок одних и тех же людей. Тенденция на нашем рынке сейчас такова: чем больше предложений, тем больше спрос.

 

- Растут не только Турция и Таиланд, становится все больше прямых европейских направлений. Два года назад вы, например, говорили, что горнолыжный чартер из Сибири – это нереально, а этой зимой Tez Tour уже продавал пакеты в Австрию на базе регулярных рейсов в Мюнхен.

- Поднять целый чартер на горнолыжный курорт, наверное, и сейчас невозможно. Более жизнеспособен смешанный вариант: на рейсе в тот же Мюнхен часть пассажиров летит к родственникам в Германию, часть – кататься на горных лыжах. Но в целом Европа становится ближе к Сибири. Наши люди, поездив по безвизовым странам, отправляются туда все охотнее. Некоторые государства сами способствуют этому – дают длинные многоразовые визы. Отдохнув летом в Испании, наши клиенты в межсезонье с удовольствием летят на недельку в Чехию и т.п.

 

- В последнее время особенно заметно, что большему количеству крупных компаний стали интересны сибирские регионы. Все больше городов узнают и о том, что такое операторская конкуренция. Рынок, по-вашему, еще имеет резервы для роста?

- Не нужно связывать количество компаний, работающих на том или ином направлении, с числом полетных программ. Некоторые операторы приходят в регион не для того, чтобы развивать чартерную перевозку, а чтобы заявить о себе. Одни компании заказывают целые самолеты, другие берут на них не более 10 мест. Последним важно, чтобы агенты узнали об их предложениях и могли бронировать у них направления, которые в регионе совсем не представлены, чаще всего с вылетом из Москвы. Из Новосибирска, например, нет прямых рейсов во Францию, Португалию, Венгрию, в страны Северной Европы, а Италия представлена только перелетами в Римини.

Наша отрасль сама по себе очень молодая, а в Сибирь, федеральные операторы пришли с большими чартерными программами только в 2008 году – всего-то шесть лет назад! До этого перевозка была совсем небольшой. Но если выездной рынок смог за короткий период так вырасти, значит экономическая ситуация к этому располагала. Сибири и дальше, думаю, есть куда расти, в том числе и с точки зрения географии полетов.

 

- Стимулируют ли новые центры выездного туризма отток клиентов от новосибирских рейсов?

- Отток чувствуется, поскольку людям удобнее вылетать из близлежащих аэропортов. Но большой плюс Новосибирска заключается в том, что летом у нас каждый день выполняется по несколько рейсов в Турцию, а зимой столько же в Таиланд. Если туристов, допустим, из Томска, где есть только одна цепочка раз в 12 дней, интересует поездка на неделю или две, то они выберут вылет из Новосибирска. Поэтому брони из других городов, где появились свои прямые рейсы, у нас по-прежнему есть.

Но мы приняли решение пока не заходить во все регионы, где есть такая возможность, поскольку, на наш взгляд, многие из них еще не доросли до статуса самостоятельных центров выездного туризма. Порой они не могут «скушать» целый самолет даже раз в две недели, а поставить полсамолета – нельзя.

Сейчас в стране, в том числе и у нас в Сибири, задействованы почти все аэропорты, где есть возможности для междугородных перевозок. Но пока спрос не вырос так, чтобы везде были полноценные цепочки, которые бы заполнялись без проблем. Поэтому операторы, мне кажется, чаще будут склоняться к варианту «маршрутного такси», как это уже делают некоторые. Это те самые «полсамолета»: взяли, например, туристов в Самаре, догрузились в Томске и полетели в Таиланд.

 

- Всегда ли операторам удается договариваться?

- Когда формируются полетные программы, некоторые компании объединяются, «садясь» на один самолет, поскольку понимают: лучше полететь вместе и заработать, чем амбициозно поставить каждому по борту и угореть. В последнее время действительно договариваться стали чаще, в том числе и в регионах. Тот же Томск, где прямые программы появились только в прошлом году, показал, что два-три оператора могут сесть на одну цепочку, два-три – на другую, вместо того, чтобы ставить шесть самолетов.

Руководители турфирм, как и все люди, очень разные: порой кто-то при постановке программ руководствуется не только экономически обоснованиями, но и другими мотивами. И, наверное, рынок какое-то время еще будет лихорадить. Даже когда на каком-то направлении ситуация более-менее выравнивается и появляется возможность зарабатывать, на него тут же заходят игроки, которые ломают стабильность.

 

- В Сибири довольно популярно мнение, что федеральные операторы ведут рынок в тупик и банкротство кого-то из крупных игроков неизбежно. Вы с этим согласны?

- Я бы не рискнула это утверждать, особенно глядя издалека, из региона. Для крупнейших туроператоров страны объемы в сибирском регионе и Новосибирске в частности – не такая уж большая доля всех программ. И если горят места в цепочке из Новосибирска, это еще ни о чем не говорит.

И мы все знаем: если на туристическом рынке ожидают каких-то неприятностей, вовсе не значит, что это произойдет. Давайте вспомним: если про «Капитал тур» еще что-то говорилось в кулуарах, то про «Ланту» – практически ничего, а «Асент» и вовсе стал для всех неожиданностью. Мне кажется более вероятным уход нишевых операторов, им сейчас тяжелее. У больших есть возможность перекрывать убытки на одних направлениях доходами от других.

 

- Прошлой осенью офисы крупных операторов, работающих в Новосибирске, решили отделиться от традиционной региональной выставки и устроить свое мероприятие. Планируете ли поступить так же этой весной?

- На мой взгляд, отраслевая выставочная деятельность и собственно туризм все сильнее отдаляются друг от друга. Даже на московских мероприятиях посетителей в последние годы все меньше. Мы уходим в интернет от печатных каталогов, агентам больше не нужно ехать в Москву, чтобы заключить договор, семинар можно прослушать на своем рабочем месте в любое удобное время.

Не знаю, как в других регионах, но в Новосибирске руководители операторских офисов общаются и обмениваются информацией. За последний год мы провели несколько совместных мероприятий. Формат существующей выставки стал неинтересен для нашей компании, отдача от «сепаратного» форума осенью была лучше, притом что бюджет удалось сократить вдвое. Весной кто-то вернется на выставку, кто-то – вновь проведет что-то свое. У нас, например, в конце прошлой недели состоялся «Тез-фестиваль», на который пригласили отели из Турции, Болгарии, ОАЭ, Таиланда. Первый день – для агентств, второй – для прямых клиентов. Наши туристы стали более любознательными, поэтому мы хотим, чтобы и у них была возможность задать свои вопросы. Мы решили, что существуют разные способы раздавать каталоги, причем есть форматы дешевле и продуктивнее, чем традиционные выставки.

 

Анна Вальцева, RATA-news

Обсудить в telegram

вам может быть интересно